Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И РОЛИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПАВ 

Дубровина М.Н., Курин А.Ю.
Наркологический диспансер Тамбовской психиатрической больницы
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
kurinandrey@mail.ru

Подготовка специалистов требует определения его функционально-ролевого репертуара, выполняемого в процессе амбулаторной реабилитации подростков, злоупотребляющих ПАВ. Функционал социального работника в амбулаторной наркологической службе определяется его должностными обязанностями. Изучение должностных обязанностей и современных требований к организации комплексной реабилитационной помощи для подростков, злоупотребляющих ПАВ, показало, что социальный работник выполняет целый спектр функций: мотивационная, информационная, консультативная, посредническая,диагностическая, прогностическая, проектной, организационно-методическая,предупредительно-профилактическая, социально-педагогическая, рекламно-пропагандистская и др.

Определение функционально-ролевого репертуара социального работника проводилось в рамках трех основных этапов реабилитации [Руководство по реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами / под ред. Ю. В. Валентика. М., 2003]: предреабилитационном, реабилитационном и постреабилитационном, так как это деление соответствует концептуальным основам реабилитации, позволяет увидеть последовательность развития процесса, раскрыть содержание и соответственно конкретизировать функции и выделить основные роли.

Так как социальный работник задействован на всех этапах реабилитации, его деятельность достаточно обширна и выполняемые функции не исчерпывается какой либо одной классификацией. Поэтому мы выбирали из всего спектра функций и ролей, выделяемых такими отечественными учеными? как Н.Ф. Басов, И.А. Зимняя, П.Д. Павленок, Е.И. Холостова и другие.

Итак, на предреабилитационном этапе основной целью деятельности социального работника является выявление потребителей ПАВ и стимуляция их (и их родственников) к обращению за профессиональной помощью. В ее достижении он, в рамкахрекламно-пропагандистской и просветительской функции, взаимодействует со СМИ (в том числе сетевыми), компетентно раскрывая следующие аспекты: истоки формирования зависимости от ПАВ, пути ее проявления, выявления, преодоления; развенчание «мифов» о неопасности краткосрочных экспериментов с наркотиками; информирует население об имеющихся в регионе специализированных службах помощи.

Кроме этого, в стратегии по выявления лиц, употребляющих ПАВ, специалист должен учитывать, что часть зависимых обращаются в учреждения  здравоохранения (поликлиники, инфекционные отделения) или сталкиваются с правоохранительными органами (Инспекции и Комиссии по делам несовершеннолетних, служба Госнаркоконтроля). Помимо выявления случаев наркотизации, эти учреждения могут сыграть решающую роль в ориентации подростка и его родственников на обращение за помощью в специализированную службу. Для этого социальный работник обеспечивает данные службы материалами содержащих информацию о службе и ее возможностях, о диагностических тест-системах на наличие алкоголя и наркотиков в биологических средах организма человека и признаки употребления ПАВ (для родителей).

Через организаторскую и консультативную функцию специалист осуществляет аутрич-работу [Амбулаторная реабилитация больных с зависимостью от наркотиков / под ред. Ф.Т. Траутманна, Ю.В. Валентика, В.Ф. Мельникова. М., 2002], «вынося» услуги своего учреждения за его пределы. Опираясь на помощь волонтеров, из числа лиц, завершающих реабилитацию, он выявляет места потенциального скопления потребителей ПАВ (районы города, конкретные улицы и дворы, школы, ночные клубы и т.д.); организует их посещение для распространения листовок с информацией о структурах помощи; устанавливает контакты с потребителями наркотиков для информирования их о возможностях реабилитационной программы. Кроме этого, с подростками и родителями специалист встречается и в процессе мероприятий по первичной профилактике употребления ПАВ в учреждениях общего и дополнительного образования. Выполняя предупредительно-профилактическая функцию, специалист передает информацию о работе наркологической службы, раскрывая ее био-психо-социальные возможности для подростково-молодежной аудитории, в  которой латентно всегда присутствуют люди, экспериментирующие с ПАВ.

Мотивационная функцияосуществляется специалистомс момента первого контакта с потребителем ПАВ и на протяжении всей реабилитации. На начальном этапе мотивация подростка к отказу от приема ПАВ и участию в долгосрочной реабилитации особенно низкая из-за при отсутствии опыта субъективных переживаний последствий употребления ПАВ, например: выраженного абстинентного синдрома, передозировок, вирусных заболеваний и т.д.. Основные инструменты мотивации, которые использует социальный работник: применение техники «мотивационного консультирования», реабилитационные вмешательства, способствующие скорейшему преодолению актуальных проблем подростка, привлечение в волонтерскую деятельность реабилитантов, завершающих лечение [Дудко Т.Н., Котельникова Л.А. Реабилитация наркологических больных в условиях амбулаторной реабилитации. М., 2004]. В последнем направление специалист проводит социально-педагогическую функцию, так как, помогая выздоравливать новым участникам реабилитации, волонтеры укрепляют собственные антинаркотические установки.

