Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

МИССИЯ  ОМСКИХ ТУРИСТИЧЕСКИХ ФИРМ

Левочкина Н.А.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего профессионального образования ОмГУ им. Ф.М.Достоевского
e-mail: lna1970@yandex.ru

Одним из структурных внутренних элементов системы менеджмента является миссия организации, которая вызывает у членов организации состояние устремленности к чему-либо. Существует широкое и узкое понимание миссии. В широком смысле миссия рассматривается как констанция философии и предназначения, смысла существования организации, а в узком – утверждения того, для чего или по какой причине существует организация. При этом узкое понимание можно конкретизировать, если хотим подчеркнуть конкурентную составляющую миссии – она должна содержать оригинальную идею, эксклюзивную сферу деятельности, конкурентоспособный товар и т.д. [1, c. 247].

В формулировке миссии должны отражаться мысли, содержащие ответ на вопрос: почему организация делает то, что она делает, а также должны отражаться интересы собственников, сотрудников и покупателей фирмы, учитываться интересы деловых партнеров, местного сообщества и общества в целом. Кроме того, миссия является всеобъемлющей целью предприятия, позволяющей ему действовать как единое целое. Поэтому в проведенном нами (март – апрель 2005 г.) микроисследовании обращалось внимание на знание и единство в понимании миссии своей организации как руководителями, так и остальными работниками турфирм.

Так, на 1 января 2005 г. в Омской области на рынке туристских услуг работало 130 юридических и физических лиц, имеющих лицензии на турагентскую деятельность, а также 8 турфирм, осуществляющих туроператорскую деятельность (кстати, в государственном реестре на 01.09.06. г. количество турфирм соответственно сократилось до 67 и 8). В настоящее время их количество увеличилось в 2 раза и в 2 раза сократилось количество туроператоров.

В нашем опросе принимали участие 21 туристическая фирма, что составило 15, 2 % (то есть почти каждая шестая фирма), что является репрезентативной выборкой, учитывающей специфику деятельности и время работы на рынке. При этом 17 фирм (13,07 %) представляют турагентов, а 4 фирмы (50 %), опрошенные нами, занимаются туроператорской деятельностью. На рынке туруслуг Омского региона соотношение фирм турагентов и туроператоров составило 1:16, а соотношение опрошенных 3:1.

В результате качественного анализа формулировок миссии омских турфирм можно сделать следующие выводы. Во-первых, необходимость наличия самой миссии не вызывает сомнений у туроператоров (руководителей, менеджеров), тогда как у турагентов, включая их руководителей, отсутствует четко сформулированная миссия, либо её необходимость подвергается сомнению. Во-вторых, формулировка миссии подменяется формулировкой цели, как у руководителей, так и в большинстве случаев у менеджеров-исполнителей. В-третьих, у большинства туроператоров и турагентов при расшифровке миссии не отражаются в полном объеме основные характеристики данных фирм (целевые ориентиры, сферы деятельности, как, например: «И себе, и людям», «Звезды отдыхают с нами», «Развитие новых направлений и совершенствование старых», а также философия фирмы, возможности и способы осуществления деятельности)(см. таблицу 1).    

Хочется также отметить, что рядовые менеджеры в качестве миссии формулировали цель – получение прибыли, завоевание рынка, реже – предоставление качественных услуг, либо затруднялись с ответами, что не способствует формированию единства целей организации и целей отдельных её работников. Однако, если посмотреть на формулировку миссии руководством и сотрудниками турфирмы «Евразия – тур», являющейся туроператором, то мы увидим предназначение фирмы и её отношение к обществу – сохранять и преумножать культурные ценности России, сферу деятельности – туризм. При этом философия фирмы определяется стремлением к лидерству на рынке туруслуг, а возможности и способы осуществления деятельности обусловлены инновационным характером развития кампании. Кроме того, в формулировке миссии четко отражается информация и для покупателей туруслуг (высокий уровень профессиональной подготовки сотрудников, использование новых информационных технологий в деятельности и др.), и для конкурентов (стратегии лидирования на рынке туруслуг и конкурентное ценообразование).

Таблица 1.

Формулировка миссии омских турфирм  (фрагмент; март – апрель 2005 г.)

             Критерии

 

Название

Время работы на рынке (лет)

Формулировка миссии

Менеджеры-руководители

Менеджеры-исполнители

1

ООО ТФ «Валентина»

11

«И себе, и людям»

«Мы зарабатываем деньги», «Отправить людей на отдых, при этом заработать на себя»

2

ООО ТФ «Евразия – Тур»

9

«Лидирующая туристическая кампания инновационного типа, сохраняющая культурные ценности России»

«Лидирующая туристическая кампания инновационного типа, сохраняющая культурные ценности России»

3

ООО «Том»

14

-

Автобусные туры по Европе и в Германию

4

ООО «Пять звезд»

10

«Звезды отдыхают с нами»

«Доставлять радость людям»

5

ООО « Артём»

8

«Автобусные туры и перевозки в Германию»

«Автобусные туры и перевозки в Германию»

6

ООО «Аврора – тур»

3

-

Затруднились с ответом

7

ООО «Вояж – тур»

1

Отдых для души

-

8

ООО «Ковер-самолет»

1

-

Заниматься туризмом

Хочется также отметить, что рядовые менеджеры в качестве миссии формулировали цель – получение прибыли, завоевание рынка, реже – предоставление качественных услуг, либо затруднялись с ответами, что не способствует формированию единства целей организации и целей отдельных её работников. Однако, если посмотреть на формулировку миссии руководством и сотрудниками турфирмы «Евразия – тур», являющейся туроператором, то мы увидим предназначение фирмы и её отношение к обществу – сохранять и преумножать культурные ценности России, сферу деятельности – туризм. При этом философия фирмы определяется стремлением к лидерству на рынке туруслуг, а возможности и способы осуществления деятельности обусловлены инновационным характером развития кампании. Кроме того, в формулировке миссии четко отражается информация и для покупателей туруслуг (высокий уровень профессиональной подготовки сотрудников, использование новых информационных технологий в деятельности и др.), и для конкурентов (стратегии лидирования на рынке туруслуг и конкурентное ценообразование).

В целом, предложенный выше анализ миссии омских турфирм можно в дальнейшем качественно и количественно расширять с учетом дифференциации их опыта работы на рынке, доминирующих направлений деятельности и многих других параметров.

Литература

1. Фатхутдинов  Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. – М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002. – 892 с.