Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Л. М. Специан
Российский государственный социальный университет, филиал в г. Минске
milaspets@tut.by

Подготовка и переподготовка специалистов в социальной сфере представляет собой острую проблему, которая стоит перед обществом. Эффективность деятельности организации зависит от того, как подготовлены кадры, каким уровнем профессионализма  обладают, т.е. главную роль в менеджменте социальной работы играют кадры. Качество персонала и его отношение к труду (уровень профессионализма и творчество работников) является основным фактором конкурентоспособности организации, ее выживаемости и процветания.

Исследования в области повышения эффективности подготовки и переподготовки социальных работников показали, где наравне с постоянным улучшением качества подготовки специалистов, имеют место определенные проблемы. Так, например, в содержании профессиональной подготовки не всегда учитывается общее и специфическое в социальной работе, компонент общечеловеческой культуры особенности. Кроме того, в процессе обучения недостаточно внимания уделяется практике, недостаточно разработаны содержание и методические основы практической подготовки специалиста.

Профессиональное развитие оказывает положительное влияние на деятельность организации и самих сотрудников. Они становятся более конкурентоспособными на рынке труда, получают дополнительные возможности для профессионального роста (внутри своего предприятия, так и за его пределами) благодаря повышению и приобретению новые навыков и знаний. Получение в процессе переподготовки новых знаний способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе. Поэтому возможность профессионального развития в собственной фирме высоко оценивается работниками и оказывает большое влияние на принятие ими решения о работе в той или иной организации. Выигрывает от внутрифирменного профессионального развития персонала и общество в целом, получая более квалифицированную рабочую силу и более высокую производительность труда без дополнительных затрат.

За период профессионализации социальной деятельности активно обозначился интерес к проблемам не только становления и развития социальной работы, но и к личности профессионала, его особенностям, качествам и свойствам, его готовности к деятельности и своему развитию. Основная масса работников ориентирована на совершенствование своих профессиональных качеств и навыков, стремится к повышению профессионального мастерства и обогащению новыми знаниями. При этом следует отметить, что мотивационно-ценностная ориентация социальных работников показывает важность общекультурного, профессионально-теоретического, технологического уровня.

В современных условиях работы сложная, многоплановая, полифункциональная деятельность социального работника постоянно выдвигает требование быть в курсе всех нововведений. Поэтому динамичность, нестабильность, неординарность социальных, экономических, морально-поведенческих явлений и ситуаций вызывает острейшую потребность в повышении профессиональной компетенции, личного мастерства в работе.

Профессионально важные качества рассматриваются как проявления психологических особенностей личности социальных работников. Они всегда интерпретируют объективную реальность через структуру своей личности. Личностные качества специалистов по социальной работе являются базисными при становлении профессионального мастерства.

Известно, что процесс обучения персонала преследует цели: повышение качества человеческих ресурсов, повышение качества продукции или услуг, проведение организационных изменений, развитие персонала, улучшение системы коммуникации в организации, формирование организационной культуры, увеличение уровня лояльности организации.

Моделируя педагогический процесс, особо ставится задача обозначения личностного и деятельностного компонентов в профессиональном развитии социального работника. Осуществляя практически этот процесс, важно учитывать [1]:

- профессионально-практический жизненный опыт обучающихся;

- базис предыдущей  теоретической и практической подготовки;

- биологический возраст, пол, психофизиологические особенности;

- индивидуально-личностные цели обучения;

- осознанность перспективы применения полученных знаний;

- положительную или отрицательную установку (мотивацию) на обучение, образование;

- стремление получить как можно больше знаний в «сжатые» сроки;

- субъективно-субъективные отношения в педагогическом процессе;

- позитивное отношение к нестандартным методам обучения.

Особую актуальность в настоящее время приобретает проблема профессионального становления социального работника. Сегодня в социальных службах все еще работают люди, не имеющие соответствующего базового образования. Они  вынуждены выполнять функции специалиста по социальной работе. Чаще всего работа заключается в осуществлении сбора документов, выдачи справок и т.д. Но профессия социального работника охватывает широкий спектр, относится к типу профессий «человек - человек», что требует высокой квалификации специалиста.

