Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ С НКО В РОССИИ И США: ОРИЕНТИРЫ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Ивон Мари Андрес
Фонд «Глобальная школьная сеть» (США)

Образование для единого мирового сообщества
Открывая двери к пониманию

            В течение последних трех десятилетий, занимаясь изучением и распространением информации о важности обучения, ориентированного на взаимодействие между представителями разных стран. Нам посчастливилось посетить сотни школ на шести континентах – и повсюду педагоги, работающие с молодежью, интересуются: «Как мы можем помочь молодым людям стать успешными в нашем мире без границ, в котором день ото дня растут и крепнут связи между представителям разных народов и культур?»

            Являясь сопредседателем группы «Образование и молодежь» российско-американской программы «Обмен социальным опытом и знаниями» (ОСОЗ), мы работали с ведущими экспертами в сфере образования в США и России, которые разделяют наши интересы. Мы работаем вместе, чтобы открыть двери для межкультурного диалога между американской и российской молодежью, предлагая реальные проекты, которые помогают молодым людям обеих стран приобрести опыт сотрудничества через совместную работу.

Приоритеты образовательной системы США

            Лидеры образования в США стремятся подготовить молодых людей к жизни в быстро меняющемся мире. Чтобы достичь этой цели, школьники, по их мнению, в процессе образования должны приобрести опыт, формирующий их жизненные навыки и ценности, которые являются основой для максимальной реализации их потенциала как неповторимых личностей и как членов единого мирового сообщества.

Американские образовательные стандарты Common Core

            Чтобы убедиться, что все выпускники средней школы готовы к успешной карьере, американскими образовательными стандартами Common Core установлены четкие, последовательные директивы, определяющие объем знаний и умений по математике и английскому языку, которым должен обладать каждый ученик, начиная с детского сада и до окончания 12-го, выпускного, класса. Данные образовательные стандарты были разработаны специалистами в области образования из 48 штатов и предназначены для того, чтобы уровень знаний выпускников позволил им успешно начать карьеру в соответствии с сегодняшними требованиями, освоить программу первого года обучения в колледже и программы профессиональной подготовки работников.          Сорок три штата добровольно приняли Образовательные стандарты Common Core и работают над их внедрением.

            Образовательные стандарты Common Core подчеркивают важность более глубокого изучения и развития аналитических навыков, необходимых молодым людям для того, чтобы стать успешными в жизни. Вместо того, чтобы просто запоминать факты, школьники должны уметь применять базовые знания и навыки для решения реально существующих проблем. Акцент при этом делается на креативность, умение работать в команде, критическое мышление, предпринимательские навыки, навыки презентации, умение решать проблемные задачи, исследовать и искать информацию, а также готовность к профессиональной карьере.

            Образовательные стандарты Common Core стимулируют изменение методов обучения, которые используют американские преподаватели, а также способов, посредством которых проверяется усвоение знаний. Стандарт требует более точной системы оценивания, расширения межпредметных связей, развития проектного обучения, при котором учащиеся имеют возможность применять свои знания в ситуациях, связанных с реальной жизнью. Также разработаны новые цифровые методы проверки успеваемости учащихся, коренным образом отличающиеся от традиционных тестов на бумаге.

Проектное обучение

            Исследования показывают, что процесс обучения и восприятия информации происходит на более глубоком уровне, когда люди самостоятельно добывают новые знания и «обучаются на практике» (Дьюи, 1938). Проектное обучение является методикой, которая даёт возможность ученикам приобрести новые знания и умения через поиск ответа на комплексный вопрос, проблему или вызов. Участвуя в проектах, обучающиеся создают новые знания и делятся тем, что они узнали, с широкой аудиторией.

«Обучение действием» и молодежное добровольчество

            В Соединенных Штатах «обучение действием» (service learning) является одной из форм практического обучения, сочетающего в себе освоение учебных дисциплин с добровольным служением на благо общества. «Обучение действием» дает возможность школьникам, преподавателям, представителям государственных учреждений, занимающимся вопросами образования, и общественным организациям совместно работать над достижением общей взаимовыгодной цели, руководствуясь тщательно продуманным планом действий. «Обучение действием» помогает молодежи повысить осведомленность о своей гражданской ответственности и о значимости школьного образования. Национальный информационный ресурс «Обучение действием» (NSLC) описывает service learning как разнообразный набор стратегий и инициатив, которые сочетают общественную работу с обучением и рефлексией учащегося.

            Согласно докладу, представленному Консультативным советом по «обучению действием» в местных сообществах (2006), «почти треть всех государственных школ и половина всех средних школ сообщают об использовании метода «обучения действием» в учебных заведениях в Соединенных Штатах».

