Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ПРОБЛЕМА ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

С.А. Маскалянова
Липецкий государственный педагогический университет

В настоящее время в практике социальной работы особое внимание уделяется проблеме постинтернатного сопровождения выпускников учреждений государственной поддержки детства (УГПД).  Решение этой проблемы актуально и значимо для любого государства. Необходимо не только предоставить выпускникам интернатных усреждений жилье и обеспечить содержание, т. е. помочь в решении наиболее насущных вопросов, но и воспитать их так, чтобы они были готовы к будущей самостоятельной жизни и стали достойными гражданами своей страны.

Ситуация после выхода воспитанника из учреждения интернатного типа предполагает резкий переход от знакомой, более или менее безопасной атмосферы, известных людей, ежедневного распорядка, особого типа организации жизни к иному распорядку и личному, и жизненному, который до сих пор был мало им известен. Вступая в самостоятельную жизнь, выпускники сталкиваются с проблемой жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, взаимодействия с широким социумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многое другое. Ко всему этому выпускники УГПД часто бывают не готовы, поскольку не обладают достаточной социальной адаптированностью. Подобная проблема обусловлена, прежде всего, особенностями социально-психологического статуса выпускников УГПД.

Современные исследования показывают, что физическое и психологическое развитие детей, проживающих в учреждениях государственной поддержки детства, отличается от развития сверстников, живущих в семьях. Многие дети, поступающие в интернатные учреждения, прошли через сложные жизненные ситуации, испытали на себе жестокое обращение взрослых, насилие, столкнулись с проблемой алкоголизма, наркомании, вовлеченности в противоправную деятельность. Результатом проживания таких травмирующих ситуаций является утрата у ребенка чувства защищенности и базового доверия к окружающему миру. У большинства воспитанников интернатных учреждений наблюдается специфическое развитие всех аспектов самосознания. Это выражается в ситуативном проживании жизни, отвержении опыта, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний. Им также свойственно нарушение ролевой идентификации, так как отсутствуют образы для освоения таких важных социальных ролей как супруг, родитель, гражданин.

Наряду с психологическими проблемами присутствуют и трудности социализации воспитанников УГПД. Как правило, они обусловлены обеднением основных источников социализации. С одной стороны, у детей отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей путем подражания их поведения и способам преодоления жизненных трудностей (либо этот опыт носит негативный социальный характер). В то же время ограниченность социальных контактов, свойственных режиму проживания в интернатном учреждении, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений. У ребенка формируется особая ролевая позиция – «позиция сироты», не имеющая поддержки и одобрения в обществе. Кроме того, затруднен процесс саморегуляции, возникающий в связи с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в интернатном учреждении, где функция контроля полностью удерживается воспитателями.

Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, что еще больше усложняет их социальную адаптацию.

Состояние воспитанников, стоящих на пороге выхода из интернатного учреждения, можно в целом охарактеризовать как растерянность перед самостоятельной жизнью. Перед ними формально открывается множество путей, в то же время реализация этого выбора затруднена и ограничена. Выпускник находится, как правило, в состоянии  психологического стресса. Если в условиях интернатного учреждения о нем заботились, его обеспечивали, то вне учреждения надо самостоятельно обеспечить себе условия для нормальной жизни, заново организовать свое жизненное пространство. Поэтому чаще всего выпускники входят во взрослую жизнь с чувством страха, неуверенности, одиночества, их пугает возникшая самостоятельность  и свобода, так как отсутствует преемственность жизни в интернатном учреждении и самостоятельной жизнью выпускников.

В то же время и само общество пока еще не готово принять молодых людей со статусом сироты, что выражается в отказах в приеме на работу, нежелании работодателей и рабочих коллективов в условиях рыночной конкуренции помогать выпускникам интернатных учреждений.

Таким образом, и особенности социально-психологического статуса выпускников УГПД, и реалии современного российского общества объективно затрудняют их социальную адаптацию в постинтернатный период. В свою очередь наличие специфических рисков и трудностей в процессе жизнеустройства вызывает необходимость организации постинтернатного сопровождения выпускников УГПД. Организация этой работы основывается на соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права и законодательства Российской Федерации. Российское законодательство гарантирует все права и дополнительные льготы выпускникам, позволяющие обеспечить их социальную защиту в постинтернатный период (материальная поддержка, право на жилье, возможности профессионального образования, поддержка в трудоустройстве, медицинское обслуживание).

