Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Васильева Е.В.
Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения, г. Тамбов
bg2128506a@yandex.ru

В настоящее время компьютерные технологии охватывают многие сферы жизни подростков. Выполнение школьных заданий, поиск интересующей информации и в целом заполнение свободного времени — всё это чаще всего требует использования компьютера и сети интернет. Несмотря на доступность информации по развитию творческих умений и навыков, она мало востребована учащимися и возможность занять досуг полезным и интересным занятием остается неиспользованной. Компьютерные игры и социальные сети занимают большую долю свободного времени, вытесняя неопосредованное общение и занятия по саморазвитию. Постоянное пребывание на популярных страницах социальных сетей (например, Вконтакте, Одноклассники) и общение через них приводит к частому использованию речевых штампов, неумению определять и выражать свои чувства и, следовательно, появляются сложности в понимании другого человека. Сложности в общении приводят к частым конфликтам, а неумение конструктивно их разрешать - к формированию агрессивного или наоборот неуверенного поведения подростка.

Какие бы внешние причины не способствовали аддиктивному поведению несовершеннолетних, в основе любой зависимости лежит психологическая привязанность к предмету зависимости, так называемому аддиктивному агенту. Любой аддиктивный агент создает иллюзорное ощущение решения внутренних психологических проблем. Это опасно тем, что подросток отрывается от действительности, постепенно разрушая свою жизнь. Единственный путь решения данной проблемы — предоставление альтернативы, решение тех психологических проблем, что подталкивают его к зависимому поведению. В совокупности данные проблемы способствуют снижению антинаркотической устойчивости личности. В связи с этим можно говорить о том, что проведение профилактики зависимого поведения среди детей и молодежи по прежнему не теряет своей актуальности.

Согласно Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденной Приказом Министерства образования Российской Федерации № 619 от 28.02.2000г., приоритетное значение в профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних имеет так называемая позитивная профилактика, которая предполагает воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.

А.Л. Катков выделяет комплекс личностных свойств, определяющих антинаркотическую устойчивость личности человека. В обобщенном формате данные свойства целесообразно представить следующим образом:

  • · полноценное завершение личностной идентификации;
  • · сформированный, конструктивный, идентификационный жизненный сценарий;
  • · сформированный навык ответственного выбора;
  • · качество внутреннего локуса контроля;
  • · ресурсная достаточность личности в отношении возможностей реализации основного, жизненного сценария.

Формирование данных личностных свойств является необходимым основанием для развития самостоятельной личности, не нуждающейся в употреблении психоактивных веществ. Большим потенциалом для достижения данной цели обладают различные формы творческой деятельности.

Как уже было отмечено, досуговое время, которое заполнено пребыванием в социальных сетях, мало способствуют саморазвитию подростков. Следовательно, такие важные потребности, как самореализация, стремление к уважению и принятию со стороны сверстников принимают искаженную форму удовлетворения. Именно поэтому важно использовать позитивно ориентированную профилактическую работу с элементами творчества, так как она поможет в формировании здоровой и свободной личности. Творческая деятельность обучает подростков умениям противостоять сложившимся в обществе стереотипам, учит их самостоятельно мыслить и не поддаваться групповому давлению. Занятия творчеством помогают развивать такое важное качество, как самостоятельность. Самостоятельность – личностное качество, выраженное в способности мыслить, анализировать ситуации, вырабатывать собственное мнение, принимать решение и действовать по собственной инициативе, независимо от навязываемых взглядов и способов разрешения тех или иных проблем.

Одной из важных технологий в профилактической работе является технология проектного обучения. Проект пробуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями, способность к самообразованию и самоорганизации. Кроме того, создается проблемная ситуация, которая позволяет сформулировать актуальную и интересную учащимся тему для обсуждения и исследования. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых подростки самостоятельно будут приобретать недостающие знания из разных источников и использовать приобретенные знания для решения поставленных перед ними вопросов; совершенствовать коммуникативные умения, работая в различных группах; развивать исследовательские умения (умение выявлять проблемы, собирать информацию, наблюдать и анализировать, строить гипотезы и обобщать).

Проектное обучение позволяет реализовывать личностно-ориентированный подход, который необходим в профилактике зависимого поведения. Подросткам важно выразить себя, свои мысли, своё понимание мира и применение данной технологии в работе помогает это сделать в полной мере. Неотъемлемым компонентом является творческая работа, которая подразумевает переосмысление поставленных перед учеником вопросов, создание нового подхода к их решению. Проектное обучение базируется на самостоятельной активности учащихся. Проблемы, которые педагог ставит перед подростками, должны быть взяты из реальной жизни, знакомы и значимы для них. Именно тогда проводимая работа будет эффективной. Педагог занимает позицию направляющего, он должен консультировать и контролировать подростков в изучении поставленной темы (проблемы). Это необходимо для того, чтобы ученики не сбились с нужного направления при самостоятельном поиске информации.

Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, количеству участников, продолжительности исполнения. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и дальше развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Творческая составляющая в данной технологии весьма важна. Именно она является альтернативой в решении тех психологических проблем, которые приводят к аддиктивному поведению. Творчество может помочь в самореализации, позволяет ощутить подростку свою значимость и нужность другим людям, обрести признание. Оно также помогает найти новых друзей, людей, которые будут его понимать и принимать его таким, какой он есть, увидят лучшие стороны его личности. Эта деятельность помогает заполнить психологический пустоту в личности подростка, компенсировать его неудовлетворенность и повышает его антинаркотическую устойчивость.

Другими словами, в основе данной технологии лежит развитие не только познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, но и развитие критического и творческого мышления. Именно такая комплексная работа позволяет формировать антинаркотическую устойчивость у подростков.