            В 1985 году была создана Университетская ассоциация, в состав которой входит 1200 американских высших учебных заведений, с примерным общим количеством обучающихся 6 миллионов студентов. Цель создания ассоциации – содействие университетам в повышении уровня гражданской активности, и в том числе в более широком применении метода «обучения действием». По данным ежегодного сборника Ассоциации за 2012 год, 95 процентов учебных заведений-членов ассоциации предлагают курсы «обучения действием».

Международная Кибер-ярмарка

            В мире, который часто кажется настолько большим, что его невозможно  постичь, программа «Международная Кибер-ярмарка» Фонда «Глобальная школьная сеть» открывает для молодежи замечательную возможность использовать Интернет, чтобы стать ближе к другим народам и культурам и одновременно лучше узнать свое собственное сообщество.

            Кибер-ярмарка – это обучающая программа, основанная на взаимодействии представителей образовательных учреждений и организаций в разных странах мира и применении метода проектного обучения. Благодаря данной программе, школы, молодежные организации и местные сообщества имеют возможность обмениваться ресурсами, устанавливать партнерские отношения и совместно работать над созданием более устойчивого, поддерживающего сообщества. Молодежь проводит исследования и создает виртуальные выставки и презентации о своем сообществе с использованием цифровых технологий и методов распространения информации (например, веб-сайтов, видео, подкастов).

            В ходе Кибер-Ярмарки молодежь задумывается о своём будущем. Молодые люди  размышляют о собственных жизненных планах, о факторах, которые будут оказывать влияние на развитие сообщества, в котором они проживают, а также о вопросах глобального значения. Они делятся результатами своей работы с международной аудиторией через Интернет. По итогам Кибер-Ярмарки определяются лучшие проекты в восьми номинациях: местные лидеры, бизнес, общественные организации, исторические достопримечательности, окружающая среда, местная музыка, культура и искусство, особенности местного сообщества.

            Международная Кибер-ярмарка проводится ежегодно, начиная с 1996 года. За этот период общее количество участников составило более пяти миллионов школьников из шестидесяти стран. Регистрация начинается в октябре, а окончательные варианты проектов должны быть представлены в марте. Через участие в Кибер-ярмарке школам и молодежным организациям со всего мира предлагается «открыть двери» для взаимопонимания.

Кибер-ярмарка: Объединяя молодежь через волонтерство

            Целью программы «Кибер-ярмарка: Объединяя молодежь через волонтерство» является предоставление возможности молодёжным лидерам из США и России обмениваться передовым опытом в области молодежного волонтерства и «обучения действием».

            В ходе Кибер-Ярмарки молодежь из Соединенных Штатов и в России использует цифровые технологии (веб, видео), чтобы поделиться историями об организациях и проектах, в которых они являлись волонтёрами (например, работа в музеях, парках, очистка пляжей, работа в больницах, домах престарелых, приютах, ликвидация последствий стихийных бедствий, помощь приютам для животных).

            Кибер-ярмарка поддерживает внедрение новых образовательных стандартов, поскольку стимулирует участие молодежи в практико-ориентированных проектах, способствующих развитию творческих способностей, формированию умения работать в команде, критического мышления, предпринимательских навыков, навыков эффективной самопрезентации и представления полученных результатов, решения проблем, исследования и поиска информации, готовности к профессиональной карьере.

Рабочая группа «Образование и молодежь» российско-американской программы «Обмен социальным опытом и знаниями» предоставляет консультирование для участников Кибер-Ярмарки через Интернет, разрабатывает методические рекомендации для преподавателей по вопросам участия в Кибер-Ярмарке, предлагает для ознакомления удачные примеры реализованных проектов. Эта поддержка направлена на помощь преподавателям и молодежным лидерам, которые хотели бы присоединиться к Кибер-Ярмарке вместе со своими учениками.

Литература

  1. Американские образовательные стандарты Common Core:URL: http://www.corestandards.org
  2. Международная Кибер-ярмарка: URL: http://www.globalschoolnet.org/gsncf/
  3. Проектное обучение: http://bie.org/about/what_pbl
  4. Национальный информационный ресурс «Обучение действием» (NSLC): URL: http://gsn.nylc.org/
  5. Обучение действием: URL: http://www.educationreporting.com/resources/CLP_Billig_article.pdf
  6. Обучение действием и гражданская активность: URL: http://www.uc.edu/content/dam/uc/propractice/service-learning/docs/SLCE%20brochure2013.pdf