Национальная доктрина Российского образования до 2025 года предполагает организацию социально-психолого-педагогического сопровождения процесса социализации и адаптации обучающихся, и в том числе воспитанников интернатных учреждений. В современных условиях система постинтернатного сопровождения выпускников УГПД - это комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия участников сопровождения, направленных на обеспечение успешной социальной адаптации и самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основной задачей сопровождения является социальная адаптация выпускников интернатных учреждений, оказание содействия лицам из их числа в получении образования, трудоустройстве, организации досуга, обеспечении физического, психического, нравственного и духовного развития, защите и обеспечении реализации права на жилье. Как правило, постинтернатное сопровождение включает в себя три этапа. На первом «подготовительном этапе» собирается необходимая информация о выпускнике, составляется карта социально-поддерживающей сети выпускника, разрабатывается индивидуальная программа сопровождения. На втором «адаптационном этапе» оказывается помощь выпускникам при решении наиболее актуальных вопросов, связанных с жильем, получением образования, трудоустройством, оказанием ему медицинской и юридической помощи. На третьем «этапе собственно постинтернатного сопровождения» предлагается использование дифференцированного подхода с определением сложности проблем жизнеустройства выпускника и постановки на учет в одной из трех категорий сопровождения - кризисном, активном и стабильном сопровождении. На каждом из этапов происходит мониторинг отслеживания результатов за определенный промежуток времени.

В настоящее время в РФ реализуются различные модели постинтернатного сопровождения выпускников УГПД:

-     модель сопровождения на базе центра постинтернатной адаптации;

-     модель сопровождения при организации полунезависимого проживания на базе социальной гостиницы, молодежного дома;

-     модель сопровождения как продолжение работы интернатного учреждения (кураторство);

-     модель постинтернатного сопровождения с использованием института замещающей семьи (организация сопровождения при участии приемных родителей);

-     модель организации индивидуального сопровождения с привлечением института наставничества (крестные родители, волонтеры);

-     модель индивидуального сопровождения на базе центров социального обслуживания (при самостоятельном проживании в период постинтерната);

-     модель сопровождения с использованием клубной работы (клубы поддержки выпускников со стационарным кризисным проживанием и дневные центры);

-     модели сопровождения  и оказания помощи выпускникам в рамках проектов некоммерческих организаций (сопровождение при устройстве на работу, сопровождение выпускников с ОВЗ);

-     модель обустройства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с глубокой умственной отсталостью в условиях села).

Во многих регионах России одной из наиболее перспективных признается модель сопровождения на базе центра постинтернатной адаптации.

К направлениям деятельности такого центра относится предоставление методической, социальной, консультационной и иной помощи (установление социальных и родственных контактов, приобретение социально-бытовых навыков) детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также различным категориям семей, в том числе, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

В данном учреждении  выпускникам может предоставляться соответствующая консультационно-методическая помощь или сопровождение, а также могут образовываться структурные подразделения учреждений, на базе которых может предоставляться возможность временного проживания.

Данная модель постинтернатного сопровождения является наиболее приоритетной, так как позволяет максимально оптимизировать деятельность различных субъектов по подготовке выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни.

Следует подчеркнуть, что руководство процессом постинтернатного сопровождения должно осуществляться авторитетными для выпускника людьми, личностно и профессионально готовыми к роли наставника. Значимую помощь в решении проблемы постинтернатной адаптации выпускников УГПД могут оказать интернет-сообщества, ассоциации, клубы поддержки выпускников.

Во многих регионах РФ с целью эффективной реализации программ постинтернатного сопровождения реализуются сетевые проекты «Инновационные подходы к организации постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений».  Это позволяет более эффективно решать вопросы:

-     реализации программ подготовки воспитанников к самостоятельной жизни после выпуска;

-     разработки и внедрения инновационных технологий помощи и поддержки, основанных на использовании индивидуального подхода к организации постинтернатного сопровождения;

-     организации на постоянной основе подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников различных органов и учреждений, осуществляющих деятельность по социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот;

-     обмен опытом по вопросам межведомственного взаимодействия, взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с негосударственными структурами, включая общественные, некоммерческие организации, волонтеров, бизнес-сообщество в решении проблем социальной адаптации выпускников учреждений ГПД.

Однако, несмотря  на ряд реализуемых мер, ситуация в части социальной адаптации выпускников интернатных учреждений продолжает оставаться напряженной. Недостаточно разработаны организационные основы функционирования системы постинтернатного сопровождения, технологии работы специалистов с выпускниками, продолжающими образование в учреждениях профессионального образования. К тому же главными проблемами остаются решение жилищной проблемы для выпускников и их трудоустройство.

В целом система помощи выпускникам в постинтернатный период на уровне субъектов РФ только начинает складываться. Далеко не во всех регионах России есть центры постинтернатной адаптации, социальные гостиницы для временного проживания, клубы выпускников. Основными причинами пока еще невысокой эффективности системы постинтенатного сопровождения выпускников УГПД признаются как несовершенство федерального и регионального законодательства в этой сфере, так и неготовность самого общества активно взаимодействовать с выпускниками. Это выражается в наличии негативных установок в отношении этой категории молодежи, непонимании их проблем, проявлении дискриминации при приеме на работу, отсутствии общественного контроля за соблюдением прав выпускников интернатных учреждений. Кроме того, недостаточно сформирована необходимая инфраструктура постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников. Активизация усилий общества в этом направлении позволит поставить постинтернатное сопровождение как неотъемлемый компонент социальной работы на новый качественный уровень и, главное,  позволит воспитанникам интернатных учреждений стать полноценными гражданами, успешно интегрированными в общество.