Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

СРЕДОВОЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

А.А. Дружинина
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Современный социальный заказ на подготовку кадров социальной сферы связан с требованиями не только к функционально-операциональным характеристикам субъекта трудовой деятельности, но и с требованиями к личностно-профессиональным, из них, к творческой самостоятельности, способности решать профессиональные задачи в изменяющихся социальных условиях, в целом к их профессиональной компетентности.

Новые концепции социальной политики, модель социальной работы как фактора социального благополучия страны, инновационные процессы в социальной сфере, требования работодателей, модернизация отечественного образования стимулируют интерес ученых к вопросу о теоретических основаниях процесса формирования профессиональной компетентности будущего социального работника в вузовской подготовке.

Наша позиция связана с тем, что профессионал в области социальной работы должен обладать профессиональной компетентностью, то есть знать законы и принципы развития мира социального и социальной сферы, социального взаимодействия коллективов и групп, уметь анализировать и прогнозировать тенденции развития этой сферы, предлагать реальные проекты социальных преобразований и социальных изменений, обладать социальным мышлением, творческим потенциалом, социальной активностью. Профессиональная компетентность является интегральной характеристикой, проявляющейся в способности специалиста профессионально решать задачи в системе социальной работы.

Таким образом, формирование профессиональной компетентности будущего социального работника - это цель и новое направление вузовской подготовки.

Необходимо учитывать, что в современных условиях содержательная компонента образовательных программ, реализуемых в отечественных вузах по направлению «Социальная работа» - это программы трех уровней: бакалавр, специалист и магистр.

Особенно востребованным становится компетентностно-ориентированное проектирование многоуровневой подготовки социальных работников в вузе, что предполагает разработку содержательного, технологического и средового компонентов на трех уровнях: бакалаврита, специалитета, магистратуры.

Компетентностный подходк оценке качества образования соответствует доминирующей международной тенденции развития образования, обеспечивает конкурентоспособности отечественного высшего образования, расширяет возможности трудоустройства, социальной мобильности будущих социальных работников.

Содержание образования в условиях реализации компетентностного подхода задается в виде описания системы компетенций выпускника для каждого уровня образования (бакалавриат, специалитет и магистратура), по сути обеспечивающая не только целеполагание, а скорее результат, его диагностический (контрольный) инструментарий. Структура содержания образования (для каждой базовой компетенции) включает: ориентировочную основу компетентного исполнения деятельности на основе образа создаваемого продукта и логики его создания; концептуального знания о сущности процесса и продукта деятельности; набора апробированных в собственном опыте способов деятельности (мыслительных, организационных, коммуникативных, информационных и др.); опыта выполнения этой деятельности в проблемных условиях (при неполноте  задания условий задачи, дефиците информации и времени, невыявленности причинно-следственных связей, непригодности известных вариантов решения); опыта рефлексии и самоконтроля своих действий на основе знания образцов и критериев эффективности.

Освоение профессиональных компетенций позволит будущему социальному работнику «реализовать возможности успешной, социально полезной, востребованной обществом деятельности на должностях, требующих высшего образования, которые предусматривают осуществление экспериментальной, исследовательской и управленческой функций на уровне необходимой и целеобразной ответственности и самостоятельности, осознанного отношения и/или соучастия в выполнении миссии социальной работы» [1].

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению бакалавриата 040 400 «Социальная работа» отмечается, что вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ [2, с.23].

Это нормативное требование показывает необходимость обращения при разработке перспективных направлений вузовской подготовки будущих социальных работников к средовому подходу как концептуально обеспечивающему условия формирования профессиональной компетентности.

Новое понимание роли и приоритетов вузовской подготовки социальных работников обусловили переход от системной организации образовательного процесса к средовой.

В педагогике образовательная среда определяется в различных контекстах.

Нам близка позиция В.А. Ясвина о том, что «среда обеспечивает возможности для создания условий, способствующих воспитанию и развитию, поэтому важно выделение наиболее значимых элементов, содержащихся в образовательной среде, которые выражают ее образовательный потенциал [3].

Переход к личностно-ориентированному образованию предполагает, по мнению Е.В. Бондаревской, в качестве основополагающего условия создание социокультурной среды [4]. Эта задача актуальна как для каждого образовательного учреждения, так и для региона в целом.

