Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Ефимова Л.А.

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СТРЕССОВЫХ ФАКТОРОВ НА УЧЕБНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ТГУ ИМЕНИ Г.Р.ДЕРЖАВИНА)

г.Тамбов
luda.efimova2010@yandex.ru  

Актуальность исследований влияния стрессов на учебное поведение студентов определяется наличием таких стрессогенных факторов в студенческой среде как: учебно-экзаменационный период, социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде, высокий уровень учебных нагрузок.

Современные условия жизни выдвигают повышенные требования к учащимся учебных заведений. Объем и интенсивность нагрузок, испытываемых сегодня студентами, часто приближается к тому уровню, который влечет за собой стойкие нарушения, как физического функционирования организма, так и нарушения его психологической устойчивости. Неоспорим тот факт, что человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, развитой стрессоустойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности [1, с.1-2].

Студенческая жизнь для одних студентов ассоциируется со студенческими обществами, общением с интересными людьми, различными мероприятиями и весельем. Для других это серьезное испытание, изменение в жизни, трудная жизненная ситуация к которой необходимо приспосабливаться. Студенты молоды и сталкиваются с разными проблемами, новые условия обучения требуют от них больше самостоятельности, ответственности, самоорганизации и не все студенты готовы к решению многочисленных проблем и задач, которые предоставляет жизнь. В любом случае обучение в высшем учебном заведении - это стресс для многих обучающихся. Студенту необходимо преодолевать трудности, осваивать новые роли и модифицировать старые, адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности [2, с.69].

Существует большое количество подтверждений тому, что хронический стресс - спутник студенческой жизни. Исследователи отмечают причины стрессов у студентов связанные с проблемами финансов, жилья, безопасности и др. Стресс, испытываемый обучающимися, может сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается [3, с.122].

Для изучения факторов и оценки влияния стресса на учебное поведение студентов автором работы в феврале-марте 2015 года было проведено социологическое исследование. В качестве основного метода взят анкетный опрос. Использован простой случайный бесповторный отбор. В исследовании приняли участие 204 респондента.

Также, в марте 2014 года было проведено социологическое исследование в рамках курсовой работы. В исследовании приняли участие 100 респондентов.

Выяснилось, что студенты подвержены стрессу. Часто находятся в стрессовом состоянии 34,3%, подвергаются стрессам, но не часто 39,2%, а всего 18,6% вообще не подвергаются стрессу. Отметим, что девушки выбирали в два раза чаще вариант ответа о подверженности стрессу в той или иной степени (50%), чем юноши (23,5%).

Сравнивая результаты исследования проведенного в 2014 году и 2015 году мы видим, что большинство опрошенных редко испытывают стресс (60% в 2014 году и 39,2% - в 2015 году). Тем не менее, в 2015 году студентов, испытывающих стресс, стало больше.

К основным причинам стресса опрошенные отнесли: неудовлетворенность результатами своей деятельности (17,3%),  нехватка времени (14,3%), недостаток сна (12,4%). Студенты часто неудовлетворены не только результатами своей учебы, но и тем, что порой не могут устроиться на роботу, отвечающей их требованиям.  В связи с этим, большие учебные нагрузки оставляют все меньше времени на отдых, сон. При этом причины стресса у юношей и девушек немного отличаются. Помимо неудовлетворенности результатами своей деятельности, которую отметили и те и другие, причинами стресса  у юношей отличаются – это нехватка времени и денег, а у девушек – это недостаток сна и разочарования в любви.

54,4% опрошенных считают, что их стрессовое состояние влияет на окружающих. Это значит, что они пытаются выплеснуть свою раздраженность, гнев апатию на других, тем самым создавая плохое настроение другим.  Представительницы женского пола делают это чаще, чем представители мужского пола. Стоит отметить, что в 2014 году, 43,3% респондентов считали, что их стрессовое состояние никак не влияет на окружающих их людей. С чем же связана разница в ответах? Возможно, из сложившейся ситуации в стране. За прошедший год для студентов стали приоритетны другие проблемы. Если в 2014 году студентов больше всего беспокоили проблемы личного характера (22%), то в 2015 году студентов беспокоит проблема нехватки денег (23,2%).

Борьба со стрессом необходима, чтобы уменьшить негативные последствия стресса. Именно поэтому, мы спросили, каким образом студенты справляются со стрессом: общаются с друзьями (18,6%), спят (16,2%) и занимаются спортом (11,5%). Отметим, что по сравнению с  2014 годом, варианты выбранных ответов респондентами, не изменился. Мужчины и женщины по-разному реагируют на стресс, а, следовательно, и способы борьбы со стрессом - разные. Женщины чутко реагирует на эмоции, чувства и потребности окружающих. Что же касается мужчин, то они больше сосредоточены на собственных нуждах или, во всяком случае, на том, что необходимо для достижения данной конкретной цели. Именно поэтому мы выясняем, как же борются со стрессом юноши и девушки студенты. Способ, которые предпочитают оба пола – это сон. Тем не менее, молодые люди  выбирают общение с друзьями, с совместным употреблением алкоголя, занятия спортом, а девушки же напротив – общение с друзьями с прогулками на свежем воздухе и провождение времени в социальных сетях \ интернете.

Подводя итоги исследования, можно сделать вывод что стресс, несомненно, влияет на учебное поведение студентов. Он отрицательно сказывается на учебном поведении, отражается в ухудшении успеваемости и посещаемости занятий студентами. Также, стрессовое состояние студентов влияет на окружающих их людей. Девушки-студентки, подвержены стрессу больше, чем юноши.

Основной причиной стресса как, оказалось, является неудовлетворенность результатами своей деятельности, нехватка времени и недостаток сна. В последнее время студентов беспокоят проблемы недостатка денег, личные проблемы, нехватка свободного времени.  Проявляется стресс в виде перепадов настроения, гнева и агрессии, апатии и депрессии. Основные способы борьбы со стрессом, можно выделить такие как, общение с друзьями, сон и занятия спортом.

Таким образом, изучение стресса в учебном поведении студентов как никогда актуально. Стрессовое состояние студентов  негативно сказывается на трудоспособность и эмоциональный фон студента - появляется раздражительность, подавленность настроения, сложность концентрирования внимания на учебе. Также ухудшается посещаемость занятий и успеваемость. Следует более активно применять все знания и умения в том, чтобы создать обстановку наиболее благоприятную для работы и учебы. Каждый студент должен понимать, что его работа состоит в том, чтобы учится, осилить большинство знаний, полученных в университете. Именно благодаря такой целенаправленности и возможно осуществить большинство планов по жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Туманова П.В., Гайдаш Т.Н., Глуховченко Е.А. Значение профилактики стресса для здоровья студентов. // V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», 15 февраля 2013. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/(дата обращения 4.05.2015)
  2. Андреева Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество: Ученые записки XIII: СПб.: СПбГУ, 2003. – 92 с.
  3. Гринберг Д.С. Управление стрессом. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 495 с.