Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Сокорева Э.И.

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

г. Белгород
sokoreva_elya@mail.ru 

Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на все институты жизни и прежде всего на образование и культуру, трансформируются целевые установки жизнедеятельности, соответственно происходят изменения в образовательных потребностях. В новых политических, социально-экономических и социокультурных условиях требуются разработки новых подходов к управлению образованием в целом, с развитием системы образования, в частности, происходит переосмысление роли и места управления системой дошкольного образования.

Сложившаяся система дошкольного образования в России — это огромное достижение, народное достояние. Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, в то же время любое ДОУ, как и школу, можно рассматривать как самостоятельную социально-педагогическую систему. Для нее характерны определенные свойства: целенаправленность, целостность, полиструктурность, управляемость, взаимосвязь и взаимодействие компонентов, открытость, связь со средой, что определяется следующими положениями:

  1. дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, в то же время любое ДОУ, как и школу, можно рассматривать как самостоятельную социально-педагогическую систему;
  2. для нее характерны определенные свойства: целенаправленность, целостность, полиструктурность, управляемость, взаимосвязь и взаимодействие компонентов, открытость, связь со средой;
  3. ее преобразование и развитие в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями и, в первую очередь, внедрение в практику дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) новейших научно-педагогических достижений в области управления.

Являясь государственно-общественным институтом, детский сад создается обществом для выполнения конкретных целей и поэтому выполняет его социальный заказ. Законом Российской Федерации «Об образовании» устанавливается, что сеть дошкольных образовательных учреждений действует «для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей» [1]..

Особенностью реформирования современной России является установка на модернизацию системы образования. Министерством образования реализуется программа модернизации образования [2]. Дошкольное образовательное учреждение имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. Поэтому сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива ДОУ без целенаправленного и научно обоснованного управления.

Современный этап модернизации системы российского образования в качестве основных приоритетов провозглашает его доступность, качество и эффективность. Реализация данных приоритетов в образовательных учреждениях невозможна без структурных изменений системы управления.

К современному дошкольному учреждению предъявляются такие требования, что повышение уровня управления ДОУ становится объективной необходимостью и существенной стороной его дальнейшего развития. Руководители обязаны гибко и быстро реагировать на запросы общества, в постоянно меняющейся сложной экономической ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития.

Создание эффективного механизма управления системой образования во многом зависит от прогностического подхода к развитию образования в условиях современных крупных и средних городов, от качественных характеристик управленческих кадров, владеющих продуктивными способами решения управленческих задач, стоящих перед муниципальной системой образования.

Практика формирования новой системы управления дошкольным образованием вызывает необходимость разработки научных основ оптимизации этой деятельности. Особое значение имеет разработка научных основ программно-целевого подхода к управлению развитием системы дошкольного образования.

В первую очередь, применение программно-целевого подхода касается процесса управления дошкольным образованием на муниципальном уровне, определение его целей и задач, функций и полномочий. Деятельность органов управления дошкольным образованием предполагает формирование широкой сети разнонаправленных потоков и связей между системой дошкольного образования и иными сферами деятельности муниципального сообщества.  Она должна включать в себя как вертикальные связи, обеспечивающие управляемость муниципальной дошкольной образовательной системой при сохранении возможности динамичной и гибкой адаптации к изменяющимся условиям; так и - горизонтальные, способствующие регулированию отношений путем координации в рамках единого пространства управленческой деятельности.

Решение задачи эффективного управления развитием дошкольного образования на муниципальном уровне требует, на наш взгляд, создания рационального алгоритма организации управления дошкольным образованием, выделения функций органа управления и построения на их основе прогностической модели, где на местах должна работать практика привлечения регионального экспертного интеллектуального сообщества [3, с.3-9].

Данный подход имеет ряд преимуществ, а именно:

  • выделение и постоянное сопровождение основных и промежуточных целей управления в качестве результатов;
  • формирование мобильных специализированных оргструктур в сочетании с организационным механизмом управления, имеющих целью развитие системы управления и решение конкретных задач;
  • комплексное сочетание всех видов ресурсного обеспечения;
  • вовлечение всех субъектов управления в достижение задач, направленных на развитие всей системы дошкольного образования в целом и ее подсистем в частности.

Приоритетными направлениями развития системы дошкольного образования являются повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики; развитие альтернативных форм дошкольного образования. Помимо традиционных форм дошкольного образования в условиях муниципального образования реализуются  мероприятия направленные на управление процессом распространения инноваций [4,с.161-168], в том числе и по замещению услуг дошкольного образования частными образовательными услугами и услугами частно-государственного партнерства,  ведется разработка примерной нормативно-правовой базы для организации вариативных форм дошкольного образования.

Приоритетными моделями вариативной формы дошкольного образования являются негосударственные (частные) и автономные дошкольные образовательные учреждения, гувернерство, семейные группы и группы на сельском подворье. По демографическим показателям рост рождаемости значительно актуализирует на данный период проблему дефицита мест в действующих дошкольных образовательных учреждениях и остается самой острой проблемой.

В целях обеспечения всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, и развития альтернативных форм дошкольного образования актуализируется проектная работа по созданию малоформатного семейного детского сада, задачами которого являются:- обеспечение доступности дошкольного образования независимо от места жительства, состояния здоровья, социального положения семей; -стимулирование создания системы образовательных услуг, обеспечивающей поддержку семейного воспитания. Данные мероприятия должны открыть перспективы для развития альтернативных форм содержания детей, включая домашние и семейные.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Об образовании: федер. закон в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ // Российская газета. – 2012. – 31 декабря.
  2. О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 – 2015 годы: Постановление Правительства РФ от 07 февраля 2011 г. № 61пп // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 10. – Ст. 1377.
  3. Бабинцев В.П., Надуткина И.Э., Сапрыка В.А. Экспертное сообщество как субъект гражданского участия в регионе//Власть. 2014. №7. С. 3-9.
  4. Надуткина И.Э., Шовгеня С.А., Ресурсное обеспечение проектной инновационной деятельности в регионе // Среднерусский вестник общественных наук (научно-образовательное издание. 2011. №4. С.161-168.