Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ГРУППЫ РИСКА 

А.А. Минаев
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
minaev-anton@mail.ru

Организация социальной работы  с семьями группы риска имеет свои особенности в различных регионах мира. Так, социальная политика большинства европейских стран предусматривает оказание семьям группы риска значительной помощи со стороны государства.

В Великобритании хорошо развита организация  помощи семьям группы риска. Здесь половина всех одиноких родителей получают материальную помощь в рамках программы «Поддержка дохода». При этом одинокая родительница может оставаться дома  до достижения ребенком 16 лет. Получая необходимое содержание от государства. В рамках этой стратегии одиноких матерей не стимулируют работать или получать какую – то процессию. Налоговая политика и система социального обеспечения таковы, что они не заинтересованы работать даже в режиме неполной занятости. Работать же полный рабочий день матери с маленькими детьми не могут, так как в стране не развиты в несемейные формы ухода за детьми. Одинокие матери также получают пособие на детей, бесплатно пользуются услугами здравоохранения и имеют преимущественное право на получение  государственного жилья [1, с.145].

 В Норвегии оказывается существенная помощь одиноким родительницам.

Одиноким матерям предоставляется специальная материнская помощь, с тем чтобы они могли оставаться дома до достижения ребенком 10 лет. В течение указанного времени они получают специально пособие для одиноких родительниц (пособие переходного периода). Неполные  семьи получают также пособие (общее для всех, специальное пособие для детей), если второй родитель не платит алименты, пособие на оплату жилья, бесплатную медицинскую помощь и различные льготы в налогообложении. В рамках этой стратегии все одинокие матери живу  выше уровня бедности, но хуже, чем полные семьи. В результате такой политики одинокие матери работают гораздо реже, чем замужние. А после достижения ребенком 10 лет и, соответственно, окончания выплаты пособия испытывают трудности в связи  с необходимостью поступить на работу (утрата квалификации, привычки к труду и др.) [1, c.23].

Во Франции поддержка оказывается всем семьям имеющих детей. В рамках данной стратегии неполным семьям оказывается дополнительная государственная поддержка, но основную помощь они получают за счет активной социальной поддержки семьи в целом.

 Здесь все семьи получают семейное пособие как общее, так и зависящее от дохода), включая основное пособие. Дополнительное, пособие на оплату жилья, специальное пособие матерям с детьми до 1 года, оплачиваемый матери (отцу) отпуск по уходу за ребенком. Такая политика отделяет тех, кто имеет несовершеннолетних детей, от тех кто их не имеет, обеспечивая первым   минимальный уровень жизни. Пособие   родителям до достижения ребенком 3 лет выплачивается вне зависимости от того, работают они или нет. Таким образом, у них есть выбор либо оставаться в этот период дома, либо работать и платить за уход за ребенком. Одиноким матерям с низкими доходами и течение года после достижения ребенком 3 лет выплачивается небольшое пособие. Однако большинство матерей в это время уже выходят на работу – 78 % одиноких родительниц во Франции работают.

В Швеции организация социальной работы, ориентированная на успешное сочетание быть одинокими родителями и профессионально расти. В отличии от Великобритании или США она ориентирована не на «поддержание бедности», а на уменьшение неравенства. Поэтому в Швеции наряду с социальной политикой  по отношению к семье активно реализуются программы, ориентированные на создание рабочих мест, стимулирующие получение образования, обучение, переобучение и занятость, в том числе и матерей с малолетними детьми. Одинокие матери получают специальные пособия, как и в Норвегии, но здесь они предназначены лишь для детей, а не для содержания неработающей матери. При этом государство обеспечивает не только рабочие места, но и временные выплаты в период переобучения или приобретения специальности, необходимой матери для получения более высокооплачиваемой работы. Работающие родители имеют широкий выбор различных  форм внесемейного ухода за детьми. Любой из родителей может использовать оплачиваемый годичный отпуск по уходу за ребенком; им оплачиваются дни болезни ребенка или же когда необходимо посетить школу; рабочий день для родителя,  имеющего ребенка дошкольного возраста, сокращается на несколько часов [2, c.157].

Опыт европейских стран в поведении активной социальной политики в отношении одиноких родителей свидетельствует, что вопреки мнению некоторых скептиков, женщины не рожают детей специально для того, чтобы воспользоваться социальными пособиями, а супружеские пары не разводятся ради этого. При этом специалисты считают, что более эффективной является  политика, ориентированная одновременно на занятость одиноких родителей и на развитие всех форм социальной помощи, позволяющей совмещать профессиональную и родительскую роли (уход  за детьми, гибкий или сокращенный график работы,  бесплатное переобучение и др.). При этом всем малоимущим семьям с детьми выплачиваются денежные пособия на детей и на оплату и приобретение жилья, а одиноким родителям, не получающим помощи от второго родителя, дополнительное государственное пособие [2, c.253].

Европейские страны являются также примером проведения единой социально политики в отношении неполной семьи вне зависимости от причин ее формирования.

В США, в отличии от европейских стран, государство не оказывает значительной помощи неполным семьям, хотя их доля среди семей с детьми достаточно велика – 26 %. В США нет общей для всех системы поддержки семей с детьми. Одиноким родителям не выплачивается пособие на жилье.