Сочетание мотивационной и инновационной функций направлено на специальную работу по привлечению лиц, прервавших программу помощи и возвратившихся к употреблению ПАВ. Специалист отслеживает их судьбу и, опираясь на стратегии, разработанные совместно с другими сотрудниками службы, работает по возвращению молодых людей в программу реабилитации. При разработке мотивационных информационных средств социальный работник действует в методической, организаторской и коммуникативной функции, так как объединяет потенциал специалистов наркологической службы и реабилитантов. Процесс привлечения подростков, находящихся на разных этапах выздоровления, в коллективное взаимодействие через обмен опытом происходит в условиях педагогического управления со стороны специалистов, в том числе специалиста социальной работы, что позволяет вовремя нивелировать актуализацию влечения к ПАВ, формировать антинаркотические установки и типологизировать личностный опыт отдельных наркозависимых для создания более действенных информационных средств.

Диагностическая функция осуществляется социальным работником и при оценке возможностей наркологической службы и жизненной ситуации подростка, употребляющего ПАВ. На основе полученной информации прогнозируется реабилитационная успешность подростка в конкретной программе и если условия неперспективны, подбирается другое учреждение.

Реабилитационный этап  реализует воспитательные и психосоциальные воздействия для отказа от употребления ПАВ, формирования нормативных (здоровых) личностных и социальных качеств, восстановлении нарушенных семейных отношений и социальных связей [Валентик Ю. В., Вострокнутов Н. В., Гериш А. А., Дудко Т. Н., Троснянская Г. Н. Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами // Наркология. 2002. № 1. С. 43 – 47].

На этап реабилитации социальный работник, прежде всего, содействует адаптации подростка в реабилитационной программе и через аффектно-коммуникативную функцию работает над снижением уровня тревоги новичка посредством умеренного применения конфронтационного стиля в работе с подростком, проявления терпимости при нарушении правил программы; помощи в установлении контакта с группой; разъяснением особенностей устройства программы. Через диагностическую функциюисследует социальный компонент жизненной ситуации подростка: особенности межперсональных отношений в ближайшем окружении, отношение к учебе, состояние досуга и прочее, сосредотачиваясь на выявлении проблемных сфер жизни, социальных и личностных ресурсов, актуальных потребностей подростка. На основе собранной информации составляется план индивидуальной работы реабилитанта, который постоянно развивается с учетом актуальных потребностей подростка. Этот метод помогает определить ответственность реабилитанта  за улучшение жизненной ситуации, обучает подростка целеполаганию, ответственному поведению и дисциплине, а его успешное выполнение укрепляет мотивацию и побуждает к дальнейшим изменениям.

Подчеркнем, что деятельность социального работника в структуре наркологического учреждения сопряжена с рядом трудностей, среди которых: необходимость ориентироваться в медицинских и психологических воздействиях на подростка, разбираться в механизмах изменений,выполнять общие с другими специалистами профессиональные задачи (в том числе предупреждение срыва и преодоление рецидива, создание и поддержка реабилитационной среды, воспитательная работа).   

Подчеркнем, что реабилитационная среда и воспитательные воздействия - важнейшие условия для достижении основных целей реабилитации, они реализуются социальным работником в соответствии с воспитательной и социально-педагогической функцией при которой он демонстрирует нормативное поведение (как ролевая модель), создает и поддерживает четкую структуру реабилитационных мероприятий, традиции (процедуры приема новых реабилитантов и перехода с этапа на этап, праздники и т.д.); разрабатывает четкие правила и контролирует их соблюдение, привлекая к этому подростков; поддерживает личностно-ориентированную, развивающую среду, создает заботливую атмосферу.

Подростку оказывается консультативная помощь в решении ежедневно возникающих проблем, где социальный работник, ограничиваясь ролью посредника, помощника, наблюдателя, учителя, поддерживает, направляет, мотивирует его на самостоятельное решение проблем и поиск собственного пути возвращения к нормальной жизни в обществе, что, в свою очередь, активизирует реабилитанта и развивает его способности контролировать свою жизнь. Важная тема консультаций - это организация занятости подростка, который после прекращение употребления ПАВ имеет много свободного времени, прежде уходившего на наркотизацию; плохо организует свой досуг без ПАВ в силу утраты прежних увлечений и т.д.

Кроме этого, по своему статусу социальный работник в процессе помощи является посредником между подростком, употребляющим ПАВ, и другими специалистами, подростком и учреждениями, предоставляющими для амбулатории (ограниченной в кадровых, технических возможностях) необходимые ресурсы для реализации комплексной помощи подростку и его семье.

