Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ В XIX-XX ВЕКАХ

С.В.Галкина

Многообразие дефиниций фольклора порождено сложностью данного феномена культуры, его постоянной изменчивостью и, как результат, неоднородностью форм проявления на том или ином историческом этапе развития общества.

Языческие представления, которые ярко проявлялись в  сохранившихся  в ХIХ веке легендах, повериях и преданиях, существовали  в сознании русского народа, наравне с канонами христианской культуры Жизненные эталоны, идеи, представления тамбовчан выразились  в фольклоре  региона [2].

Так, в литературном словареВ.М. Фриче, фольклор определяется как художественное творчество больших народных масс, в основном устно-поэтическое творчество [1].

Один из собирателей тамбовского эпоса А.В. Сохранский записал легенды в период с 1907 - 1913 годы об умных, великодушных правителях и о бездушных, меркантильных чиновниках, возвышенности и силе чувств обычных людей, о происхождении названий сел, рек и озер. Записанные легенды несут в себе следы мордовского происхождения, например, легенды «О Яспере и Змее», «О  Цне».

Ряд преданий связан с правителями России («О царе  Иване Грозном и нищей братии» и «О спасении тамбовскими мужиками царя Ивана Грозного»,  «Легенде о Петре  I»).  «Легенда о коменданте и Красном озере»  и «Русалочья роща» рассказывают о  безжалостности  крепостного  ига.  В  последней содержится  поэтичный рассказ о  природном  парке  Тамбова – Ахлябиновской роще.

Пословицы и поговорки Тамбовского края впервые подробно были  исследованы И.И. Иллюстровым. Опубликована эта работа была в 1915 году.

Среди исследователей сказок, в частности Тамбовской губернии, в ХIХ веке особенно хотим отметить А.Н.  Афанасьева,   А.М. Смирнова,  Н.Ф. Познанского, а также П.И. Пискарева, который записал  в 1853  году  в Лебедяни несколько сказок: «О  кривой и злой жене», «Шапочка  квитек».

Немного позже А.М. Смирнов  в 1917 году  издал сборник  сказок  в Петрограде, в который вошли сказки из  Кирсановского уезда. В основном это бытовые сказки,  но встречаются и  волшебные («Баба яга – костяная нога», «Антон Запрутский», «Иван - медвежье ушко»),  рассказывающие о подвигах молодцев-богатырей. Есть и  сказки социального содержания – «Жулик Московский», «Ненасытный волк», которые учат справедливости и морали.

Значимые исследования тамбовских сказок провела на Тамбовщине в 1941 году экспедиция Московского  государственного института философии, литературы и истории. По мнению исследователей, сказочный жанр фольклора был самым популярным на Тамбовщине, но сказочная традиция умирает, и вместе с тем новые  соцусловия предопределили изменения в этом жанре. Записанные  сказки были очень разнообразны. Очень мало сказок о животных. Примерно треть сказок можно было отнести к волшебным [4].

Значительное количество эпических сказаний Тамбовщины посвящены времени ратных подвигов русичей в баталиях с кочевниками. Иногда в преданиях воинство олицетворялось в образах былинных богатырей.  Особенностью  тамбовских  преданий было включение в их сюжет  символики православной веры [3].

Несмотря на богатую фантазию, тамбовские сказки очень реалистичны. Герои действуют в фантастических условиях, но образы их очень жизненны и правдивы.  Такое переплетение фантастики и реальности исследователи рассматривали как оригинальный художественный прием  и основной принцип творчества. Примерно четверть сказок – реалистические. Героем таких сказок являлся бедный  человек или солдат, который всегда выходит победителем из очень трудных ситуаций. Пятая часть сказок – сатирические. В них высмеиваются такие пороки,  как  эгоизм, жадность, гордость, обжорство,  прелюбодейство, воровство.

Тамбовское песенное искусство в разное время исследовали великие фольклористы, среди которых были  П.В.  Киреевский, Е.Э. Линева, Н.М. Лопатин, И.В. Некрасов,  П.В. Шейн и другие.

В.П. Прокунин вместе с Н.М. Лопатиным в 1889 году издал «Сборник  русских народных лирических песен». Благодаря этому изданию, известными  стали такие тамбовские песни, как «Уж ты, поле мое», «Ах вы, сени мои, сени», «Вниз  по матушке  по Волге», «Дубинушка» и другие.

На Тамбовской земле особо известен собиратель тамбовских песен В.М. Орлов. В его сборник  «Крестьянские песни, записанные  в Тамбовской губернии» вошли такие  известные песни, как «Взойдет  солнце, взойдет красно», «У ворот гусли  вдарили», «Дуня тонкопряха», «Уж вы,  кумушки»  и другие  [6].

В 20-е годы тамбовский частушечный фольклор изучал журналист Захаров-Мэнский. Он опубликовал серию частушек Козловского уезда: «Скоро, скоро снег растает, с нашей речки лед сойдет. Скоро, скоро по всем  странам революция пройдет» или «Теперь мой милый ждет-пождет, на улице– страдание. А у нас теперь идет женское собрание». 
         В 30-е-40-е годы ХХ столетия преподаватель Тамбовского музыкального училища Г.А. Сметанин  записал больше 30 песен Тамбовской области, среди которых были «Мальчишечка-бедняжечка»,«Три  кораблика»,  «Журба»,«В саду при долине»,«Голубь сизенький» и другие. По мнению В.М. Щурова, в основе мелодики тамбовских песенлежиттрадиция народных причитаний с монотонным повторением терцовой попевки.

Есть мелодии, в основе которых лежат квартовые обороты,  по характеру они приближаются к плясовым мелодиям. Для тамбовских песен  характерен переменный лад в сочетании с ладами народной музыки [5].

Таким образом, традиционное  устное народное творчество Тамбовского края обширно и многогранно, оно охватывает разные жанры. Вместе с тем следует признать, что фольклорная традиция на современном  этапе находится в кризисном состоянии. Наблюдая за функциональным состоянием устного творчества можно говорить об отсутствии живой фольклорной традиции.   Народное  художественное  творчество, передававшееся изустно от поколения к поколению,  почти прекратило свое существование  в аутентичных формах к середине ХХ века.

Литература

  1. Горкина А.П..,СЛТ-М. Петровский. Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ
  2. Долженкова М.И., Толмачев Ю.А. г. 2006 Тамбовская художественная культура: Учебное пособие
  3. Романов О. Сабуровская сказка / Знамя. – 1991, 5 авг.
  4. Тамбовский фольклор (Труды МГИИФЛИ). Тамбов : Тамбовская  правда, 1941. – 324 с.
  5. Щуров В.М. О ладовом строении Южнорусских песен / Музыкальная фольклористика. – М., 1973. – Вып. 1. – С. 107–131.
  6. Эмов Н. Песни времени и народа / Н. Эмов // Известия ЦИК. 1924,