Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОДЕРЖАНИИ ПОЛЬСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ЖУРНАЛА „NOTATKI PLOCKIE”

Д-р Эндрю Kansy
Высшая школа. Павел Wlodkowica в Плоцк (Польша)

В 1956 году в  Польше начались демократические трансформации. Проявлением социальной инициативы было предположение в Плоцке ежеквартально издавать научный журнал, занимающийся популяризацией науки, как платформы сотрудничества для местной интеллектуальной элиты, которая включала преподавателей начального, среднего и высшего образования. Был поставлен вопрос о содержании журнала.

В данной статье приведены результаты исследования, которое проводилось с использованием метода анализа прессы. В исследовании, в дополнение к архивным и текущим документам, были изучены 2896 статей, которые были опубликованы в 229 пронумерованных журналах „Notatki P?ockie”.

Для структуры исследования применялись категории, использующиеся в разделах и в библиографии содержания „Notatki P?ockie”, разработанной Wieslaw Horse. Содержание журнала разделено на шестнадцать категорий, ветви, принятой в библиографии. Они были разделены на 96 подкатегорий, которым эквивалентны библиографические разделы. Представим их.

  1. Общие сведения: библиография; Общие работы по всей области; Индивидуальные населенные пункты; Воспоминания; Коллективные Биографии; Индивидуальные биографии.
  2. Окружающая среда: Географическая картография. Карты. Планы; Астрономия; География; Геология. Геофизика; Метеорология; Защита окружающей среды. Природа; Планирование; Туризм.

III. Население: Демография; Антропология.

IV. История: Вспомогательные науки истории; Архивы; Археология; История села; История до 1795; История 1795-1918; История 1918-1939; История 1939-1945; История 1945-1989; Период Третьей республики.

В. Этнография: Общие; Народное искусство. Народные художники.
VI. Экономические проблемы: Общие; Сотрудничество с зарубежными странами; Статистика; Инвестиции. Строительство. Ремонт; Добыча; Электротехника; Химическая промышленность; Металлургическая промышленность и строительство; Швейная промышленность; Сельское хозяйство. Агро-пищевая промышленность; Кооперативы. Ремесла. Реклама. Услуги; Финансы. Банки; Связь. Путь. Мосты. Почта. Связь; Управление водными ресурсами; Коммунальное хозяйство; Корпус.

VII. Социальные и политические вопросы: Общие; Политические партии; Общественные организации и молодежь. Ассоциация. Общество; Работа. Безработица; Социальные вопросы. Социальная помощь. Социальная политика; Социологические вопросы; Церемонии и праздники.

VIII. Правовые и административные: Общие; Администрация. Городские советы; Преступление. Судебная.

IX. Военный.

X. Здоровье. 

XI. Обучение. Образование. Культура: Наука. Общие; Высшее образование; Съезды, конгрессы, семинары, симпозиумы, заседания; Научные общества; Региональное научное общество; Образование. Общие; Начальное и среднее образование; Художественные школы и профессионального образования; Профессорско-преподавательский состав; Уход за детьми и молодежь; Культура. Общие; Культурная жизнь; Региональная общественная; Дома культуры; Культурное сотрудничество с зарубежными странами; Любительское художественное движение; Музеи; выставка; Физическая культура. Спорт.

XII. Лингвистика.

XIII. Наука о литературе. Фантастика: Наука литературы. Литературная жизнь; Поэзия; Проза.

XIV. Искусство: Архитектура. Городское планирование; Скульптура; Живопись; Памятники. Защита памятников; Театр; Музыка. Музыкальная жизнь; Кино. Фильм; Фото.

XV. Религиозные вопросы.

XVI. Книга. Аудитория. Библиотека. СМИ; Библиотеки; Печать. Книжная торговля; Публикация движение; Отзывы статей и книг; Пресс; Радио; Teлевидение.

Для целей исследования, были выделены исторические этапы, следующее разделение: 1956-1968, 1968-1980, 1981-2013 гг.

В дополнение к характеристике методологии исследования необходимо также отметить, что используется методология эмпирического исследования в области образования.