Н.Б. Крылова рассматривает образовательную среду как часть социокультурного пространства, где взаимодействуют различные образовательные системы, процессы и явления, субъекты и предметы с целью развития и создания условий для саморазвития личности. Среда имеет несколько макро- и микроуровней - от федерального, регионального до образовательной среды конкретного учебного заведения, класса, группы. Образовательная среда создается и индивидом, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным задаткам, интересам, жизненному опыту и строит уникальное собственное пространство вхождения в культуру, свое видение ценностей, приоритетов познания и способов саморазвития [5].

С позиции С. В. Яйлаханова в широком смысле «среда» - это совокупность условий, обеспечивающих развитие, социализацию и воспитание человека. Она включает множество природных и социальных факторов (элементов), которые могут прямо или косвенно, мгновенно или долговременно влиять на жизнь и деятельность людей, или, при сложении своих отношений, составляющих пространство и условия жизни человека. Под обучающе-воспитывающей средой он понимает образ функционирования конкретного образовательного учреждения или нескольких учреждений одного типа (например, военно-учебных заведений). В таком случае обучающе-воспитывающая среда составляет совокупность материальных и пространственно-предметных факторов, социальных и морально-психологических компонентов, информационно-технологических ресурсов [6, с.10].

Соответственно, образовательная среда может рассматриваться как совокупность ресурсов, влияющих на формирование компонентов управленческой культуры будущего профессионала в социальной работе.

По определению В. А. Сластенина и Г. И. Чижаковой, «структурными единицами воспитательной среды являются: пространственно-предметное окружение; субъектное окружение (социальные общности, субкультура, половозрастные группы и т.д.); психологические факторы (особенности взаимодействия субъектов, характер и направленность деятельности, стиль преподавания, стиль общения и т.д.)» [7,с. 83].

Структура современной образовательной среды состоит из взаимодействующих инновационных образовательных комплексов и традиционных моделей, систем стандартов образования, учебных программ и планов, образовательных средств и образовательного материала, нового подхода во взаимоотношениях, основанных на гуманистических ценностях между субъектами образования: детьми, их родителями и педагогами [8].

Среда рассматривается и как условие развития образовательной системы. Образовательная система, согласно позиции В.П. Беспалько, определяется как устойчивая и прочная взаимосвязанная совокупность вариативных элементов: учащихся, целей воспитания, содержания воспитания, процессов воспитания и обучения, учителей (или технических средств обучения), организованных форм воспитательной работы [9].

Образовательная система характеризует наличие элементов в их взаимосвязях, но не раскрывает факторы влияний на развитие и саморазвитие личности ребенка. Определяющим фактором образовательной системы является образовательная среда. Исследования показывают, что понятия «образовательное пространство» и «образовательная среда» не являются идентичными. Понятие образовательного пространства фиксирует внимание на упорядоченном множестве человекообразующих систем, в то время как образовательная среда описывает разнообразие как непосредственно относящихся к субъекту, так и нейтральных для него факторов. В организованном пространстве вуза студент находит свою среду, своего рода нишу. Кроме того, среда включает в себя и такую характеристику материи как время, то есть образовательная среда в отличие от устойчивых пространственных структур имеет протяженность и изменчивость во времени [8].

В нашем исследовании рассматривается образовательная среда вуза. А.А. Ергазина, отмечает, что образовательная среда стимулирует учебную деятельность студента, включает его в поле взаимодействия с культурными ценностями, идеалами, образцами и способствует направленности субъекта на приобретение не только знаний, умений и способов учебных действий, но и их использования в различных жизненных ситуациях [10, с.12].

Чем больше и полнее личность использует возможности среды, вносит вклад в ее развитие, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие: «человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая дает ему физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие».

Образовательная среда, согласно позиции Д.В. Иванова, - «это в первую очередь продукт активности ее субъектов. Чем более зрелыми, самостоятельными, креативными будут участники образовательного процесса, тем больший развивающий потенциал будет у среды, создаваемой ими. Мы можем наблюдать своеобразную цикличность процесса развития: личностные свойства индивидов влияют на уровень развития образовательной среды, уровень развития среды обусловливает паттерны развития ее субъектов» [11, с. 168].

