Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Говердовская М.А.

ГОРОД С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

г. Мичуринск
marija-goverdovskaja@rambler.ru 

Теория социального пространства активно применяется в таких научных дисциплинах как градостроительство, архитектура, география и других. Но именно для социологов теория стала ведущей и повлияла на формирование такой отрасли социологии как социология города.

Город – населённый пункт (не менее 12 тысяч жителей), являющийся административным, промышленным, торговым и культурным центром района, области, округа и т.п., жители которого не заняты в сельском хозяйстве [1].  И для него характерны разнообразие трудовой и внепроизводственной деятельности населения, социальная и профессиональная неоднородность, специфический образ жизни. Социально-пространственные характеристики позволяют понять, как он в полном объеме функционирует.

Выделяют три типов социального пространства города:

  • Информационный
  • Коммуникативный
  • Ментальный

Информационное пространство города представляет собой территорию, на которой размещаются информационные ресурсы, источники информации, технологические системы сбора, обработки и распространения информации, а также пользователи различных видов ресурсов [2].

Информационное пространство города охватывает научную деятельность, образования, управления природными и социальными процессами, сферу быта, досуга, деятельности средств массовой информации. В информационном пространстве города появляется новая область деятельности – электронная культура. Она связана с созданием электронных версий объектов культурного наследия: в изобразительном искусстве (живопись, графика, скульптура), в перфомативных искусствах (музыка, театр, танец и т.д.), в недвижимом культурном наследии (архитектура, культурный ландшафт), кино, телевидение и пр.

Информационное пространство города динамично меняется, поскольку в современном обществе информация быстро устаревает, отражая ход общественной жизни. Имеющая сегодня большую ценность информация завтра может быть обесцененной. Своевременная выдача информации повышает ее актуальность и практическую значимость.

Коммуникативное пространство города представляет собой среду, в которой между людьми (индивидами и группами) происходит непрерывный обмен информацией. Можно выделить четыре уровня коммуникативного пространства: [3]

  1. Физический. Здесь происходит взаимодействие людей в процессе деятельности с физическими объектами. Примерами могут быть: обучение ремеслу, распределение обязанностей по дому.
  2. Психологический. Между людьми возникают узы, основанные на доверии, которые позволяют обмениваться  секретными личными данными. Происходит удовлетворение эмоциональных потребностей. Примеры: отношения влюбленных, праздник в кругу друзей.
  3. Социальный. Уровень, подчиняющий интересы индивида обществу. Все более формализовано, регламентируется законами, нормами, договорами. Человек удовлетворяет свои потребности в профессиональной сфере, а именно в карьере. Примером служат  отношения: начальник-подчиненный, преподаватель-студент.
  4. Интеллектуальный. Затрагивает мыслительную деятельность человека, которая связана с творчеством раскрытие талантов и способностей. Примеры: обучение (лекция), обсуждение философских и научных вопросов.

И важно то, что любая коммуникация происходит не на одном уровне, а на нескольких.

Ментальное пространство города. Город представляет собой пласт ментальностей: индивидуальной, групповой, этнической, национальной и других. Каждый из пластов, накладываясь друг друга, образует некое пространство, в котором находится кладь личных переживаний, выливающееся через отношение к окружающему. Формируется так называемый «образ города» [4]. Он в течение жизни жителей изменяется.

Социологический аспект ментальности в городе заключается, в том, чтобы через описание социальной ситуации, в которой находятся люди, понять их мотивы, т.е. сформулировать на общепринятом языке направления их повседневных устремлений и возможно сделать прогноз действий и их результатов.

Конечно, каждое из пространств в городе не существует изолированно друг от друга, они тесно связаны и находятся в постоянном взаимодействии. Но они все образуют одно большое пространство города.  Использование теории социального пространства применительно к феномену города позволяют выявить существенные факторы функционирования и развития города как средовой целостности.

Вместе с тем, как пространственная целостность город достаточно противоречив. Большие размеры городов, большая протяженность поселения и высокая плотность сосредоточения народонаселения — все это не только формирует достоинства города, но и его недочеты. Так, в экономическом плане огромный город порождает массу проблем: большая протяженность коммуникаций приводит к их дороговизне, огромные усилия необходимы для бесперебойного и качественного обеспечения населения жильем, электроэнергией, пищей, теплом, одеждой. Одной из самых актуальных проблем города продолжает оставаться транспортная проблема. Многомиллионные скопления населения в рамках ограниченной территории — благоприятный фактор для распространения болезней, эпидемий. В большинстве городов мира продолжает оставаться острой экологические проблемы городов. К этому списку можно добавить обширный список социокультурных проблем — преступность, наркомания, проституция, бездомность, безработица. 

Несомненно, каждая из перечисленных проблем порождается не только социально-пространственным фактором городской среды, но следует заметить, что этот фактор является обязательным компонентом, участвующим в ее возникновении, а в некоторых случаях этот фактор является решающим. 

Знание противоречий и тенденций развития городского социального пространства может стать важным инструментом в управлении городом.  Изменение в городском социальном пространстве происходят, как в результате внутренних процессов, так и под влиянием общемировых тенденций. 

Таким образом, были рассмотрены виды социальных пространств в городе. В каждом из них происходят определенные действия и изменения, которые влекут за собой изменения и в других пространствах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Термины и определения // режим доступа: http://www.xn-----6kcblfhdzapu0ajlab7anw5a9b2hgq.xn--p1ai/0-opred.html (дата обращения 19.03.15)
  2. Коммуникация как принцип существования города // Режим доступа: http://kafedra.net.ua/ru/conferenses/2011/47-sec4/60-2011-03-22-13-16-11. html (дата обращения 19.03.15)
  3. Гуманитарная соционика // Режим доступа: http://www.socioniks. net/biblioteka/1socion/komunik_prostr.html (дата обращения 14.03.15)
  4. Культурно-образовательный потенциал городского пространства // режим доступа: http://discollection.ru/article/08042009_ porozov_roman _jur_ evich_86612/3 (дата обращения 19.03.15)