Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ВИКТИМНЫМИ ДЕТЬМИ

Сарафанова Л.В.
Социально-педагогический институт Мичуринского государственного аграрного университета
titdino@mail.ru

Педагог зачастую является первым профессионалом, которому приходится сталкиваться с виктимным поведением школьников, как правило, сформированным в результате бесконтрольного анализа социальных и межличностных отношений и незамеченным ни в школе, ни в семье. Поскольку виктимные школьники находятся в развитии, многое можно изменить в них самих, в особенностях их поведения, мировоззрении, ценностных ориентациях. Однако изменение ребенка – очень сложный и длительный процесс, требующий особых знаний, владения специфическими приемами и методами работы, умения проводить разного вида реабилитационные программы, строить работу совместно со многими специалистами. Задача педагогов - выявлять детей, имеющих предрасположенность к виктимности и оказывать им педагогическую помощь средствами реализации профилактической программы. Педагогика поддержки как метод работы с детьми, склонными к виктимности, направлена на то, чтобы не допускать или педагогически грамотно исправлять распространенный сегодня недостаток, называемый виктимностью.

Однако беседы с учителями показали, что далеко не все четко представляют сущность виктимности личности и пути предотвращения предпосылок формирования виктимного поведения школьников, особенности взаимодействия с ним, их родителями и окружением. Безусловно, реализация данного направления воспитания требует специальной подготовки педагогов к организации и целенаправленной деятельности, осуществляемой в воспитательной системе школы и учитывающей специфику возрастных групп школьников.

В рамках повышения квалификации педагогам необходим спецкурс, содержание которого поможет рассмотреть природу виктимного поведения, осмыслить его как виктимную деформацию личности. Педагогу необходимо дифференцировать содержание понятий виктимность и виктимное поведение; получить новую информацию по комплексу вопросов, непосредственно связанных с особенностями возникновения и проявления виктимного потенциала подростка через модели поведения; исследовать комплекс факторов психо-физиологического, ндивидуально-психологического и социо- психологического генеза, способствующих возникновению виктимного поведения подростка; обозначить предметное взаимодействие с семьей виктимного школьника, как системообразующим фактором виктимизации; разработать программу педагогического сопровождения и поддержки виктимных школьников и программу профилактики возникновения данного опасного для личности и общества явления для работы с различными возрастными группами и семьями школьников

Работа педагога с виктимной личностью как правило индивидуальна, так как каждая личность проявляется виктимно, но по разному типу поведенческих характеристик. Часто виктимный подросток проявляется агрессивно, что связано с сознательным пренебрежением норм и правил. Встречается виктимное проявление школьников на сознательно-инициативном уровне – понимая, что нельзя, но совершается действие по разным причинам (назло, чтоб заметили, в отместку и т.п.), виктимные школьники, не умеющие критически оценить ситуацию и роль своего поведения в ней. Выделенные и другие типы виктимных школьников имеют в основе один ведущий параметр - отклоняющееся поведение, проявляющееся в виктимогенной ситуации. Педагогам следует направить усилия на предупреждение неосторожности, неоправданной рискованности, развязности и других проявлений, как способствующих созданию виктимогенной ситуации, а в некоторых случаях ~  преступления.     

Социальные реалии таковы, что виктимогенные ситуации возникают и создаются в жизни школьников постоянно. Педагогу необходимо разработать систему превентивных мероприятий, направленных на формирование адаптивных способов взаимодействия со средой, уменьшающих риск виктимизации личности. Педагогам следует владеть технологиям обучения решению проблем с помощью совокупности поведенческих актов – поведенческих алгоритмов. Однако конкретные ситуации различаются между собой по целому ряду признаков, отличаются друг от друга и лица, формирующие такие ситуации, поэтому готовых рецептов достойного выхода быть не может. При этом анализ аналогичных ситуаций позволит школьнику выбрать оптимальное решение, адекватное ситуации и ее участников.

В первую очередь внимание педагогов должно быть сосредоточено на формировании определенных социальных установок школьников, которые реализуются посредством общения, внимания, понимания, то есть педагогической поддержки. Педагогика поддержки – это деятельность педагога, которая существенно не отличается от привычных методов обучения и воспитания, но необходимо дополняет их. Общая задача педагогической поддержки – помочь ребенку найти правильный путь в жизни, поставить социально значимые цели, мотивировать активную деятельность, применяя тактики «помощи», «взаимодействия», «содействия» и «защиты».