Важный аспект – это вклад журнала в просвещение для региона. К. Askanas обращал на это внимание, «буква возрождает местное движение научный центр, помогает дать незнакомые знания и, особенно в провинции, является важнейшим рычагом для улучшения распространения научной культуры и окружающей среды»

Данные обстоятельства способствовали инициации вопроса о редакционной ответственности „Notatki P?ockie” в углублении интереса жителей к истории города, исследованиям из крупных научно-исследовательских центров. Например, на деятельность в журнале значительно повлияли, в частности, учителя. Первоначально они были связаны с содержанием начального и среднего образования, но с развитием Плоцка как академического центра в журнале начали публиковать статьи в области высшего образования.

Интерес к предмету образовательной сферы подтверждает контент-анализа журнала. В первом периоде, в годы 1956-1968, в „Notatki P?ockie” большой объем статей был по тематической категории, заявленной как: «Наука. Образование. Культура», он составил 26% статей.

В годы с 1968 по1980 ситуация существенно не изменилась по сравнению с предыдущими. По-прежнему наибольшее число статей были связаны с наукой, образованием и культурой. Среди них, обращаем внимание на очень большое наличие материала по НТП, который стал предметом документации и исследований. Следует также отметить, что в связи с развитием Филиала Варшавского технологического университета в Плоцк четко обозначены в журнале темы высшего образования. С введением политехнического предмета был расширен круг авторов и адресатов и степень влияния содержания образования.

В годы 1981-2011 категория «Наука. Образование. Культура» заняла второе место в плане количества статей и составила 21%. Большинство статей, связаны с научным сообществом, важными научными проектами и их распространением. Анализ позволил выявить доминирующие темы в период 1981-2011.Наибольшее число статей было написано в это время в категории «Общие» раздела «Наука. Образование. Культура».

Доминируют тексты, связанные с задачей просвещения общественности. Лучшая интеграция научного сообщества вокруг ежеквартального "Notes P?ockie" приходится на период 1981-2011, когда в Плоцке происходит динамичное развитие высшего образования. Журнал стал форумом научных кругов. Кроме того, появились дебютные статьи авторов, которые готовили докторские диссертации. Они были в основном участниками семинара. В дополнение к профессиональным исследованиям в „Notatki P?ockie” стали публиковать свои статьи студенты. В связи с развитием высшего образования в Плоцке значительно расширены сферы исследования, которые нашли отражение в журнале и внесли свой вклад в углубление знаний о регионе. Например, Университетский колледж. Павел Wlodkowica (SWPW) и Эндрю Ga?kowski, проректор SWPW, которые в своих публикациях отразили исследования по сравнительной педагогике, анализируя системы образования в Германии и Польше.

Стоит отметить, что публикации, содержащиеся в „Notatki P?ockie”были использованы при подготовке студентов - будущих бакалавров и магистров, что показывает образовательные функции журнала.

В течение всех трех периодов активности журнал способствовал распространению знаний и поддержке исследований в различных отраслях знаний. Стимулируя деятельность местных представителей науки и образования, журнал играет важную роль в создании социальных достижений и передаче их следующему поколению. Благодаря своему содержанию журнал стала важным инструментом в процессе обучения. Преподаватели многих предметов, используют на уроках статьи, опубликованные в журнале. Преподаватели высших учебных заведений, особенно университетского колледжа обращаются к содержанию ежеквартально. Кроме того, журнал сыграл важную роль в процессе обучения в течение жизни, так как углубить свои знания могут и другие жители региона. В эпоху миграции электронная версия журнала, размещенного в Интернете, создается возможность для всех тех, кто изменил свое место жительства, чтобы постоянно дополнять знания и отслеживать последних открытия о регионе Плоцк. Он-лайн версия "Notes P?ockie" углубляет процесс построения человеческой идентичности.

Литература 

1. J. Baszkiewicz, W?adza, Wroc?aw 2009, s. 165.

2. Szerzej na temat Towarzystwa Naukowego P?ockiego patrz: Z. Kruszewski, Towarzystwo Naukowe P?ockie: podmiot ?ycia publicznego, Warszawa 2011.