Образовательная среда современного вуза представляет собой развивающийся пространственно-временной комплекс, аккумулирующий в себе целенаправленно создаваемые условия, обстоятельства взаимодействия субъективного мира развивающейся личности с его уникальными характеристиками (избирательность переживаний, поиск смыслов, потребность в самореализации) и объективного мира (другие личности, научно-педагогические школы, предметно-пространственное окружение материально-технического, учебно-методического обеспечения, наличие правил, традиций, ценностных установок, корпоративных норм, состояние морально-психологического климата, отношений), оказывающих прямое или опосредованное влияние на формирование конкурентоспособной личности специалиста через создание студентам возможностей для развития способностей и профессиональных компетенций и стимулирование к использованию этих возможностей.

Образовательная среда современного вуза интегрирует различные типы локальных сред (учебная среда, воспитательная среда, среда факультета, среда кафедры, среда группы, среда баз прохождения практики и др.), которые вносят специфический вклад в профессионально-личностное развитие специалиста и включают три развивающих компонента: аксиологический, системный, организационный.

Специфика образовательной среды современного вуза, готовящего специалистов социальной сферы, заключается:

- в ориентации её на профессиональную этику, сопутствующей на всех этапах процессу обучения и вырабатывающей отношение к любому человеку как к личности;

- в практической направленности учебной деятельности, которая протекает как в учебных корпусах, так и на местах проведения практик, что позволяет профессиональной среде имманентно проникать в образовательную среду вуза;

- в продвижении идей, подходов и концепций научных социально-педагогических школ, которые ориентируют научно-исследовательскую, проектную, волонтерскую деятельность преподавателей и студентов и создают активный, творческий вектор среды вуза, как фактор самоактуализации и самореализации всех субъектов среды;

- в особом языке, понятийно-терминологическом аппарате профессионального общения, культуре взаимодействий.

Основными характеристиками образовательной среды современного вуза являются:

- социальный статус вуза (его цели, мировоззренческие основы, базовая образовательная концепция и стратегии образовательной деятельности);

- объем, структура и направленность содержания образования, определяемые государственным стандартом, его региональным и вузовским компонентами;

- единство и взаимодополнение традиционных и новейших информационных и педагогических технологий в процессе обучения;

- качество образовательного процесса, которое обусловлено, прежде всего, общей культурой, профессиональным мастерством и масштабом личности педагогов; это профессорско-преподавательский состав, привлечение уникальных специалистов, развитие собственных научных школ, формирование корпоративной культуры;

- единство учебной, научно-исследовательской и воспитательной работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов;

- комплексная система внутривузовского управления процессом образования, направленная на всестороннее достижение высокого качества;

- условия жизнедеятельности студентов, которые включают инфраструктуру образовательного процесса, качество проживания, уровень бытового обслуживания, организацию досуга, возможности занятий спортом, благоприятные эстетические условия, психологический климат и др..

Считаем, что образовательная среда вуза представляет собой систему взаимодействия субъектов среды, связанную с целеполаганием, содержанием вузовского образования, социальной направленностью профессионального воспитания студентов, научно-исследовательской деятельностью педагогов и студентов, а также образовательными технологиями.

Анализ научных исследований и педагогической практики показывают, что образовательная среда вуза обладает многочисленными возможностями в решении педагогической задачи – формировании профессиональной компетентности будущего специалиста социальной работы.

Средовой подход позволяет исследовать образовательную среду вуза как систему образовательных возможностей студентов в формировании профессиональной компетентности будущих социальных работников.

Литература

  1. Григорьев С.И. Социокультурные основания и стандарты развития современного социального образования: глобализация и национально-государственная специфика. М.: Издательство РГСУ, 2010.
  2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению бакалавриата 040 400 «Социальная работа». М., 2009.
  3. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: ЦКФЛ РАО, 1997.
  4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д: Изд-во РПУ, 2000.
  5. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.
  6. Яйлаханов С.В. Организация учебной деятельности студентов (курсантов) в информационной образовательной среде: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Ставрополь, 2006.
  7. Сластенин В. А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие. М., 2003.
  8. Иванов А.В. Культурная педагогическая среда общеобразовательного учреждения как условие развития личности ребенка: Монография. М.: АПК и ППРО, 2005.
  9. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Изд-во Моск. психолого-педагогического ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.
  10. Ергазина А.А. Формирование опыта интеркультурной деятельности студента в образовательной среде вуза: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург , 2006. 25 с.
  11. Иванов Д.В. Психолого-педагогические подходы к исследованию образовательной среды // Мир психологии. 2006. №4 (48). С. 167-173.