Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЗЮ ДЗЮЦУ 

Подоляко В.П.
Спортивный клуб «Феникс»
feniks1965@mail.ru

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и осмысление передового педагогического опыта в сфере организации обучения учащихся боевым искусствам (в том числе и собственного многолетнего опыта) позволили выявить следующие особенности реализации индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях по дзю дзюцу, как одному из видов  боевых искусств.

1. Регулярное переключение обучающихся с дифференцированной на коллективную, совместную работу. Всё занятие не может быть дифференцированным. В рамках занятий по дзю дзюцу используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы учащихся. Характер деятельности людей, занятых в сфере информационной «индустрии», приводит к выводу, что ведущей является коллективная форма деятельности. Поэтому следует шире применять коллективные формы работы с любым учебным материалом.

В то же время при обучении дзю дзюцу видно быстрое расслоение учащихся по степени заинтересованности и по уровню подготовленности. Особенно видно это расслоение на учащихся, у которых дома есть тренажеры и спарринг-партнеры, и тех, у кого их нет. Следовательно, необходимо давать дифференцированные индивидуальные задания в зависимости от степени готовности учащихся к выполнение конкретных упражнений и целенаправленно создавать ситуаций самостоятельного выбора для обучающихся заданий разных уровней сложности.

Анализ многолетнего собственного опыта позволяет утверждать, что на занятиях по дзю дзюцу эффективны такие формы работы, как фронтальная беседа; работа со спортинвентарем индивидуально и попарно; демонстрация достижений усвоения программы всей секции; обсуждение материала всей секцией и последующее индивидуальное выполнение заданий.

Повышение познавательной активности с использованием специального оборудования в значительной степени зависит от правильного выбора приемов его использования. Даже с самым совершенным спортивным инвентарем ученик работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. На коротком временном интервале необходимые мотивы для совершенствования спортивного мастерства могут быть созданы новизной способа и средства обучения, занимательностью его возможностей, но сам процесс обучения дзю дзюцу в принципе не может быть реализован длительное время без контакта между учеником и тренером.

Для обеспечения такого контакта необходимо выполнять общие методические требования: разъяснить ученикам поставленную задачу так, чтобы она стала их личной задачей; возбуждать интерес учеников, активизируя их физические усилия и, прежде всего, их внимание; обсуждать с учащимися способы выполнения конкретного упражнения.

Необходимо учитывать, что оптимальная длительность работы на спортивных тренажерах для учеников 12-13 лет не должна превышать 10-20 минут, а для учеников 14-15 лет – 30-35 мин.  Во время работы на спортивных тренажерах у учеников возникает нервно-эмоциональное напряжение и оно должно сниматься пониманием, что положительный результат достигнут и, напротив, неэффективность действий воспитанника приводит к возрастанию такого напряжения.

Опыт показывает, для учеников 12-13 лет наиболее приемлемы комбинированные занятия по боевым искусствам, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом необходимо проводить объяснения в первой части тренинга, а на конец занятий планировать деятельность, которая наиболее интересна для учеников и имеет для них большее личностное значение.

В комбинированном занятии по дзю дзюцу можно выделить следующие основные этапы: организационный момент; активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, ловкости, силы, фронтальный опрос и повторение ранее изученного материала); объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т. д., работа с инвентарем (практические работы, физкультигры); подведение итогов тренировки.

2. Использование интерактивных методов и информационных технологий обучения. На занятиях по дзю дзюцу весьма эффективным оказывается ролевой метод: можно попросить учеников представить себя в роли объясняющего или предложить учащимся роль человека, которому предстоит воспользоваться чьим-то алгоритмом боя. Попытка представить себя в роли другого заставляет ученика и на себя взглянуть со стороны.

Однако умения и навыки исполнения индивидуальной роли весьма непросты и должны формироваться специальным образом. Ролевое исполнение и составление алгоритмов спарринга способствует приобретению такого навыка. Например, при изучении на секции темы «Что такое алгоритм» мы просим одного из учеников представить себя в роли исполнителя алгоритма «Бой в партере», составленного другим учеником. Или представить себя в роли объясняющего другому ученику. Этот метод хорошо помогает при выполнении практических заданий в тренировочном процессе.

Активные методы обучения оказывают влияние на многие стороны учебно-тренировочного процесса. Они учат школьников слушать тренера и друг друга, обсуждать достигнутые результаты при коллективной работе, сосредотачиваться и организовывать свою деятельность при индивидуальной работе.

