Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ 

Белинская Н.В.
Орловский государственный институт искусств и культуры,
г.  Орел, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности,
e-mail: skd.ogiik@mail.ru 

В статье рассматривается актуальная проблема формирования национально-культурной идентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности регионального музея при использовании идентификационного ресурса региона. Историко-культурное наследие региона, обладая особым педагогическим потенциалом, способствует культурному самоопределению молодого поколения, реализации задач социализации и инкультурации молодежи.

В условиях глобализации резко обострилась проблема национально-культурной идентичности, ценностное поле отечественной культуры стремительно насыщается инокультурными образцами, которые по своей природе вступают в конфликт с теми продуктами культурной деятельности, которые создавались российскими философами, литераторами, драматургами, художниками на предыдущих этапах исторического развития нашего государства. Существование традиционной национальной культуры оказалось несовместимым с содержанием культуры современной цивилизации, в которой базовые ценности российской культуры и общечеловеческие ценности оказываются ненужными и вредными с точки зрения идеала преуспевания.

Наиболее уязвимой группой населения в этих процессах оказывается молодежь, которая находится в ситуации жизненного самоопределения и не обладает четкими духовно-нравственными ориентирами. Кризис национально-культурной идентичности переживается на персональном уровне как разрыв связей человека с миром, проявляющийся в слабой включенности в социально-культурные институты, нигилизме в отношении к прошлому и отсутствии образа будущего, неспособности адекватно осмыслять жизненные проблемы и самоопределяться в духовно-нравственной плоскости, и прежде всего в понятиях добра и зла. Идентификационные искажения ведут к социальной дезинтеграции - утрате общественных идеалов и разрушению традиционных механизмов культурной преемственности, отречению и безверию, бегству от собственного призвания и долга, стимулируют рост адаптивных и деструктивных реакций на складывающиеся жизненные ситуации.

Создание условий для формирования национально-культурной идентичности молодого поколения посредством реализации идентификационных, ценностно-ориентационных и социализирующих потенциалов отечественной культуры на сегодняшний день является одной из актуальных проблем современного российского общества, стремительно втягивающимся в орбиту влияния мирового глобализационного процесса.

С усилением глобализации все более востребованной оказывается локальная специфика и историко-культурное наследие региона, которые выступают своеобразным защитным механизмом сохранения национальной культуры и одновременно социальным ресурсом регионального развития.

Обладая особым педагогическим потенциалом историко-культурное наследие региона способствует генерированию национально-культурной идентичности и сохранению культурного многообразия, реализации задач социализации и инкультурации молодежи.  Но это действенно только в случае, если историко-культурное наследие региона осознается и используется в качестве идентификационного ресурса. В этой связи необходимо признать, что богатое историко-культурное наследие регионов слабо востребовано в социокультурных практиках, и это отрицательно сказывается на процессах культурной идентификации молодого поколения.

Несмотря на все большее стимулирование властью актуальных форм деятельности социокультурных институтов в процессах культурного самоопределения молодого поколения, идентификационный ресурс историко-культурного наследия регионов не используется в полной мере    из-за отсутствия действенных механизмов государственной культурной политики, должной поддержки инициатив и проектов социокультурных институтов региона со стороны органов управления в сфере культуры.

Одним из немногих социокультурных институтов, использующий потенциал историко-культурного наследия региона в своей деятельности и  создающий оптимальные условия для культурной самоидентификации, является музей.

В последнее время утвердилось представление о том, что современная функция музея видится в большей интеграции музейного пространства в культуру общества, активном использовании его социально-культурного потенциала и историко-культурного наследия региона в формировании культурной идентичности, позиционировании музея в качестве социального института, соответствующего современному контексту и отвечающего требованиям времени. Одной из важных социальных функций музея видится в разработке средств помощи людям в культурной самоидентификации посредством изменения или корректировки стереотипов, представлений, духовно-ценностных ориентиров, культурных образцов.

Все больше признания находит представление, в котором музей рассматривается как социокультурный институт, выходящий за пределы сложившихся тематических планов комплектования, научной обработки и экспонирования музейных коллекций и переходящий к осуществлению более широкой социальной миссии культурной идентификации. В современной проблеме национально-культурной идентификации молодого поколения центрирующую роль должны и могут играть музеи, поскольку они не только вырабатывают интерес к прошлому, но и формируют ценностное отношение к национальному культурному наследию. На современном этапе развития общества вновь встает вопрос о социокультурной миссии регионального музея, поскольку провинциальный музей сформировался как институт, ориентированный на сохранение и трансляцию местной (микрорегиональной) культуры и истории, вместе с тем его устоявшиеся методы извлечения предметов музейного значения из среды бытования или музеефикации отдельных памятников отмечаются недостаточными для генерации культурной идентичности. Музеями слабо учитывается специфика культурно-исторической среды, как основного, а порой и единственного источника региональной специфики, отсутствует взаимодействие с другими институтами социально-культурной деятельности (школой, средствами массовой информации, с общественными объединениями художественной, естественнонаучной, историко-культурной, краеведческой и просветительной направленности, малыми социальными группами и каждым конкретным человеком). Это явно сужает их воспитательное воздействие, ибо культурная идентичность успешно формируются только в условиях комплексного воздействия микро- и макросреды.

Таким образом, в контексте современной социокультурной ситуации задача музея как социокультурного института, призванного поддерживать традиционные культурные стандарты на высоком уровне, обеспечивать преемственность гуманистических ценностей и производство мировоззренческих смыслов, видится в организации социокультурных процессов в границах того или иного региона, расширении социально-культурной деятельности тематически и территориально, создании таким образом деятельной основы для национально-культурной идентификации молодого поколения.

