Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Н.А. Гарашкин
филиал Академии правосудия г. Воронеж 

Современный этап развития российского общества связан со становлением правового государства.

В «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (2011 г.) указывается, что правовое просвещение и правовое информирование граждан – одно из направлений деятельности профессионалов социальной сферы. Социально-правовое просвещение населения в современных условиях развития социального государства – это важное направление превентивной деятельности специалистов социальной сферы, позволяющее уменьшить социальную напряженность, стабилизировать позитивные начинания, интенсифицировать социальный прогресс, повысить правовую культуру и правовую информированность клиентов.

Социально-правовое просвещение населения связано с реализацией охранно-защитной или предупредительно-профилактической функций социальной сферы.

В современных условиях чрезвычайно актуальными для социальной поддержки и защиты молодежи стали проблемы их правовой осведомленности и юридической грамотности.

Социально-правовое просвещение рассматриваем его как технологию деятельности специалиста социальной сферы и волонтера. В случае реализации охранно-защитной функции профессионал, в большей степени, является посредником, который обращается к социальному юристу как профессионалу, границы компетентности которого в правовых вопросах значительно шире.

Социальное просвещение отражает весь комплекс характеристик социума - идеологических, политических, культурных, экономических, научных, религиозных и других.

Характерными тенденциями современной социальной модели просвещения являются:

- сохранение его внеинституционального и внепрофессионального характера, но с тяготением к постепенной профессионализации просветительства, что делает возможным в перспективе его полную трансформацию в иную, профессионально-формализованную деятельность;

- устойчивое смещение содержательного баланса просвещения в сторону рациональных, интеллектуальных аспектов, его прагматизация;

- стабильность системно-организующей, социализирующей, ценностно-ориентационной и некоторых других функций просвещения при явном ослаблении компенсаторно-эгалитаризирующей и идентификационной;

- сохранение, хотя бы на уровне субъективных стремлений, ориентации общественного сознания на духовно-нравственные ценности просвещения, несмотря на «кризисное» восприятие его нынешнего состояния.

Интерес, на наш взгляд, представляет позиция Н.А. Стефановской по поводу того, что разработка технологий просвещения может оказаться весьма полезной и перспективной для постижения альтернатив духовной жизни общества, в частности, в связи с :

- усилением в условиях всеобщей глобализации стремления каждого сообщества к самоидентификации и продвижению собственной культуры. На этом фоне приобретает значение выявление возможностей и эффективности просвещения как средства сохранения и трансляции самобытных национальных и региональных культур;

- появлением особого типа технического обеспечения, интенсивном развитии информационных технологий и их влиянием на характер просвещения общества, что делает перспективным прогностические исследования видоизменения каналов и форм просвещения, трансформации взаимоотношений его субъектов, роли просвещения как своеобразного навигатора в перенасыщенном информационном пространстве, соотношения позитивных и негативных воздействий информации на уровень просвещенности общества и личности;

- возникновением новых форм слияния просвещения с идеологией («зомбирование личности», политическая реклама и др.). Здесь основными направлениями исследования могут стать определение пределов силового давления, допустимого слияния, границ и факторов свободы/зависимости просвещения и идеологии и их влияния на формирование политических ориентации личности;

- поиском способов компенсации недостатков углубляющейся специализации и дифференциации формального образования для гармоничного развития личности. В этом аспекте продуктивным может стать изучение конкретных возможностей просвещения как фактора формирования целостного духовного мира личности.

Анализ сущности базового понятия «просвещение» с позиции педагогики показал, что это:

- система образовательно-воспитательных мероприятий и учреждений в стране (1955);

- распространение знаний, образования, система воспитательно-образовательных учреждений в каком-либо государстве (1975).

Просвещать – это значит «передавать, распространять знания».

В педагогике просвещение – это распространение знаний, образования, это разновидность образовательной деятельности, рассчитанная на большую, обычно не расчлененную на устойчивые учебные группы, как-либо официально незарегистрированную и неформальную аудиторию. Основная задача просвещения – широкое распространение знаний и иных достижений культуры, способствующих правильному пониманию жизни в целом или ее отдельных сторон, а также пропаганда тех или иных идей, их внедрение в сознание людей в целях привлечения и участия в их воплощении.

Просвещение – разновидность образовательной деятельности, рассчитанная на большую, обычно не расчлененную на устойчивые учебные группы, как-либо официально незарегистрированную и неформальную аудиторию. Основная задача просвещения – широкое распространение знаний и иных достижений культуры, способствующих правильному пониманию жизни в целом или ее отдельных сторон, а также пропаганда тех или иных идей, их внедрение в сознание людей в целях привлечения и участия в их воплощении. Названная задача выполняется через лекции, беседы, выступления в средствах массовой информации, разного рода популярные издания.

