Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ (Н.: КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АГЕНТСТВА ПРАЗДНИКА «МАСКАРАД» Г.КРАСНОДАРА). 

Дмитриева А.В.
ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры искусств», г.Краснодар, Россия
annmarina@mail.ru

«Где нет простора для проявления способности,

там нет и способности» - немецкий философ Л.Фейербах

Социокультурная анимация – это одно из самых интересных и захватывающих социальных явлений середины XX – начала XXI вв. Своё развитие она начала во Франции, как свободная деятельность общественных объединений в сфере культуры и искусства, а вот уже в настоящее время социокультурная анимация приобретает всё более глубокое значение, - становится средством всестороннего развития, одухотворения, рекреации и реабилитации.

Стремление человека реализовать заложенные в нём творческие силы и способности является наиболее глубинной потребностью личности, потребностью, которая определяет смысл его жизни и значимость его в глазах других людей. Именно поэтому мы хотим более подробно остановиться на развитие творческих способностей у детей и молодёжи, по средствам социокультурной анимации.

Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс). Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности молодёжи в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники и другие мероприятия – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, потенциалов и возможностей. Социокультурная анимация обеспечивает все условия для творческого самовыражения личности, в связи с этим происходит выявление и развитие задатков человека. Тому подтверждение являются анимационные программы, которые используются на практике.

Базой исследования нашего исследования является коммерческая организация Агентство праздника «МАСКАРАД» г.Краснодара, где проходят практику студенты  и работают выпускники Краснодарского государственного университета культуры и искусства, специальности «менеджер социально-культурной деятельности» и «актёр театра и кино». Эта организация не только предоставляет развлечение и рекреацию населения на коммерческой основе средствами культурно-досуговой деятельности (А.Д. Жарков)[3], но и реализует другие направление так же на коммерческой основе.

В современной практике анимационной деятельности используются такие типы программ:

- игровые;

- конкурсно-игровые и конкурсно-зрелищные;

- фольклорные;

- зрелищно-театрализованные;

- художественно-публицистические;

- танцевально-развлекательные;

- спортивно-оздоровительные. [2]

Во всех этих программах творчеству отводится не последнее место, а одно из первых. В этом списке игровая программа представлена первой, ведь она является на сегодняшний день одной из самых распространенных типов анимационной программ. А ведущей организованный метод игра, используется практически во всех мероприятиях.

Была проведена игровая программа, посвящённая дню всех влюблённых, в кинотеатре «Киномакс». Одной из главных целей было развитие творческих, креативных и коммуникативных качеств посетителей кинотеатра, которые в основном были молодёжью. В ходе игры молодёжи предлагалось пройти несколько этапов:

1 этап. Общий этап, суть – деление на команды, знакомство меду собой.

2 этап. Основной этап. Прохождение двух площадок:

- создание валентинок, обязательно с адресатом получения;

- проведение быстрых свиданий Speed Dating, обязательно с образованием пары или пар.

3 этап. Заключительный этап, рассчитанный на творческие способности, образовавшихся пар. Подведение итогов и награждение.

В этой игровой программе каждый участник имел возможность раскрытия, проявления и совершенствования своих творческих навыков. В ходе игр происходило развитие творческого мышления и творческой деятельности участников.

И приведём пример зрелищно-театрализованной программы, где основой является: авторский замысел, идейно-художественная концепция, мировоззренческая позиция сценариста, сущность драматического конфликта, сюжет и его событийная основа, а также зрелищно-визуальные компоненты программы - сценография, костюмы участников представления, светотехнические эффекты, музыкальная партитура и даже зрительская аудитория, участвующая в программе и своим эмоциональным откликом, создающая и дополняющая атмосферу театрализованного действия.

Была проведена зрелищно-театрализованная программа, посвящённая творчеству русскому поэту, драматургу и прозаику А.С.Пушкину, «Сказки А.С.Пушкина», в МОУ СОШ №32 г.Краснодара, для младших классов. Одной из главных целей было ознакомление детей со сказками великого поэта и развития творческих качеств в литературной и театральной деятельности.

Сюжет зрелищно-театрализованной программы:

Пролог. Театрализованное представление героев сказок А.С.Пушкина.

Завязка. Смешение героев из разных сказок.

Кульминация. Конфликт героев сказок.

Развязка. Игровой блок, где игры в одной концепции с общей темой. В стране сказок дети поучаствовали в разных сказках. Примирение героев сказок.

Эпилог. Подведение итогов и награждение участников.

В этой программе каждый участник имел возможность проявить себя в играх, раскрыть свои литературные и творческие способности.

Социокультурная анимация в представленных нами программах выступала как эффективное средство развития творческих способностей у детей и молодёжи. Им предоставлялась возможность творить собственными руками, воплощать свои идеи и задумки в жизнь, в общем, простор для проявления своих способностей.  Развивая творческие способности подрастающего поколения, мы даём им «ключ к успеху» практически во всех областях жизни, ведь умение мыслить нестандартно открывает широкие возможности для самореализации в современном обществе.

Литература

1. ГаньшинаГ.С. Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению. Сб.науч.ст. Тамбов: ТГУ, 2010. C. 67.

2. Дедурина Т.В. Специфика сущностных свойств социокультурной анимации / Т.В. Дедурина // Вестник МГУКИ. - 2008. №5. - С. 101 - 104.

3. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности.Учебное пособие. М.: Изд-во МГУК; ИПО «Профиздат», 2002.

4. Понукалина О.В. Социокультурное значение досуга // Современная картина мира: общество, время, пространство: Сб. науч. тр. – Саратов: Юл, 2001.

5. Smith K. Mark Animateurs, animation, learning and change. – the encylopaedia of informal education. – www.infed.org/animate/b-animat.htm