3. W. Ko?ski, 50 Rocznik?w „Notatek P?ockich”. Bibliografia zawarto?ci (1956-2006) Nr 1-208, P?ock 2008, s. 6.

4. http://www.tnp.org.pl/notatki_plockie.htm

5. T. Kruszewski, W.W. Szcz?sny, Podstawowe poj?cia empirycznych bada? pedagogicznych, w: Miscellanea pedagogica, Synergia edukacyjna teorii – bada? – praktyki pedagogicznej z dodaniem florilegium – leksykonem kultury edukacyjnej, pod red. R. Dobrzenieckiego, T. Kruszewskiego, W.W. Szcz?snego, P?ock 2012, s. 101-117.

6. Uchwa?a Sejmu Polskiej Rzeczypospolitej Ludowej z dnia 25 II 1958 r. w sprawie obchod?w Tysi?clecia Pa?stwa Polskiego, „Monitor Polski” 1958, nr 16, poz. 98.

7. K. Askanas, Praca Komisji Bada? nad Powstaniem i Rozwojem P?ocka, „Notatki P?ockie” 1956, nr 1, s. 5.

8. Komunikat Komisji Bada? nad 1000-leciem P?ocka, P?ock 1955.

9. K. Askanas, O potrzebie czasopism regionalnych, „Notatki P?ockie” 1956, nr 1, s. 3-4.

10. Kronika, „Notatki P?ockie” 1956, nr 1, s. 32.

11. TNP, Akta TNP, sygn. 32, Komisja Bada? nad Powstaniem i Rozwojem P?ocka – materia?y, 1956 r.; „Notatki P?ockie” 1957, nr 3-4.

12. K. Jakubowski, Niekt?re problemy rozwoju ?ycia kulturalnego P?ocka, „Notatki P?ockie” 1961, nr 19, s. 32-35.

13. F. Dorobek, Zagadnienia kulturalne P?ocka w okresie dwudziestolecia, „Notatki P?ockie” 1965, nr 2 (32), s. 34-38.

14. I. Nowak, Sprawy kultury a rozw?j przemys?u w rejonie p?ockim, „Notatki P?ockie” 1966, nr 5 (39), s. 20-24.

15. Tekst wst?pny, „Notatki P?ockie” 1966, nr 5 (39), s. 1.

16. Delegaci wojew?dztwa warszawskiego na Kongres Kultury Polskiej, „Notatki P?ockie” 1966, nr 5 (39), s. 45-48

17. S. Kostanecki, Nauczyciele i wychowankowie Szko?y P?ockiej obecnie imienia Stanis?awa Ma?achowskiego (XIII-XX w.), „Notatki P?ockie” 1958, nr 8, s. 12-26;

18. S. Kostanecki, Szko?a P?ocka (1180-1964). Kr?tki zarys dziej?w najstarszej z istniej?cych szk?? w Polsce – obecnego Liceum im. Stanis?awa Ma?achowskiego w P?ocku, „Notatki P?ockie” 1964, nr 3 (29), s. 14-21;

19. S. Kostanecki, Herb Szko?y P?ockiej – obecnego Liceum im. Stanis?awa Ma?achowskiego w P?ocku, „Notatki P?ockie” 1964, nr 3 (29), s. 23; R. Ziemniak, Tendencje rozwojowe liceum Ma?achowskiego w latach 1958-1965, „Notatki P?ockie” 1964, nr 3 (29), s. 25-28.

20. E. Kowalczyk, Problemy nauki i dydaktyki w wy?szych uczelniach technicznych, „Notatki P?ockie” 1968, nr 3 (47), s. 18-21.

21. E. Kaltenberg-Kwiatkowska, Przeobra?enia struktury spo?eczno-przestrzennej miasta pod wp?ywem uprzemys?owienia (z bada? p?ockich), praca doktorska, Instytut Filozofii i Socjologii PAN, Warszawa 1973, s. 294.