Сутью правового просвещения является процесс распространения правовых знаний, идей, ценностей, который служит росту общей правовой культуры личности и общества. Главная его цель – воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоёв населения, овладение населением основами правовых знаний, понимание прав человека, социальной и юридической ответственности, социальных гарантий.

Очевидно, что законы должны знать специалисты, работающие в социальной сфере, одновременно правовыми знаниями в правовом государстве должны обладать все граждане. Известно, что любое знание полезно, так как оно помогает, уберегает и направляет. Поэтому граждане и должны обладать необходимыми знаниями в области права хотя бы для того, чтобы иметь общие представления о своих и чужих правах, в случае необходимости правильно сформулировать свои мысли.

Правовые знания нужны всем людям не сами по себе, а как основа поведения в разных жизненных ситуациях. Актуальность правового просвещения очевидна – она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, культуры, политики.

Сутью социально-правового просвещения является процесс распространения социально-правовых знаний, идей, ценностей, который служит росту общей правовой культуры личности и общества. Главная его цель – воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоёв населения, овладение населением основами правовых знаний, понимание прав человека, социальной и юридической ответственности, социальных гарантий.

Следует учитывать, что социально-правовое просвещение населения – это и целенаправленная деятельность государственных организаций, основанная на принципах педагогики, а также общественных и религиозных объединений, трудовых коллективов и отдельных граждан по передаче юридического опыта от одного поколения к другому, систематическое воздействие на сознание и поведение молодого человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм, а также формирование высокого правосознания и правовой культуры молодежи.

Социально-правовое просвещение осуществляется с использованием таких субъектов, как общественные организации, политические партии, искусство, средства массовой информации, юридическое образование, социальное и педагогическое образование.

Технология социально-правового просвещения населения – это система эффективных мер, направленная на распространение правовых знаний, идей, ценностей, информации всем категориям граждан с дифференциацией по возрасту и социальному статусу, формирующая правовую грамотность, правовое сознание и правовую культуру, а также совокупность эффективных методов профилактической деятельности, способствующая формированию способности человека самостоятельно решать социальные проблемы на основе норм права.

Социально-правовое просвещение – это профилактическое направление профессиональной деятельности специалистов социальной сферы, а также непрофессиональной, волонтерской деятельности других представителей социума, направленное на распространение правовых знаний, идей и ценностей, формирование правовой культуры подрастающего поколения.

Субъектами социально-правового просвещения молодежи кроме юристов и педагогов могут быть все представители профессионального сообщества социальной сферы, а также волонтеры.

В «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (2011) отмечается, что развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требует высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.

На формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения оказывают влияние различные факторы, в том числе и такие, которые связаны с деятельностью профессионалов социальной сферы: распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде; доступность и понятность оказываемых в системе государственной и муниципальной службы услуг населению.

Необходимо учитывать, что социально-правовое просвещение является важной составляющей правового просвещения, но отличается ориентированностью на решение социально-правовых проблем, имеет особое значение для категорий населения, находящегося в группе социального риска, в трудной жизненной ситуации.

Правовое просвещение включает в себя элементы правового воспитания и правового обучения; это система мер, направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как элемент правового воспитания. Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентации, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм. Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Правовое воспитание – сложная и многоаспектная система деятельности. Конечно, многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики, через иные, не правовые формы и каналы формирования общественного сознания. Однако правовое воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.

Формы, средства и методы правового воспитания выступают организационным и методологическим механизмом,с помощью которого субъекты правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание, помогая последнему воспринять правовые принципы и нормы.

В современных условиях применяются самые разнообразные формы правовой работы: правовой всеобуч; пропаганда права средствами массовой коммуникации; правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.).

Система мероприятий правового всеобуча включает работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами как на коммерческой, так и на бюджетной основе. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, «круглые столы» специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т.д.

Вторым важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы – приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка. К методам правового воспитания относятся конкретные и весьма многообразные приемы педагогического, эмоционального, логико-гносеологического воздействия на воспитуемых.

Государство, заинтересованное в повышении правовой культуры общества, занимается правовым просвещением – распространением среди населения правовой информации. При этом могут быть задействованы СМИ, политические и правовые активисты (устраивают встречи, раздают брошюры юридического содержания для изучения, предоставляют различную информацию в сети Интернет).