Профессиональная подготовка предполагает рассмотрение вопросов, связанных с мотивацией, представляющей внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели. Человек стремится снизить напряжение, когда он испытывает нужду в удовлетворении какой-либо потребности. Необходимость удовлетворения потребностей побуждает работников к определенным видам трудовой деятельности. Их особенность в процессе мотивации трудового поведения состоит в том, что потребности только тогда становятся побудителями и регуляторами, когда осознаются работником (коллективом). В этом случае они приобретают конкретное выражение – форму интереса к тем или иным видам деятельности, объектам, предметам. Потребности характеризуют возможный в данных условиях способ удовлетворения потребности.

Различают мотивацию внутреннюю (деятельность для личности значима сама по себе) и внешнюю (признание, принадлежность чему-либо). Исследования, посвященные проблеме мотивации выбора профессии, показывают разнообразие мотивов, которые влияют на эффективность процесса профессионального самоопределения. Большое значение приобретают не только экономические мотивы (например, высокая заработная плата), но и психологические мотивы, такие как самоуважение, моральное удовлетворение работой. Эти виды мотивов базируются на изучении потребностей человека, что приводит к появлению двух глобальных теорий мотивации: содержательной и процессуальной. На основании этих теорий пришли к выводу: степень выраженности, уровень и характер мотивации оказывают влияние на эффективность обучения, а так же на выполнение профессиональной деятельности, кроме того, способствуют или препятствуют становлению социального работника-профессионала.

Какова же мотивации выбора профессии у студентов, обучающихся по направлению подготовки «социальная работа»? Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей.

Анализ результатов анкетного опроса показывают, что наиболее значимым фактором выбора профессии является содержание работы. На втором месте - мотивы социальной значимости. Доминирование содержательных мотивов выбора профессии и мотив социальной значимости является позитивным показателем, так как без такой мотивации становление в будущем социального работника - профессионала просто невозможно.

Результаты анализа позволяют сгруппировать мотивы следующим образом:

1) гуманистические мотивы при выборе профессии, причем ярко выражен эмоциональный компонент и мотив сочувствия;

2) компенсаторная мотивация, когда выражены статусные мотивы, она  является противопоказанием к выполнению социальной работы.

Вместе с тем, чтобы эффективно осуществлять профессиональную деятельность, недостаточно сочувствовать людям, желать им помочь. Прежде всего, необходимы систематизированные теоретические знания, а также разработка и реализация специальных программ в процессе обучения. Полученные результаты исследования обозначили проблему повышения эффективности профессиональной подготовки социальных работников.

Реальная оценка выбора профессии  обусловлена высокой степенью осмысленности и осознанности выбора, ответственностью за принятое решение, соотнесением субъективных характеристик объективным требованиям деятельности.

На этапе становления новой обра­зовательной системы важнейшим явля­ется представление о значимости дан­ной профессии, её востребованности в обществе, путях трудоустройства дипломированных специалистов. Для тех, кто их готовит, необходимы зна­ния о причинах профессионального выбора, степени информированности по данной специальности у абитуриен­тов, об уровне навыков и умений вы­пускников, а также о трудностях, встре­чающихся в процессе учёбы, с поиском путей их скорейшего решения.

Осведомленность  абитуриента,  а  затем  и  студента  о  будущей  профессии способствует его активности и заинтересованности в профессиональном «проектировании» себя как личности. Второе направление профориентации в учебном заведении - практическая проба сил в интересующей сфере деятельности, своеобразная примерка профессии. Главное здесь помочь учащемуся найти свое дело, может быть, перебрав многие, поддержать его увлечение, интересоваться его успехами, вообще быть неравнодушным к тому, как складываются и развиваются его профессиональные предпочтения, способности и умения.

Также глубоким, серьезным должен быть анализ трудоустройства выпускников.  Он  является  основой  для  оценки  и  совершенствования  профориентационной работы каждого педагога, классного руководителя, всего педагогического  коллектива.  Школе  нужно  знать  об  успехах  и  неудачах  в  работе  со школьниками и родителями, чтобы наметить новые, конкурентные пути в учебно-воспитательной  внеклассной  деятельности  по  подготовке  и  профессиональной ориентации учащихся

Литература 

1. Организация, управление и администрирование в социальной работе: учеб. пособие / Отв. Ред. П.В. Палехова. - М.: ИНФРА-М, 2010.