Тактика защиты: ребенок не должен становиться жертвой обстоятельств. Здесь педагог выстраивает свою работу так, чтобы обеспечить ребенка пространством, где нет угрозы его достоинству и где он открыто и всецело может взаимодействовать с педагогом.

Тактика помощи: ребенок может сам справиться со всеми заданиями, ситуациями в жизни. Но именно здесь ему надо помочь разблокировать собственную активность. Ведь ребенок привык ориентироваться на авторитет старших (родителей, педагогов), а страх перед неудачами может замкнуть и снизить самооценку и веру в себя.

Тактика взаимодействия:это полная свобода и ответственность за самого себя. Здесь педагог создает условия, в которых ребенок сам ищет пути решения жизненных проблем и ситуаций. При этом педагог не вмешивается в процесс, а лишь корректирует его с помощью логических задач.

Тактика содействия:при этой тактике работы ребенок всегда имеет объективную возможность выбирать и становиться объектом выбора. При этом педагог помогает ребенку увидеть диапазон своих возможностей и раскрыть свой потенциал, преодолевая страх перед неизвестным.

Педагогическая помощь основывается на том, что учитель помогает ребенку переживать, совместно проживать негативный этап в его жизни. Но при этом постоянно давать понять, что ученик способен к самообразованию и самореализации. Педагог должен знать пути реализации внутренних источников роста ребенка. Это искренность, естественность в выражении своих чувств, умение быть самим собой по отношению к детям. Теплая забота, восприятие ребенка таким, какой он есть, уважение к ребенку как к личности, умение взглянуть на ребенка с его собственной точки зрения, контакт с миром чувственного опыта ребенка.

Овладев основами педагогической виктимологии, педагог сможет вовремя обнаружить и помочь разрешить сложную ситуацию, тем самым избавить  от шага к потенциальной виктимности. Предупредительные методики более эффективны, так как они учат избегать или предотвращать опасность. Школьник должен чувствовать поддержку педагога, доверять ему и обращаться за помощью. Сегодняшняя дистанция между учителем и учеником не позволяет видеть в учителе защитника. В случае искренних и доброжелательных отношений  учитель-ученик может работать система педагогической «адвакатуры», т.е. школьник обращается к педагогу, зная, что он защитит его от негативных обстоятельств, смягчить их, избавит от страхов, сомнений, переживаний  и т.п.

Сегодняшний школьник развивается в сложных социальных условиях. Многие претерпевают запреты и угрозы со стороны тех, кто объективно более силен (взрослые, старшие дети, лидирующие сверстники). При этом запреты и угрозы носят агрессивный характер, делая ребенка вечно виноватым, а в конечном счете – изгоем. Так же требования со стороны «сильных» влекут слом воли ребенка, запрет быть самим собой, угрозы здоровью и жизни ребенка. Любая угроза, реальная или мнимая, требует от педагога деятельности по защите. И если при реальной угрозе педагог выбирает тактику защиты, то при мнимой – тактику помощи. Ведь страх очень опасен для нормального развития, он блокирует активность и силы ребенка. Дети, живущие с чувством страха, могут быть пассивными и робкими, но нередко они неоправданно агрессивны и защищаются даже тогда, когда им ничего не угрожает. Именно из таких детей в последствии вырастают социально-опасные люди.

Одному педагогу решение такой сложной проблемы не под силу. К сожалению, в современном обществе организованное профилактическое содействие школе со стороны правоохранительных органов, полноценной семьи, общественных организаций, СМИ, государственная поддержка в организации досуговой, спортивной и других видов деятельности школьников находится в перспективе. Усилия педагогов, школьников и родителей в профилактике виктимного поведения школьников будут наиболее успешными при поддержке комплексом социальных, экономических, политических, идеологических, государственно-правовых, нравственных, культурологических, педагогических, организационных, технических средств и методов воздействия по программе, объединяющей усилия всех социальных институтов в целях предотвращения дальнейшей виктимизации граждан России завтрашнего дня.