Правовое информирование возможно при распространенности и доступности информации. Этому способствуют просвещение населения через печатную продукцию, средства массовой информации, телекоммуникационные технологии (Интернет), общение с юридически образованными людьми, обращение в публичные центры правовой информации, консультации. Сюда же можно отнести лекции на предприятиях, в организациях и учреждениях. Пропаганда, занятия в системе повышения квалификации, театральные постановки, кино и телевидение – все это методы правового воспитания граждан.

Социально-правовое просвещение – направленная правовая социализация. В данной связи особое значение приобретает правовая социализация как «приобщение» человека к правовой среде, усвоение им и поддержание правовых норм, образцов и стандартов, позволяющих конструктивно взаимодействовать в социуме. Правовая социализация представляет собой перманентный процесс взаимодействия личности и социально-правовой среды, вследствие которого происходит усвоение требований правомерно поведения, приобретение правовых ценностей и ориентиров, ведущих к формированию свойств и качеств, позволяющих адаптироваться к этой среде и осуществлять деятельность на основе норм права.

Важнейшими агентами и институтами, обеспечивающими правовую социализацию личности, выступают семья, образование, государство, средства массовой информации. Эффективность правовой социализации во многом определяется согласованностью действий различных агентов и институтов. Семья, окружение, сверстники, ближайшая поселенческая организация (соседи) формируют первоначальный мир сознания индивида, составной частью которого выступают представления и оценочные суждения о правовой организации общества и правовых нормах.

Особенно востребовано социально-правовое просвещение, как направление социальной работы, среди подростков и молодежи. Социально-правовое просвещение с подростками должно быть нацелено на освоение навыков использования прав и свобод, конструктивного сочетания прав и обязанностей, ответственности перед другими, воспитание правовой культуры, формирование правового сознания, способности отвечать за свои действия, понимать социальные и правовые последствия своего поведения.

В ходе социально-правового просвещения молодежи, как интерактивной технологии социальной работы, с одной стороны, индивид усваивает определенные знания за счет активизации собственной деятельности, с другой – специалист социальной сферы предварительно проектирует модель решения социально-правовой проблемы и управляет процессом ее решения вместе с подопечным, контролирует качество и ход решения проблемы.

На основе функционального подхода выделены функции социально-правового просвещения как вида деятельности в социальной работе, к ним относим:

- диагностическую (оценка правовой информированности, потребностей в правовых знаниях у индивида или группы, определение запроса в получении правовой информации),

- проектировочную (разработка образовательно-воспитательных программ, проектов, мероприятий с учетом возрастных, гендерных и иных особенностей категории клиента социальной службы),

- организационно-управленческую (координация, посредничество, обеспечение ресурсами для реализации профилактических проектов),

- образовательную (повышение уровня информированности населения в правовых вопросах),

- социально-воспитательную (включение в профилактические программы общественных ресурсов, использование воспитательного потенциала микросоциума),

- функцию правовой социализации (приобщение населения к правовой культуре с учетом ювенологической, андрогогической, геронтологической моделей обучения).

Реализация технологии социально-правового просвещения молодежи может осуществляться в различных формах, например для подростков: школа правовых знаний, клуб «Мои права и обязанности», мини-лекция, информационная беседа, практикум, дискуссия, деловые игры, ролевые игры, сюжетно-ролевые игры, применение письменной и электронной форм информирования.

Например, дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения правовой культуры. Отличительная особенность дискуссии заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника.

Деловые игры -форма коллективной творческой деятельности по изучению конкретной темы. Методика деловой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Письменная форма информирования - в форме буклетов, брошюр, справочного материала по решению социально-правовой проблемы подростка.

Электронная форма социального просвещения – электронные рекомендации для клиентов и специалистов, информационное сопровождение (инструкция для освоения информационно-правовой базы в Интерненте, заполнение форм, информационный гид, реестр информационных ресурсов и др.)

Учитывая специфику, уровни и функции социальной работы как одной из отраслей социальной сферы, считаем, что социально-правовое просвещение молодежи – это система мер, направленная на распространение правовых знаний, идей, ценностей, информации всем категориям молодежи (на макро- и мезоуровнях социальной работы), формирующая правовую грамотность, правовое сознание и правовую культуру населения, а также это профилактическое направление профессиональной  и волонтерской деятельности, нацеленное на активизацию потенциала собственных возможностей клиента в решении проблем социально-правового характера (на микроуровне социальной работы).