В практике тренировочного процесса по дзю дзюцу важно активное использование информационных технологий обучения для индивидуализации подготовки учащихся. Информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео- кино- ). Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Специфическим компонентом в методике обучения дзю дзюцу является наличие компьютера как нового средства обучения. При организации занятий школьников по дзю дзюцу необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за компьютером к регламентированной норме; с другой  стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

Компьютер здесь — инструмент для воспроизведения техник, показанных мастером, он естественно входит в набор других тренировочных инструментов. Возможности компьютера, его многофункциональность увлекают школьников. В процессе обучения обогащается среда учебно-тренировочной деятельности, расширяется круг доступных для решения физических задач, развивается самостоятельность технико-тактического мышления. Большое значение для правильной организации учебного процесса на занятиях с использованием компьютера имеет учет возрастных особенностей восприятия учащимися новой визуальной информации.

3. Реализация воспитательной функции боевых искусств связана с воспитание личности школьника, пониманием необходимости самовоспитания и формированием потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Подчеркнём, что сознательность освоения знаний, тех или иных двигательных действий характеризуется тем, какой смысл они приобретают для ученика. Но смыслу не учат – смысл воспитывается, поэтому если занимающийся понял пользу и смысл физического упражнения для себя лично, то знания в этой области могут только усилить воспитательный эффект, повысить мотивацию и интерес, а, следовательно, осознанно воспринимать процесс тренировок.

Следует отметить, что сам процесс педагогической деятельности в сфере физического воспитания, несомненно, влияет на развитие личности человека, так как деятельность всегда инициирует психические, интеллектуальные проявления, формируя определенные отношения к себе и окружающим, ценностные ориентации, мотивы и потребности, т.е. оказывает воспитательное воздействие на личность. Поэтому методика проведения занятий по дзю дзюцу, стиль поведения и профессиональные знания и умения педагога-тренера, организация взаимодействия учащихся, создание психологического климата определяют их степень адаптации к двигательной деятельности и успешность реализации воспитательной функции.

Именно данная функция боевых искусств способствует решению следующих педагогических задач:

- воспитание адекватной оценки собственных физических и психических возможностей, преодоление комплексов неуверенности;

- воспитание осознанного и активного отношения к телесному здоровью, систематическим занятиям физическими упражнениями;

- формирование положительной мотивации, устойчивого интереса и потребности к двигательной деятельности;

- воспитание гуманного отношения к себе и окружающим, формирование коммуникативных отношений;

- воспитание ответственности, инициативы, целеустремленности, творчества, настойчивости в преодолении трудностей;

- воспитание дисциплины, умения управлять своими эмоциями, подчиняться общим правилам и нормам социального поведения;

- формирование навыков самовоспитания: самоорганизации, самодисциплины, самооценки, самоконтроля, саморегуляции, и др.

Решение поставленных задач возможно при соблюдении педагогом-тренером ряда педагогических и психологических требований. К основным педагогическим требованиям относятся следующие:

- учёт индивидуальных особенностей каждого занимающегося (морфо-функциональное развитие, состояние сохранных функций, медицинские противопоказания, состояние двигательных функций и координационных способностей, уровень физической подготовленности, способность к обучению движениям, отношение к занятиям физическими упражнениями (интересы, мотивы);

- адекватность средств, методов и методических приёмов обучения двигательным действиям, развития физических качеств, оптимизация нагрузки, сообщение новых знаний;

- создание условий реального выполнения заданий, оказание помощи, обеспечение безопасности;

- поощрение, похвала, одобрение;

- контроль и самоконтроль за динамикой результатов учебно-тренировочного процесса и функциональным состоянием занимающихся.

К психологическим требованиям относятся:

- создание психологического климата на занятии (позитивный настрой, положительная мотивация, поддержание эмоций и ощущений радости, бодрости, оптимизма, комфорта), влияющего на проявление и развитие своего «Я»;

- сплоченность группы (постановка общей цели, объединение общими интересами, взаимопомощь, взаимопонимание, симпатия, эмпатия, ролевые функции);

Важно отметить, что воспитательная функция боевых искусств в идеале предполагает переход от воспитания к самовоспитанию, от внешних направленных норм и требований поведения к внутренним (И.С. Кон, Л.И. Рувинский, А.Е. Соловьёва). Постепенно усиливая функции самовоспитания, педагог-тренер вовлекает в этот процесс учащихся, предоставляя им расширенные возможности для проявления самостоятельности и инициативы, а затем полностью передает им свои функции. Самовоспитание личности в последующие годы является предпосылкой активного использования ценностей двигательной культуры, физического и духовного самоутверждения, формирования здорового стиля жизни, социализации учащихся и интеграции в общество.