Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.

Кролик С. А.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
г. Тамбов, Российская Федерация,  аспирант кафедры социокультурных коммуникаций и актёрского мастерства

Стремительное перманентное ускорение и обновление становятся ведущими характеристиками жизни современных индустриальных обществ. Научно-технические революции делают их чрезвычайно динамичными системами, стимулируя радикальное изменение социальных связей и форм человеческих отношений.

На фоне сложных социальных проблем, утраты ценностных ориентиров как никогда важным становится духовное воспитание подрастающего поколения.

Духовное развитие подрастающего поколения во многом обусловлено степенью его приобщенности к культуре общества. Этот процесс происходит под влиянием как объективной действительности, так и воспитания. Поэтому проблема совершенствования форм и методов формирования нравственно-этических качеств подростков приобретает особую актуальность.

Каждая из наук, изучающих вопросы культуры, исходя из своего предмета исследования, выявляет те её стороны и отношения, которые попадают в спектр рассмотрения  данной  науки. Возрастание роли  культуры в  жизни общества, успехи, достигнутые в научно-теоретической мысли, во  многом обусловили усиления внимания обществоведов к теоретико-методологическим вопросам духовной культуры.

История разработки философских теоретических проблем культуры восходит к XVIII – XIX вв. Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр, Гердер и многие другие философы рассматривали культуру в русле классического  идеализма.

В противовес природе культура обозначала духовное начало, духовные способности и возможности человека. С возникновением материалистической диалектики, признающей основополагающую роль материального  производства в жизни  общества, закономерно утверждается концепция двуединого строения культуры - материальной и духовной.

При таком методологическом подходе культура выступает в виде совокупности результатов деятельности человеческого общества во всех сферах его жизни. Культурная антропология исследует развитие культуры во всех ее аспектах: образ жизни, восприятие мира, менталитет, повседневное поведение.

«Культура, являясь универсальной характеристикой деятельности, как бы «задает» социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных, типологических особенностей и результатов» [5, с.189].

Освоение культуры для человека становится условием его достаточно комфортного существования в данном обществе, ибо культура помогает человеку «присвоить» условия окружающей среды, способы и образцы социального поведения и действия, ориентирует в знаниях, нормах и ценностях общностей, в которые входит человек. Кроме того, она дает возможность понять и принять особенности взаимодействия, общения людей друг с другом, а также выступает как форма предметно-практической деятельности на работе, в семье.

Культура, по мнению многих ученых (И.С. Кон, А.В. Мудрик) является социальным явлением [3; 4]. Она воплощает общечеловеческое богатство, которое передается из поколения в поколение через образование, обучение и воспитание, определяет исторический уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в способах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура сохраняет единство нации, государства и общества, т.к. она определяется степенью осуществления ценностей и реализации ценностных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности, и потому культура каждого народа, каждой нации первична по отношению к ее экономике, политике, праву и морали [2].

Социальное определяет внешний характер контактов взаимосвязей между индивидами, их общностями, обществом в целом и характеризует «совместимость» различных культурных феноменов и процессов.

Культура представляет собой меру ценностно-содержательного влияния на различные стороны социальных отношений. Ее сущностный смысл предстает как высшая степень облагороженности и одухотворенности природных, социальных условий и человеческих отношений.

В контексте социальных отношений культура представляет собой меру развития человека, становления личности в процессе деятельности и усвоения социального опыта. В формировании человеком своей социальной сущности заключается общекультурный, гуманистически содержательный смысл деятельности. Такого рода деятельность выступает как реальный способ наиболее полного самовыражения личности через активные общественные действия.

В этой взаимосвязи культура выступает в качестве внутреннего духовного саморегулятива индивида, его вида деятельности; создавая мир человеческих взаимоотношений на основе единства и многообразия, которые наиболее полно выражают интегративные связи человека, культуры и социальной системы общества.

Разноуровневые социальные проявления культуры свидетельствуют о ее многообразном ценностном содержании, которое выступает в качестве интегрирующего механизма адаптации, социализации, инкультурации, идентификации, самореализации индивидов, взаимодействия между социальными общностями и реальными социокультурными явлениями, а также процессами общественной жизни.

Культура для человека остается самым верным источником, сообщая ему всё, что он думает о себе и окружающем мире. Человеку присуща удивительная способность к самореализации, которая требует от него серьезных и значительных усилий, и только тогда вызревает способность к воплощению своих дум и чувств, активное отношение к окружающему миру; рождаются воля и решимость, преодолевающие сомнения и колебания, глубоко осознанное понимание совершающихся событий.

Сегодня культура «…призвана защищать достоинство человека, способствовать его социальной адаптации и социальной сопричастности» [1].

Таким образом, вполне корректным является определение культуры в целом как системы нормативных конвенций, обслуживающих тот или иной тип социальной солидарности и социокультурной идентичности людей.

В  культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура, культура речи.

Подрастающее поколение нуждается в раскрытии глубокого внутреннего смысла культуры поведения, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям.

За многовековую историю развития человеческой культуры выработался ряд правил поведения, которые обычно называют правилами хорошего тона или правилами этикета.

Культура поведения и этикет - совокупность духовных ценностей, правил, норм и ритуалов, регулирующих характер взаимоотношений между людьми и служащих для того, чтобы облегчить человеку вхождение в общество, сделать условия его общения с другими людьми приятными и удобными.

Уже в молодом возрасте необходимо усвоить общепринятые нормы общественного поведения. От того, в каких условиях происходит потребление, наследование культуры, зависит многое. Высокая культура восприятия и потребления ценностей формирует и нравственную культуру подростков.

Литература

  1. Андреенкова Н.В. Проблема социализации личности // Социологические исследования. Вып.З. М., 1970. С. 25-40.
  2. Градов Д. Идеологический процесс и воспитание личности. М.: Наука, 1980.
  3. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 224 с.
  4. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Инст. практ. психологии, 1997. 365 с.
  5. Ставская Н.Р., Комарова Э.И., Булычев И.И. К проблеме соотношения категории «культура» и «деятельность» // Культура как целостное явление: проблемы и методология изучения: Сборник научных трудов. Л., 1983. С. 189.