22. S. Kostanecki, Otwarcie Filii Politechniki Warszawskiej w P?ocku, „Notatki P?ockie” 1967, nr 3-4 (43-44), s. 63-64.

23. Uroczysto?? otwarcia Filii Politechniki Warszawskiej w P?ocku w dniu 15 wrze?nia 1967 r. Przem?wienia powitalne, „Notatki P?ockie” 1967, nr 3 (47), s. 12-17.

24. Sesja naukowa Polskiej Akademii Nauk ku czci Ludwika Krzywickiego, „Notatki P?ockie” 1959, nr 13-14,                 s. 49-50.

25. Sesja XX-lecia Polskiej Partii Robotniczej na Mazowszu. Z dwudniowych obrad w P?ocku, „Notatki P?ockie” 1962, nr 1 (23), s. 19-22.

26. Sesje naukowe 50-lecia Rewolucji Pa?dziernikowej, „Notatki P?ockie” 1967, nr 3-4 (43-44), s. 23.

27. Uroczysto?? wr?czenia prezesowi PAN prof. dr. Tadeuszowi Kotarbi?skiemu dyplomu Cz?onka Honorowego TNP, „Notatki P?ockie” 1958, nr 9, s. 19.

28. Na przyk?ad: K. Askanas, W 70 rocznic? wznowienia dzia?alno?ci Towarzystwa Naukowego P?ockiego (1907-1977), „Notatki P?ockie” 1978, nr 1 (94), s. 6-9; K. Askanas, Towarzystwo Naukowe P?ockie w trzydziestoleciu Polski Ludowej, „Notatki P?ockie” 1979, nr 3 (100), s. 25-51.

29. Na przyk?ad: F. Dorobek, Towarzystwo Naukowe P?ockie odznaczone Krzy?em Komandorskim Orderu Odrodzenia Polski, „Notatki P?ockie” 1979, nr 4 (101), s. 3-11; Odznaczenia cz?onk?w Towarzystwa Naukowego P?ockiego, „Notatki P?ockie” 1974, nr 5 (79), s. 48.

30; K. Askanas, Dzia?alno?? naukowa Towarzystwa Naukowego P?ockiego w czterdziestoleciu PRL, cz. 2, „Notatki P?ockie” 1984, nr 4 (121), s. 3-16;

31. M. Chudzy?ski, 180 lat Towarzystwa Naukowego P?ockiego – w s?u?bie regionu i kraju, „Notatki P?ockie” 2000, nr 2 (183), s. 11-18;

32. M.M. Grzybowski, Prezesi Towarzystwa Naukowego P?ockiego i ich rola w upowszechnianiu kultury i nauki, „Notatki P?ockie” 2002, nr 3 (192), s. 24-30;

33. Z. Kruszewski, O dorobku Towarzystwa Naukowego P?ockiego po odnowieniu dzia?alno?ci (1907-2007), „Notatki P?ockie” 2007, nr 1 (210), s. 3-6.

34. J. Chojnacki, List do Jakuba Chmielewskiego, przewodnicz?cego Sejmiku Wojew?dztwa P?ockiego                       i Krzysztofa Ko?acha, Wojewody P?ockiego z propozycj? utworzenia uniwersytetu mazowieckiego, „Notatki P?ockie” 1994, nr 2 (159), s. 62.

35. J. Chojnacki, Boles?aw III Krzywousty – w 900 rocznic? urodzin. Sesja naukowa Towarzystwa Naukowego P?ockiego (TNP), „Notatki P?ockie” 1985, nr 3 (124), s. 3-41;

36. D. Gda?ska, Sympozjum pt. „Prasa lokalna” (22-23 listopada 1991), „Notatki P?ockie” 1991, nr 4 (149), s. 3-4; M. Wr?bel, Mi?dzynarodowa Konferencja Naukowa „Badania spo?eczne i ich rola w kszta?towaniu post?pu. Ci?g?o?? i zmiana”, „Notatki P?ockie” 2009, nr 4 (221), s. 55-56.

