Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Бабина А.В., Кузнецова А.В., Полетаева И.С.

ОБРАЗ ВРАЧА В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ЛУКИ (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО)

г. Пенза
dep-ph@pnzgu.ru 

В современном обществе многими исследователями отмечается повышенный интерес людей к медицине, связанный, в первую очередь, со все более возрастающими потребностями в качественном медицинском обслуживании. При этом формирование медицинской культуры общества остается вне поля зрения  как власти, так и гражданского общества. В сознании людей господствует недоверие к фигуре врача, его негативный образ-архетип, который сформировался в этнокультурной традиции, сохранился в общественном сознании.

Образ знахаря, народного врачевателя остается в сознании современных людей более предпочтительной  альтернативой образу врача-профессионала. К сожалению, приходится констатировать огромную увлеченность  широких слоёв населения медицинским оккультизмом (экстрасенсы, биоэнергокорректоры, маги) и прокатившуюся по всему миру волну медицинских селфи (в России, да и во всем мире, о явлении селфи уже говорят как о нездоровой эпидемии, серьезно нарушающей права человека и нивелирующей основные правила и нормы взаимодействия врачей с пациентами), многочисленные случаи врачебного равнодушия и непрофессионализма. Все это свидетельствует об изменении общественного сознания, разрушающего традиционный образ врача. Сложность и драматизм сложившейся ситуации усугубляется еще и тем, что современное общество переживает настоящую антропологическую катастрофу и кризис культуры. В этих условиях познание специфики врачебной профессиональной деятельности, анализ образа врача становится особенно необходимым, поскольку позволяет обнаружить основные социальные проблемы, наметить пути выхода из ситуации и найти надежные способы их разрешения.

Образ врача является значимым ещё и потому, что выражает определенные представления о состоянии врачебной профессии и медицины в целом. На это указывает и тот факт, что сегодня личность врача и его профессия оказались в центре внимания ученых и политиков, журналистов и религиозных деятелей, философов и культурологов. Врач стал героем рекламных роликов и телепередач, детективов и триллеров. Весьма часто его образ откровенно эксплуатируется в рекламах товаров, в политической агитационной пропаганде.

Глубокое философско-этическое значение образа врача заключается в его отношении к жизни, здоровью человека, к его правам. В силу профессии он оказался в пространстве между Жизнью и Смертью. Является ли врач слугой этих двух господ или он должен стоять на страже Жизни? Должен ли он следовать отечественным социокультурным традициям или принять новые, навеянные «ветром перемен»? Эти вопросы наполнены глубоким философско-этическим смыслом и требуют своего решения.

Сложившаяся ситуация делает необходимым обращение к творчеству и мировоззрению российских мыслителей, которые внесли существенный вклад в развитие этической мысли и формирование положительного образа врача.

Чуть больше 50 лет назад  покинул этот мир святой, чья история – за недавностью лет – остается понятной и близкой нам всем, и в то же время она не может не поражать. Святитель Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) – врач, лечивший обычных людей, многие из которых  благодарны ему и сейчас; профессор, читавший лекции  студентам, ныне практикующим врачам. Политзаключенный, прошедший ссылки, тюрьмы и пытки и ставший впоследствии лауреатом Сталинской премии. Хирург, спасший от слепоты сотни людей и сам потерявший зрение в конце жизни. Гениальный врач и талантливый проповедник, порой метущийся между этими двумя призваниями. Христианин огромной силы воли, честности и безбоязненной веры, но не избежавший серьезных ошибок на своем пути. Реальный человек. Пастырь. Ученый. Святой…

В своих научных и религиозных трудах Лука не раз задумывался о том, каким должен быть врач, профессионал своего дела. Он неустанно повторял, что врач должен  беззаветно любить своего пациента,  только тогда возможно быстрое и эффективное его излечение. «Приступая к операции, надо иметь в виду не только брюшную полость, а всего больного человека, который, к сожалению, так часто у врачей именуется «случаем»… Для хирурга не должно быть «случая», а только живой страдающий человек» [1, с. 5].

Валентин Феликсович настаивал, что состояние духа больного глубоко определяет исход болезни. Духовное воздействие врача – общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней [см. 4].

Сам Войно-Ясенецкий никогда не учился и не работал ради славы, карьеры и денег. Его прочили в профессора анатомии уже на младших курсах университета, а сам Владыка впоследствии вспоминал: «Я был обижен тем, что они меня совсем не понимают, ибо я изучал медицину с исключительной целью – быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям» [4, с. 8].

