Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ

Е.В. Бабушкина
Алтайский государственный университет

Одной из актуальных тем современного развитого общества является проблема внедрения инновационных технологий в социальную сферу. В век технологий стратегической перспективой и основной тенденцией устойчивого и динамичного социально-экономического прогресса общества становится социально ориентированное развитие такое, как изменения в политике, экономике и общественных отношениях, ориентированные на расширяющееся воспроизводство социального и человеческого потенциала.

Инновационный процесс – это совокупность последовательных действий, направленных на разработку и освоение инновационных изменений в различных сферах жизни общества. Согласно международным стандартам, инновацию определяют как «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальном услугам»[1].

Термин «инновация» был введён в оборот ещё в начале нашего столетия Йозефом Шумпетером, американским экономистом, известным своими работами в области истории экономических учений. Он рассматривал инновацию как посредника между изобретением и его внедрением в экономику.

 Появлению инноваций в социальной сфере могут способствовать такие факторы, как: тенденция ужесточения требований к качеству услуг учреждений социальной сферы и приведения их к международным стандартам; обострение социальных проблем, что требует новых подходов к их решению; отсутствие необходимых ресурсов для развития социальной сферы, что требует более действенных способов их поиска. В современном социальном государстве именно инновации в социальной сфере формируют среду, которая способствует научно-техническим, технологическим и информационным нововведениям, обеспечивают их ускорение, повышение эффективности использования новой техники и технологий, сокращение инновационных издержек.

Достижение определенных успехов при осуществлении того или иного инновационного процесса зависит от степени консервативности общественного мнения, воздействие которого может заметно ускорять или, наоборот, замедлять введение конкретной инновации.

Применение новых технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов получает все более широкое распространение в связи с утверждающимся единым нравственно-этическим стандартом отношения к человеку, основанному на уважении к нему. Четко формулируется и становится всеобщим достоянием базовый принцип современного социального обслуживания –это ориентация на индивидуальную оценку потребностей клиента, более качественный механизм предоставления социальных услуг на основе индивидуальных планов, участие самих клиентов в планировании деятельности социальных служб.

Система разработки и внедрения новых технологий социального обслуживания пожилых людей на дому включила [2]:

?    проведение исследований по изучению потребностей пожилых людей в социальных услугах;

?    изучение социальных и экономических возможностей учреждений социальной сферы, предоставляющих услуги;

?    разработку новых моделей работы по удовлетворению потребностей клиентов пожилого возраста и инвалидов;

?    обучение кадров, в том числе специалистов по социальной работе, и руководящих работников социальной сферы;

?    мониторинг и корректировку «работающей» модели с учетом опыта, полученного в ходе ее применения.

Минтруд России и органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации постоянно работают над укреплением существующих и развитием инновационных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Их работа включает геронтологические, геронтопсихиатрические, реабилитационные центры, дома (отделения) милосердия, учреждения социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, социально-оздоровительные центры, специальные жилые дома для одиноких престарелых, социальные квартиры.

Рассмотрим некоторые из них, геронтологические центры –это новый тип учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста, где предоставляется гериатрическая помощь. Необходимость их создания вызвана ростом численности граждан престарелого возраста и долгожителей, нуждающихся в усиленном медицинском уходе.

В настоящее время в целях совершенствования деятельности геронтологических центров Департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Минтруда России, обеспечивая организационно-методическую работу и поддержку в укреплении материально-технической база этих учреждений, подготавливает для органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации методические рекомендации по организации деятельности названных центров. В развивающиеся центры комплексно поставляется современное медицинское, технологическое и реабилитационное оборудование[3].

Все большую роль в поддержке одиноких пожилых граждан набирают специальные дома для одиноких престарелых с комплексом служб социально-бытового назначения, которые являются перспективной моделью структуры жизнеобеспечения пожилых людей в условиях нарастания численности пожилого населения.