Однако в современной социокультурной сфере существуют противоречия, препятствующие реализации позитивного потенциала музея, между:

- актуальностью формирования национально-культурной идентичности молодежи и недостаточным научно-педагогическим обоснованием подходов к ее решению в условиях деятельности регионального музея;

- особым педагогическим потенциалом социально-культурной деятельности регионального музея и неэффективностью его использования в формировании национально-культурной идентичности молодежи;

- пониманием необходимости взаимодействия музея и других социокультурных институтов, его включенности в общекультурные процессы  региона и отсутствием технологий такого взаимодействия;

- наличием несистематизированного практического опыта по формированию национально-культурной идентичности молодежи и недостаточной разработанностью технологий решения этой проблемы;

- большим потенциалом историко-культурного наследия региона и его низкой практической реализацией в социально-культурной деятельности музея.

Высокая потребность разрешения выделенных противоречий определяет основную проблему исследования, связанную с научным осмыслением сущности, специфики и организационно-педагогических условий формирования национально-культурной идентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности регионального музея.

Теоретико-методологической основой исследования данной темы являются исследования зарубежных и отечественных ученых:

 - философский аспект музея как социокультурного и морально-нравственного феномена рассматривался в трудах философов  М.М. Бахтина, В.С. Библера, М. Бубера, А.А. Воронина, Т.П. Калугиной, Е.А. Маковецкого, А. Мальро, Б.Г. Соколова, П.Флоренского, Н.Ф.Федорова и др;

 - представление о том, что социокультурный потенциал музея не исчерпывается музейной коллекцией, утверждалось в культурологических исследованиях (Т.А. Алешина, А.А. Аронов, З.А.Бонами, Ю.В. Иванова, М.С. Каган, М. Кастельс, Е.Н. Мастеница, Л.М.Мосолова, Ж. Перо, М.Б. Пиотровский, Т. Шола, К. Хадсон, Ф. Юбер и др.);

 - с позиций социологии музей рассматривался как социальный институт (Е.М. Акулич, Г. Белтинг, Е.Г. Ванслова, В.М. Грусман, Ю.У. Гуральник, А.К. Ломунова, Л.Я. Петрунина, Д.А. Равикович и др.);

 - процессы и механизмы социальной адаптации молодежи в современных условиях, состояние духовно–культурной сферы молодежного досуга анализируются в работах А. С.Запесоцкого, А. Г.Здравомыслова, С. Н.Иконниковой, В. Т.Лисовского, А. П.Маркова, З. В.Сикевич;

- педагогические аспекты выявления форм и методов оптимизации процессов  социализации и инкультурации на различных этапах развития личности,  воспитательной работы в молодежной среде и обосновании условий реализации воспитательного потенциала досуга нашли выражение в исследованиях М.А. Ариарского, С.Г. Вершловского, Т.Г. Киселевой,           А.Д .Жаркова, И.А .Новиковой, Ю.А. Стрельцова;

 - процессы моделирования государственной культурной политики исследовались такими авторами, как Г.М. Бирженюк, Д.М. Булавина, Л.Е. Востряков. А. П.Марков,  Э.А.Орлова;

 - исследования социокультурного характера представлены трудами            Р.Г. Абдулатипова, А.А. Аронова, Л.Н. Воеводиной, В.А. Волобуева, Ю.А. Головина, Г.В. Гриненко, В.З. Дуликова, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.Г. Казаковой, Ю.В. Китова, С.Н. Комиссарова, Ю.Д. Красильникова, И.В. Малыгиной, А.А. Пелипенко, В.А. Ремизова, Н.В. Романовой, Ю.С. Савельева, Н.Г. Самариной, М.Я. Сарафа, М.В. Соколовой, Ю.А. Стрельцова, Е.Ю .Стрельцовой, Т.Н. Суминовой, В.А. Тихоновой, И.Б. Хмельницкой, В.М. Чижикова, В.В. Чижикова, Е.В. Чижиковой, Н.Е.Шафажинской, М.М. Шибаевой, Н.Н. Ярошенко и др.;

 - при анализе проблем формирования идентичности основополагающими представляются труды таких отечественных и зарубежных исследователей, как П. Бергер, П. Бурдье, В.Н. Гасилин, Т. Локман, И.В. Малыгина, Ф. Тильман, В.А. Тишков, Р.Ф. Туровский, В.Г. Федотова, В.Н. Ярская;

- различные подходы и позиции к формированию идентичности в российском провинциальном контексте рассматривались в трудах исследователей (Л. И. Беленький, Н.А. Бердяев, А.В. Дахин, Т.С. Злотникова, М.С Каган, В.Л. Каганский, Д.С. Лихачев В.М. Чижиков).

В контексте данной работы существенный интерес представляют исследования, раскрывающие идентификационный потенциал отечественной культуры: философско–антропологические теории и идеи отечественных философов (М. Бахтин, Л. Выготский, И. Кон, А. Лосев, А. Спиркин);  сущности и функций культуры, роли культурного наследия и традиций в жизнедеятельности человека и общества (В. С.Библер, П. С.Гуревич, Б. С.Ерасов, С. Н.Иконникова, В. В.Селиванов, В. Н.Топоров).

Таким образом, на сегодняшний день представляется необходимым:

 - научно обосновать сущность и специфику формирования национально-культурной идентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности регионального музея;

 - выявить и обосновать комплекс организационно-педагогических условий формирования национально-культурной идентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности регионального музея.

Научная новизна, теоретическая значимость и практическое значение данного направления исследования определяются разработкой научно-обоснованного комплекса организационно-педагогических условий формирования национально-культурной идентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности регионального музея.