Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

А.Ю. Юдаева
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина 

Социальная адаптация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - одна из важнейших задач государства и общества. Проблема сиротства сегодня - это актуальнейшая из проблем современной действительности России. Положение детей в обществе отражает моральное и нравственное здоровье общества.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель [1;2].

По П. Д. Павленку: социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее. В научных публикациях, средствах массовой информации постоянно повторяется тезис о том, что сложившаяся система государственных учреждений закрытого типа (детские дома, школы-интернаты) находится в противоречии с гарантированным каждому ребенку правом на семью [4].

Ребенок, воспитывающийся в социальном учреждении, лишен очень многого, что есть у обычных детей и без чего немыслимо его полноценное развитие и становление его как личности. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства, следовательно, с теоретической точки зрения социальная работа не соответствует потребностям социального заказчика по работе с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также нуждается в дальнейшем в развитии специализированной подготовки таких социальных работников, чья деятельность будет направлена непосредственно на работу с данной категорией детей.

Основными причинами, способствующими широкому распространению детей-сирот, являются – дезорганизация семьи, материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые отношения в семье, алкоголизм родителей. Причины, определяющие неблагоприятные в психологическом развитии детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях можно охарактеризовать как: неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех его форм, которые доминируют в детских учреждениях, особенно в домах ребёнка и дошкольных детских домах; непостоянство, частая сменяемость взрослых, воспитывающих детей; недостаточная подготовленность воспитателей детских домов, отношение к детям; недостатки программ воспитания и обучения[

Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в условиях социальных учреждений очень обширны. Основными проблемами детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются: проблема психологической помощи, проблема социальной дезадаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их крайне тяжелое психосоциальное положение и проблема здоровья.

Понимание сущности адаптивных процессов, их механизмов – необходимое условие развития современных социальных технологий.

И.А. Милославова рассматривает социальную адаптацию в качестве сложного структурного образования, состоящего из двух взаимосвязанных компонентов – адаптивной ситуации и адаптивной потребности.

Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей общества. Она может рассматриваться как состояние и как процесс, в течение которого клиент приобретает устойчивость к влиянию и воздействию среды.

Социальная адаптация детей – сирот, является одним из основных компонентов социальной защиты и показателем социальной защищенности детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Важный аспект адаптации ребенка – сироты в обществе – уровень его подготовки к самостоятельной жизни, а именно бытовая и социальная адаптация [3].

В системе нормативно – правового регулирования социальной работы с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, определяется: международными законами, федеральным и региональным законодательством.

Основными нормативно – правовыми документами, затрагивающими проблемы детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются:

1. Конвенция ООН о правах ребенка;

2. Конституция РФ;

3. Семейный Кодекс РФ;

4. Гражданский кодекс;

5. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ;

6. Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2001г. №374 (см. приложение 5).

7. Закон Тамбовской области от 07.02.2011 № 741-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Наличие большого количества детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждает необходимость новых подходов к организации деятельности органов опеки и попечительства, позволяющих постоянно совершенствовать раннее выявление детского неблагополучия, организацию социальной защиты детей в их кровных семьях.

Литература

1. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей – сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка. // Социологические исследования, 1991.

2. Курбатов В.И. Социальная работа: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н./Д: Феникс, 2003.

3. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дис. канд. филос. наук. – Л., 1974.

4. Павленок П.Д., М.Я. Руднева. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие. / Под ред. проф. П.Д. Павленка – М.: ИНФРА – М.2009.