Этап реабилитации завершают мероприятия позакрепление достигнутых результатов предыдущих этапов и возвращение к образовательной или трудовой деятельности. Для закрепления достигнутых успехов реабилитанта в рамках организаторской и  функции специалист вовлекает выздоравливающего подростка в социально-значимую деятельность упоминавшуюся выше как волонтерскую. Возвращение к образовательной или трудовой деятельности - важное направление деятельности, так как отсутствие перспектив трудовой занятости , как следствие, чувство никчемности и социальной уязвимости у реабилитантов - основные причины возврата к употреблению ПАВ после завершения реабилитации (Ю.В. Валентик).

Подготовка подростка к образовательной и трудовой деятельности начинается с нормативной активности реабилитанта через посещение художественных студий, спортивных секций, трудовых мастерских и других структур дополнительного образования. Выполняя мотивационную и консультативную функции, специалист работает над преодолением особенностей, затрудняющих восстановление их образовательного и трудового статуса, - это неуверенность в своих силах, неумение организовывать режим, тревога за свои возможности [Зауторова Э.В. Роль искусства и атр-терапии в профилактике и коррекции девиантного поведения // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2005. № 1.С. 56 – 61].

Преодолевая эти препятствия, специалист также выполняет диагностическую, посредническую и социально-психологическую функции, способствуя возвращению подростков в образовательные учреждения на общих основаниях, сотрудничает с педагогами общеобразовательных учреждений; также он проводит тренинг развития навыков поиска работы; совместно с реабилитантом составляет план пересдачи задолженностей, работает по профориентации, выбирает место обучения и т.д.

Завершение курса реабилитации сопровождается оценкой достижений подростка при  выявлении актуальных проблем реабилитация возобновляется. Если достигнутые результаты всех удовлетворяют, начинается подготовка подростка и его семьи к выпуску из программы реабилитации, где социальный работник, проводя консультативную функцию, обсуждает с подростком и родителями планы на будущее.

Выпуск из программы - важный коррекционный инструмент, так как для выпускника - это момент личного и социального успеха, а для остальных участников это реальность выздоровления. Завершение программы проводится в окружении всех специалистов и всех участников, участвующих в реабилитации, в торжественной обстановке с вручением диплома, подарков и поздравлениями.  

Постреабилтационный этап в условиях амбулатории длится не менее 1-го года. Его цель - достижение полной и стабильной социальной интеграции, при условии физического и психического благополучия, а также воздержание от употребления наркотиков и алкоголя. Среди основных задач - организация поддерживающих мероприятий для наркозависимого и его семьи, профилактика срывов и рецидивов, включение выпускника в группы поддержки, мониторинг результатов реабилитации.

Основная функция специалиста на этом этапе консультативная, диагностическая и посредническая. Для получения информации о состоянии реабилитанта назначаются регулярные встречи с выпускником и его семьей, где специалистом изучается успешность социального функционирования подростка, риски развития срыва, наблюдения фиксируются, определяется уровень необходимой помощи.

Результаты реабилитации подростка также являются материалом для оценки качества предоставляемых услуг. В информации о прогрессе качества обслуживания и показателях успешности реабилитационной помощи, заинтересованы зависимые и их семьи, специалисты наркологической службы и прочие службы.

Итак, мы видим, что деятельность социального работника по реабилитации подростков, злоупотребляющих ПАВ, разнообразна и высокопрофессиональна, находит свое соответствие в основных профессиональных  функциях специалиста. Конкретизация обширного функционала позволяет выделить основные роли, выполняемые специалистом в процессе реабилитации: социальный диагност, корректор поведения, организатор, консультант, методист, посредник, просветитель, партнер, тренер.

Выполнение всех необходимых функций и ролей требует от социального работника соответствующей подготовки. Изучение различных направлений, по которым ВУЗы осуществляют углубленную подготовку будущих социальных работников, выявило отсутствие такой, которая бы прицельно обучала работе в наркологических службах, в том числе амбулаторных. Учитывая значимость проблемы злоупотребления подростками психоактивных веществ и важность применения комплексного подхода при организации помощи данному контингенту, считаем необходимым включать в вузовскую подготовку специалиста социальной работы дополнительные содержательные модули [Дьячек Т.П., Дубровина М.Н. Содержание подготовки будущих специалистов социальной работы к профилактике и реабилитации лиц, злупотребляющих ПАВ // Профилактика ВИЧ-СПИДа и употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях. Тамбов, 2007. С. 144-150]. Освоение дополнительных модулей поможет специалистам в дальнейшем реализовать весь необходимый функционально-ролевой репертуар в условиях амбулаторной наркологической службы.