Дети разведенных родителей не получают гарантированного минимума в тех случаях, когда живущий отдельно родитель не оказывает материальной поддержки. Кроме того, в США не так, как в Европе (или у нас в стране), развиты внесемейные формы ухода за детьми.

Помощь семьям группы риска чаще оказывается в рамках программ на уровне отдельных штатов либо на уровне социально – территориальных сообществ (коммун). Однако специальных агентств, занимающихся проблемами «взрослой» неполной семьи, а не одиноких матерей – подростков, крайне мало [3, c.126].

Большинство данных проблем решается на уровне сообществ в рамках консультативной помощи семье в целом при работе с семьями, имеющими низкие доходы. Однако из наиболее известных агентств – «Центр ресурсов для оказания помощи одиноким родителям». Это независимое  неприбыльное агентство предоставляет непосредственные услуги одиноким родителям, оказывает техническую поддержку территориальным программам Нью – Йорка, непосредственно обслуживающим эту категорию, а также выступает в качестве юридического защитника при решении проблем неполной семьи на всех уровнях (города, штата, федерации). Службы этого агентства предоставляют одиноким родителям информацию, наводят нужные справки, дают советы и при необходимости выступают в качестве адвоката. В нем были разработаны две специальные программы для бездомных одиноких родителей и одиноких матерей, находящихся в тюрьме [4, c.48].

Свои специфические особенности социальной работы с неполными семьями существуют в Австралии, где доля неполных семей составляет 15 %. Одинокие родители, в том числе и отцы, получают государственную помощь в рамках программ «Пособие для поддержки родителя», причем размер этого пособия зависит от их заработка. В 1998 г. создан специальный государственный фонд, в который перечисляется фиксированный процент от заработка второго родителя, не выплачивающего алименты, и из которого разведенные одинокие родители (если им не платит бывший супруг) получает пособие на ребенка независимо  от собственной зарплаты. Особые категории пенсий получают  вдовы с несовершеннолетними детьми  и те,  которым уже исполнилось 50 лет.

Подавляющее большинство матерей в Австралии не имеют высшего образования, поэтому в начале 70-х годов была создана специальная государственная программа, стимулирующая поступление одиноких матерей в высшие учебные заведения. Их принимают туда при условии прохождения специальных тестов, при чем наряду с государственным пособием они получают и  стипендию. В университетах, в свою очередь, созданы специальные группы для студентов старше 25 лет. Специалисты высоко оценивают результаты этой программы как с точки зрения психологического  самочувствия и дальнейшей профессиональной карьеры матерей, так и в отношении воспитания детей, их будущего [3, с.127].

Интересен опыт оказания организации социальной помощи матерям – подросткам на Ямайке. Началом осуществления этой программы, разработанной  Центром по делам женщин, послужило решение о том, чтобы беременным девушкам в возрасте от 12 до 16  лет была дана возможность продолжать свое образование в школе, занятия в которой они, как правило, были вынуждены прекращать из-за резко отрицательного отношения к ним со стороны общества.

Здесь придается большое значение вопросам практического обучения навыкам жизни в семье и всячески поощряется групповая дискуссия  и участие предполагаемых отцов в мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта. Его задачей является помощь молодым мужчинам страны лучше осознавать свою роль и ответственность в семейной жизни.

В течение трех лет реализации данной программы свыше двух третей молодых мам, принимавших в ней участие, благополучно возвратились в школы, у них усилилось чувство уверенности в себе. И они приобрели способность строить планы и влиять на свою дальнейшую судьбу. Работа, проделанная Центром, не только улучшила состояние дел на Ямайке, но и прослужила также примером решения проблемы для других стран Карибского бассейна [5, c.69].

 Таким образом, в зарубежных странах имеется опыт социальной работы  с матерями – подростками, неполными семьями,  работа по профилактике рождений детей в юном возрасте и другими категориями группы риска. В Великобритании хорошо развита организация  помощи семьям группы риска. Здесь половина всех одиноких родителей получают материальную помощь в рамках программы «Поддержка дохода». В Норвегии оказывается существенная помощь одиноким родительницам.

Одиноким матерям предоставляется специальная материнская помощь, с тем чтобы они могли оставаться дома до достижения ребенком 10 лет. В США оказывается  государственная помощь  неполным семьям в рамках федеральной программы «Помощь семьям с детьми».

 Таким образом действуя во всех этих направлениях, социальные службы накопили огромный опыт для работы с такими категориями граждан. Использование зарубежного опыта серьезно повлиет на улучшение социального здоровья общества в целом.

Литература

  1. Беличева С.А. Превентивная практика и социальная работа с детьми и семьями группы риска в Финляндии // Вест. Психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы. 1995. № 4. с. 62 – 66.
  2. Социальная политика Швеции.М.: «Социальная работа», 1999.
  3. Закирова В.М. Опыт семейной политики в Австралии // Ученые записки. 2003. № 3. с. 131 – 140.
  4. Справочное пособие по социальной работе / Л.С.Алексеева, П.В. Бобков, П.Ю. Бурлака и др.: Под ред. А.М.Панова, Е.И.Холостовой. – М.: Юристъ, 1997.
  5. Социальная работа в Германии.Ульяновск, 1996.