В своей работе «Наука и религия» Лука возвращается к образу врача и говорит о связи веры и науки. Он рассуждает о науке вообще и о медицине в частности, о причинах болезней, о человеколюбии. Владыка подчеркивает, что именно религия дает человеку, и в особенности врачу, те духовные и душевные силы, которые он направит на борьбу с болезнью. Настоящий врач, относящийся к пациенту со всем сердцем, несомненно, затрачивает огромные душевные силы, как сейчас говорится, «профессионально выгорает». Что же восполнит их, как не обращение к Высшим силам? Человек, помогающий людям бескорыстно, вот ли не пример истинного человеколюбия? Именно таким, по мнению Луки, и должен быть врач.

Наивысшим проявлением нравственности, согласно учению Христа, является готовность спасти человека: «Нет (ничего) больше той любви, как если кто положит душу свою (то есть жизнь свою) за друзей своих» (Ин. 15:13). Это подлинные слова Христа, которые являются основой христианской морали и христианского отношения к людям, слова, которые каждый христианин знает с детских лет.

Но что значит подлинно любить человека? Где любовь, там всегда доверие, где любовь, там всегда и надежда. Любовь все переносит, потому что сильна. Истинная любовь постоянна, не иссякает и никогда не оскудевает.

Должен ли врач любить человека (подчеркиваем – всякого человека) и оказывать ему помощь независимо от личных симпатий к нему? Христианская мораль возводит на ту вершину, когда человек стремится самого себя отдать на служение человечеству, не подсчитывая, сколько людей ему дорого и сколько безразлично [см. 5].

Валентин Феликсович учил своих помощников «человеческой хирургии»: с каждым больным и раненым он как бы вступал в личные отношения, помнил каждого в лицо, знал фамилию, держал в памяти все подробности операции и послеоперационного периода. «Тяжело переживаю смерть больных после операции, – писал он сыну. – Было три смерти в операционной, и они меня положительно подкосили... Переношу их все тяжелее и тяжелее...» [1,с 12]. Ученица А. И. Беньяминович вспоминает: «Мы знали: каждая смерть, в которой он считал себя повинным, доставляла ему глубокие страдания» [1, с. 13].

Проявления равнодушия к врачебному долгу возмущали Валентина Феликсовича, бывали сопряжены с глубокими душевными страданиями. Бывшая медицинская сестра Ташкентской городской больницы М.Г. Нежанская говорила об этом: «В делах, требовавших нравственного решения, Валентин Феликсович вел себя так, будто вокруг никого не было. Он всегда стоял перед своей совестью один. И суд, которым он судил себя, был строже любого трибунала...» [1,с. 9].

Не является ли примером нравственности, гуманизма и милосердия человек, решивший посвятить свою жизнь бескорыстному служению людям? О многом говорят слова архиепископа: «Недолгие колебания кончились решением, что я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей» [4,с.6]. Так решил Валентин Феликсович перед подачей документов в медицинскую академию. Став впоследствии православным врачом, он заложил основы религиозной медицины. Вера – это единственная надежда всех страждущих и обиженных жизнью, это убежище, указываемое религией, и особенно христианской, всем страданиям и горю, на которые нет лекарств.

В.Ф. Войно-Ясенецкий своей жизнью и в своем творчестве передал последующему поколению огромный нравственный, религиозный и научный опыт, который позволяет по-новому оценить многие современные проблемы нравственного развития общества в контексте традиционного для России этического подхода.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Войно-Ясенецкий В. Ф. (Архиепископ Лука) Очерки гнойной хирургии. – М. – СПб.: ЗАО «Издательство БИНОМ», «Невский Диалект», 2000 - 704 с.
  2. Волкова Л.И. Медицина и общество, врач и пациент XXI века (новая хартия врачебной профессии). // Российский мед.журнал. 2003. - № 6.-С.9-10.
  3. Православная церковь и современная медицина. // Под ред. кандидата мед. наук, священника С. Филимонова. Спб.: «Общество святителя Василия Великого», 2001. - 432 с.
  4. Святитель Лука Архиепископ Симферопольский и Крымский Дух. Душа. Тело // Святитель Лука. Избранные творения. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. С. 563-653.
  5. Святитель Лука Архиепископ Симферопольский и Крымский Наука и религия. // Святитель Лука. Избранные творения. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. С. 665-743.
  6. Силуянова И.В. Понимание этики в медицине как социальная проблема (этические проблемы медицины глазами медиков) // Медицинское право и этика. 2002. - № 4. - С.33- 40.