Поиск новых социальных технологий, повышающих доступность социальных услуг населению в современных социально-экономических условиях, привел к идее создания межведомственных центров по решению социальных вопросов при муниципальных органах самоуправления в форме сельских мини-центров.

Наряду с традиционными формами социального обслуживания разрабатываются и внедряются инновационные технологии. Одной из таких технологий являются услуги сиделок.

Услуги сиделок по социально-медицинскому уходу на дому - это набор услуг, предусмотренных реестром услуг сиделок по социально-медицинскому уходу, которые предоставляются на постоянной или временной основе гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и требующим постоянного постороннего ухода. В отличие от действующей системы обслуживания на дому услуги сиделок предоставляются людям, которые не могут в течение дня оставаться одни без посторонней поддержки и им необходима помощь в приеме пищи, лекарств, одевании, проведении гигиенических процедур. В то же время для пожилых людей важно оставаться в привычной домашней обстановке, а не в условиях социального или медицинского учреждения.

Другой дополнительной мерой социальной поддержки пожилых и инвалидов стало внедрение новой услуги «тревожная кнопка». Услуги «тревожная кнопка» - это технология предоставления системы экстренной социально-медицинской помощи пожилым людям и инвалидам, осуществляемой с привлечением специализированных служб скорой медицинской помощи, пожарной охраны, МЧС, полиции и других служб, в течение 24-х часов в сутки. Посредством связи с диспетчерами центра обработки вызовов, имеющими медицинское и социальное образование, осуществляется связь как на дому, так и вне дома.

В современных условиях каждый отдельный субъект не может обособленно обеспечить высокую динамику развития, а это приводит к необходимости концентрации ресурсов на уровне межрегиональных проектов. В настоящее время в развитии инновационного процесса в регионах России имеется множество проблем: недостаток информации о производственных возможностях промышленных предприятий регионов и степени их участия в производственной кооперации; отсутствие механизмов стимулирования предприятий и организаций в процессах производственной кооперации, четко выраженных инициатив по формированию межрегиональных промышленных кластеров[4].

Следует понимать, что в развитии инновационной деятельности нашей страны стоит одна острая проблема – это проблема кадров. Развитие инновационной сферы сталкивается сегодня с недостатком квалифицированных работников. К сожалению, это связано с наличием многих факторов, которые оказывают негативное влияние на общую ситуацию российского образования. Повсеместная мода на получение диплома о высшем образовании привело к тому, что многие выпускники, являются, по сути, «псевдоспециалистами» и не находят себя в труде на благо страны. Способность государства к разработке и реализации стратегических программ складывается из деятельности сотен и тысяч должностных лиц, хорошо образованных, мотивированных и объединенных в работоспособные государственные структуры, специально ориентированные не на текущее функционирование, а на стратегию развития общества. Также необходимо отметить, что мотивация к развитию инновационного прогресса страны невозможна без конкретных гарантий государства и бизнеса в дальнейшей востребованности специалистов, в их достойном заработке, хороших условий труда и социальной защищенности. Для этого необходимо переформирование и корректировка структуры государственного, регионального, а также муниципального заказов на подготовку и переподготовку квалифицированных работников.

Проблема формирования, становления и инновационного развития в России заключается в том, что данный процесс должен произойти в весьма сжатые исторические сроки при отсутствии многих условий для его развития.

В целом сложившаяся социальная политика направлена на улучшение медицинского, бытового, транспортного обслуживания пожилых граждан и инвалидов, улучшение их жилищных условий, обеспечение социальных услуг и гарантий, создание условий для их общественной и творческой деятельности.

Литература

  1. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент. [Электронный ресурс] / Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m23/
  2. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы // Москва. 2003 г.
  3. Официальный сайт Министерства Труда и Социальной защиты Российской Федерации: URL:http://www.rosmintrud.ru/
  4. Холостова Е.И. Социальная работа // Учебное пособие. – Москва. 2005г.