Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Некрасова Д.Г.

Всеобщее благо и полиция

г. Пенза
dashanekrasova58@yandex.ru

Современный этап становления Российской Федерации как демократического государства связан с многогранными процессами в сферах социально-экономической и политической жизнедеятельности. Изменения затрагивают в том числе и правоохранительную деятельность. В нашей статье рассматриваются общественные проблемы, касающиеся не только обеспечения общественной безопасности, основной акцент делается на комплексных мерах, направленных на совершенствование деятельности полиции по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина и взаимодействию с институтами гражданского общества в Российской Федерации. Принятый 28 января 2011 года Федеральный закон «О полиции» в качестве принципа организации полиции как социального института закрепляет в статье 9 общественное доверие и поддержку граждан. Доверие населения к полиции – это форма веры, которая представляет собой в социально-психологическом плане отношение населения к полиции. В статье рассматриваются некоторые особенности и проблемы взаимодействия полиции и институтов гражданского общества, формы участия общественности в борьбе с преступностью и обеспечении общественного порядка.

Понятие «гражданское общество» в настоящее время является одним из центральных в современной политологии, социологии, культурологии и юридической науке и имеет как теоретическое, так и практическое значение. Гражданское общество – такая первичная по отношению к государству самоуправляемая система, образуемая непосредственно гражданами страны, в центре которой находится человек, по определению обладающий естественными неотчуждаемыми правами и признаваемый позитивным правом государства как высшая ценность [7].

Немало и авторов, негативно оценивающих сам термин «гражданское общество», аргументирующих свою позицию тем, что прилагательное «гражданское» происходит от слова «гражданин». Гражданин – понятие «государственное». Это правовая связь лица с соответствующим государством, порождающая двухсторонние права и обязанности, как со стороны лица, так и государства. Наша позиция заключается в признании возможности созидательности функций в триаде «государство-полиция-общество». Потенциал взаимодействия полиции и гражданского общества будет раскрыт следующим образом.

Во-первых, взаимодействие способствует не только более успешному решению полицией своих профессиональных задач (раскрытие, предотвращение, профилактика преступлений, розыск лиц, совершивших преступные деяния или ставших их свидетелями и жертвами и др.), но и будет способствовать становлению правового государства через развитие форм сотрудничества граждан и правоохранителей, через повышение уровня поддержки и готовности граждан к подобному сотрудничеству.

Во-вторых, тесное и продуктивное взаимодействие полиции с гражданским обществом и населением закономерно отразится на изменениях в структуре, динамике и масштабе преступности, что приведет, в конечном счете, к достижению ее социально терпимого уровня, к минимизации наиболее социально опасных форм [2]. Не вызывает сомнения, что сотрудничество полиции и населения отразится, прежде всего, на росте эффективности профилактики преступности и противоправного поведения в целом.

В-третьих, сотрудничество полиции, и гражданского общества позволит сделать работу правоохранителей информационно более открытой, позволит усовершенствовать механизм обратной связи в управлении полицией, то есть повысит роль общественного мнения и социального контроля работы полиции.

В-четвертых, в последние годы проявилась и получила тенденцию к росту взаимная готовность полиции и общественных объединений взаимодействовать друг с другом в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Это добровольные народные и казачьи дружины, оперативные отряды и отряды содействия полиции, в том числе молодежные, внештатные подразделения дорожно-патрульной службы и т.д. Например, в Свердловской, Тюменской, Кировской, Курганской областях функционируют дружины по охране общественного порядка, специализированные отряды дружинников (по линии ГИБДД), казачьи дружины («казачья полиция»), студенческие отряды охраны общественного порядка; в Костромской, Архангельской, Пензенской областях – советы общественности, добровольные народные дружины, молодежные оперативные (поисковые) отряды, внештатные сотрудники полиции; в Самарской, Белгородской, Томской, Воронежской, Псковской областях – добровольные народные дружины, студенческие оперативные отряды, круглосуточные посты и группы патрулирования в местах массового пребывания граждан, общественные пункты охраны порядка, советы (группы) профилактики правонарушений; в Красноярском крае, Новосибирской, Тульской, Ульяновской областях – добровольные молодежные отряды. На территории РФ действуют более 45 тыс. общественных формирований правоохранительной направленности, численность которых составляет более 454 тыс. человек, в том числе в 14,2 тыс. народных дружин – около 190 тыс. человек, в 895 казачьих дружинах – около 62 тыс. человек. Более 42 тыс. граждан являются внештатными сотрудниками полиции [4].

Совместная деятельность граждан, общественных объединений и полиции в той или иной степени всегда позволяет достичь положительного результата. Статус «Народного фронта» ближе к субъекту социально-экономического и политического контроля. Если общественное объединение ставит целью охрану общественного порядка, содействие полиции в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, браконьерством, нарушениями правил лесопользования, охоты и рыболовства и так далее, оно непременно имеет правоохранительную направленность. С помощью общественных объединений ежегодно раскрываются десятки тысяч преступлений, выявляются сотни тысяч административных нарушений.

Все общественные объединения правоохранительной направленности объединяет заинтересованность в личной и общественной безопасности, участие в охране общественного порядка, содействие правоохранительным органам в их деятельности, а в словосочетании «всеобщее благо» нам важно поставить акцент на слове «всеобщее».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Егорышев, С.В. Современные условия и предпосылки создания нового механизма взаимодействия органов внутренних дел с институтом гражданского общества и общественностью / С.В. Егорышев // Российский следователь. 2008. №22.
  2. Егорышева, Н.В. Методологические основы политолого-социологического исследования проблем взаимодействия полиции с гражданским обществом и населением / Н.В. Егорышева // Социум и власть. 2014. №3.
  3. Ильченко, В.А. Общественное доверие и поддержка граждан как важнейшие условия деятельности полиции в России / В.А. Ильченко // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. №3 (27).
  4. Киричек, Е.В. Совершенствование деятельности полиции по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина и взаимодействию с институтами гражданского общества: комплексные меры / Е.В. Киричек // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. №4.
  5. Кораблев, С.Е. Социально-ориентированная стратегия деятельности полиции как фактор ее профессиональной эффективности / С.Е. Кораблев // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. №1.
  6. Смолева, С.С. Диалог и взаимодействие с общественностью как основа имиджа органов внутренних дел / С.С. Смолева // Власть. 2013. №3.
  7. Соболева М.М. О взаимодействии полиции и институтов гражданского общества в сфере защиты прав и свобод человека в России / М.М. Соболева // Вестник Воронежского института МВД России. 2014. №2.