37. T. Chrostowski, II Kongres Regionalnych Towarzystw Kultury w Nowym S?czu w dniach 29-30 maja 1981 r., „Notatki P?ockie” 1981, nr 2 (107), s. 62-63;

40. J. Chojnacki, Kongres Intelektualist?w w Obronie Pokojowej Przysz?o?ci ?wiata, „Notatki P?ockie” 1986, nr 1 (126), s. 3-19;

41. J. Chojnacki, XVI Sesja Sta?ej Konferencji Muze?w, Archiw?w i Bibliotek Polskich na Zachodzie w Londynie – Fawley Court, „Notatki P?ockie” 1994, nr 3 (160), s. 3-26.

42. Na przyk?ad: XXXVI inauguracja roku akademickiego 2002/2003 w Szkole Nauk Technicznych i Spo?ecznych Politechniki Warszawskiej. Wyst?pienie rektora Politechniki Warszawskiej prof. dr. hab. Stanis?awa Ma?kowskiego na uroczysto?ci inauguracji roku akademickiego w dniu 2 pa?dziernika 2002 r. oraz wyst?pienie prorektora Politechniki Warszawskiej prof. dr. hab. Janusza Zieli?skiego, „Notatki P?ockie” 2002, nr 4 (193), s. 46-49.

43. T. ?uk, Wsp??praca Filii Politechniki Warszawskiej z Fabryk? Maszyn ?niwnych w P?ocku w zakresie doskonalenia konstrukcji i niezawodno?ci kombajn?w zbo?owych, „Notatki P?ockie” 1984, nr 1-2 (118-119), s. 37-41;

44. M. Portalski, Kszta?cenie ekonomist?w w O?rodku Naukowo-Dydaktycznym politechniki Warszawskiej w P?ocku w latach 1995-2000, „Notatki P?ockie” 2000, nr 4 (185), s. 33-37.

45. S. Wielgus, Uniwersytet – wczoraj, dzi?, jutro, „Notatki P?ockie” 2001, nr 4 (189), s. 24-30; S. Wielgus, Uczelnie wy?sze i instytuty naukowe w II Rzeczypospolitej. Polskie towarzystwa naukowe, „Notatki P?ockie” 2002, nr 3 (192), s. 6-11.

46. A. Ga?kowski, Rewalidacja i jej wybrane aspekty w Republice Federalnej Niemiec, w: Wybrane zagadnienia pedagogiki rewalidacyjnej, pod red. M. Borowskiego i R. Dobrzenieckiego, P?ock 2009, s. 371-394.

47. А. Галковский, Система образования в Федеративной Республике Германия на рубеже ХХ и ХХI века, Ярославль 2012.

48. A. Ga?kowski, Warto?ci uznawane przez m?odzie? szk?? ?rednich w Polsce i w Niemczech (por?wnanie na przyk?adzie Liceum Og?lnokszta?c?cego im. W?. Jagie??y w P?ocku i Szko?y im. Bertolda Brechta w Darmstadt), cz. 1, „Notatki P?ockie” 1999, nr 1 (178), s. 21-27;

50. A. Ga?kowski, Aspiracje zawodowe m?odzie?y szk?? ?rednich w Polsce i w Niemczech (por?wnanie na przyk?adzie Liceum Og?lnokszta?c?cego im. W?. Jagie??y w P?ocku i Szko?y im. Bertolda Brechta w Darmstadt), „Notatki P?ockie” 1999, nr 2 (179), s. 40-45.

51. T. Kruszewski, Autyzm wczesnodzieci?cy – diagnoza, terapia, w: Wybrane zagadnienia pedagogiki rewalidacyjnej, pod red. M. Borowskiego i R. Dobrzenieckiego, P?ock 2009, s. 291-310;

52. T. Kruszewski, W.W. Szcz?sny, O przecenianiu inteligencji i niedocenianiu wyobra?ni w wychowaniu, w: Miscellanea pedagogica, Synergia edukacyjna teorii – bada? – praktyki pedagogicznej z dodaniem florilegium – leksykonem kultury edukacyjnej, pod red. R. Dobrzenieckiego, T. Kruszewskiego, W.W. Szcz?snego, P?ock 2012, s. 181-196.

53. W. Sonczyk, Media w Polsce. Zarys problematyki, Warszawa 1999, s. 153.