Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
10.11.2014 Все новости | Подписаться на новости

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 

Ламонова С.С.
ГБОУ СОШ № 687, г. Москва

Российское общество на новом витке своего развития придаёт большое значение формированию и развитию правовой культуры младших школьников, однако в реальном учебном процессе этому вопросу уделяется недостаточно внимания. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения и дальнейшей жизни.  Педагогу надлежит добиться, чтобы к концу младшего школьного возраста ребенок хотел учиться, умел учиться и верил в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается деятельность педагога, направленная на непрерывное развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача педагогов в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом их индивидуальности.

Педагогу следует учитывать, что, как и прежде, ведущей деятельностью младшего школьника становится учёба. Однако отношение к ней и к самому педагогу несколько изменилось. По сути, процесс учебной деятельности определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Внутренняя позиция ученика как человека, тоже претерпевает изменения: ребёнок начинает совершенствовать самого себя. В социуме приобретаются навыки не вполне осознанного противоправного поведения.

В рамках учебной деятельности под руководством педагога складываются психологические новообразования правовых отношений на основе культуры, являющихся фундаментом, определяющих поведение и обеспечивающих благополучие на следующих возрастных этапах. В реальности результат формирования основ правовой культуры младших школьников достигается высоко квалифицированным педагогом, любящим и понимающим психолого-педагогические особенности современных детей.

Организуя процесс формирования основ правовой культуры в процессе обучения в начальной школе, необходимо учитывать, что современный ребенок остро переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, но мало стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети ищут новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлека­тельной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха. Рассмотрим некоторые особенности работы педагога в направлении формирования основ правовой культуры младших школьников в плане учета особенностей современных детей и правовой культуры, как основы их деятельности и общения.

При том, что многие дети считают себя совершенством, в младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи. Возникают недоразумения, конфликты с участием родителей. Правовая культура поможет выбрать правильные пути решения.

Именно в этот возрастной период в сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать ценность и необходимость успешной деятельности.  Для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. Большинство педагогов считают, что эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Расширилось социальное пространство ребенка - теперь он постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам неизвестных ему правил.

В условиях школьного обучения получает своё развитие способность к сопереживанию. Это связано с тем, что ребёнок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми, с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок вынужден учиться развивать свои способности и качества. Практически все недоразумения в отношениях младших школьников происходят из-за неоднозначного толкования пределов дозволенного с позиций этики и права.

Практика показывает, что сегодня остро ощущается недостаток знаний современных детей в области права, видится их неграмотность в совершении определённых действий, боязнь в принятия решений и неумение брать на себя ответственность. Правовое воспитание выступает как система мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры. Другими словами, правовое воспитание—это формирование у младших школьников правовой культуры. Для начала - культуры взаимоотношений по законам добра и справедливости.

Базовой основой правовой культуры является правовое сознание. Именно правовое сознание даёт представление о духовных ценностях личности и общества с субъективной стороны. Оно выражается в чувствах, представлениях, идеях, отношениях. Поступок - это правовая культура в действии.

Правовая культура - весьма ёмкая по своему содержанию социальная категория. Традиционно ее понимают как элемент общей культуры общества, представляющий специфический способ человеческого существования в правовой сфере: способы правового регулирования отношений, формы взаимодействия субъектов общественных отношений, их социальное отношение к явлениям правового порядка, уважение правовых норм и принципов. Под правовой культурой мы понимаем «определённый уровень правового мышления и чувств восприятия правовой действительности», а также «надлежащую степень знания населением законов и высокий уровень уважения норм права, их авторитета». Правовая культура включает в себя «специфические способы правовой действительности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.)», законы и системы законодательств, судебная практика как результат правовой деятельности.

Мы считаем, что правовое воспитание младших школьников имеет особое значение именно сегодня. Как многогранное направление, оно окажет влияние на закладку основ мировоззрения, взглядов, установок, привычек, поведения, позволит сформировать в ребенке индивидуальность, способную развиваться адекватно складывающимся жизненным условиям, противостоять натиску суровой действительности.

Изменения в государственно-правовом пространстве современной России повлекли за собой неустойчивость не только государственной, но и общественной жизни, обусловили социальные потрясения, радикально изменившие устоявшиеся годами условия жизни людей. Поэтому рядом с проблемами жизненно важного плана правовое воспитание и правовая культура приобретают значимый характер и для большинства людей. Однако, современная действительность, распространившийся повсеместно правовой нигилизм и правовой инфантилизм среди несовершеннолетних, и, как следствие, возрастающее число совершаемых правонарушений и преступлений, объективно требует возобновления работы по формированию правосознания и правовой культуры подрастающего поколения. Сама идея правового воспитания, существующая в концептуальном отношении как целенаправленная и организованная деятельность государственных органов, направленная на формирование правовой культуры и правосознания, лишилась в силу изменившихся условий (экономических, политических, духовных) своей методологической базы и фактически перестала быть деятельностью, подлежащей государственно-правовому регулированию.

Желаемый результат возможен при глубоком осознании педагогом  важности и своевременности правового воспитания именно в младшем школьном возрасте, как направленное одновременно на постижение «правил игры жизни», на формирование убеждений, привычек и навыков правового поведения и социально-правовой активности. От уровня правовой культуры зависит степень защищенности младшего школьника от негативных влияний.

ТЕМЫ МАТЕРИАЛА: