Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

МЕТОД КРАУДФАНДИНГА

А.Кожевникова

Ю.Жиркова

Актуальность данной статьи обусловлена, в первую очередь, новизной краудфандинга. Этот метод появился недавно и представляет интерес как для венчурных инвесторов и создателей стартапов, так и для всего бизнес-сообщества в целом. Также он дает возможность компаниям реализовать свои цели, избегая при этом давления инвестора на ход развития компании.

Тему краудфандинга рассматривали такие исследователи как Швинбахер и Ларралд, Каппусвами и Байес, Аграваль, Бёрч,  Кашапов, Радиф, Карелов  Сергей.

Как говорил Кашапов: «Краудфандинг  – по настоящему «народное финансирование», коллективное объединение ресурсов (в нашем случае – деньги) для какого-то мероприятия или действия. Это может быть совместный коммерческий проект, благотворительная акция, деньги на частный бизнес и т.д.»[1]

Краудфандинг представляет собой современную альтернативу банковскому кредиту, используемую стартапами или предпринимателями, для финансирования свои идей.

Предприниматель, стремящийся использовать краудфандинг, обычно использует интернет-сообщества, чтобы привлечь небольшие суммы денег от лиц, которые, как правило, не являются профессиональными финансистами.

Например:

-Сбор денег у людей без различной прямой материальной отдачи тем, кто пожертвовал определенные средства

-Публичное освещение имени грантодателя в благодарность за предоставленные деньги.

-Можно брать деньги в долг (краудинвестинг)

-Простой инвестиционный акционерный капитал.

Швинбахер выделил 3 основных вида краудфандинга: [2]

1.Reward crowdfunding — это наиболее популярный тип краудфандинга. Он подразумевает подарки и другие призы тем, кто согласится финансировать вашу идею.

2.Equity crowdfunding — этот тип предполагает продажу небольшого процента вашего бизнеса или предлагает долю в вашей компании в рамках долгосрочных инвестиций.

3.Debt crowdfunding — это новый тип краудфандинга. Вы просите деньги в обмен на долю в будущем предприятии или на обещания возврата инвестиций.

Как уже говорилось краудфандинг используется для финансирования различных творческих проектов или бизнес идей. Наиболее популярными направлениями использования технологии краудфандинга являются научные исследования, книгоиздания, благотворительность, проекты фильмов и другие.

Все краудфандинг сайты разные, но этапы их работы очень схожи. Они в себя включают создание нового аккаунта, написание краткого описания вашего проекта, рассчитывание расходов на подарки инвесторам, указание, сколько денег нам нужно и установление лимита времени на сбор средств.

Краудфандингом в какой-то степени занимаетесь и все мы, когда собираем с друзей, приглашенных на день рождения общего знакомого, деньги на один общий подарок.

Существуют разовые проекты и краудфандинговые интернет-платформы для сбора пожертвований.

Стадия развития платформы не всегда зависит от того, насколько давно она была запущена. Planeta.ru была запущена относительно недавно, а уже успешно функционирует и привлекает средства в проекты. И в тоже время есть проекты 2009-2011 гг., которые всё ещё находятся на стадии закрытого тестирования либо на стадии разработки, например Startapp, Первый капитал.[3]

Можно выделить несколько видов краудфандинга:

-Все или ничего – сумма переводятся создателям проекта, только если достигнута заранее определённая денежная цель. Если цель не достигнута - деньги возвращаются бекерам.

-Оставить всё собранное – все собранные средства (за исключением комиссии) отправляются создателям проектов, несмотря на то, была достигнута цель или нет. Если фаундерам не хватает средств на запуск, то они сами ответственны за возвращение средств бекерам.

-Награда – собранная сумма становится наградой для команды, готовой взяться за проект.

-Сделка со свободной ценой – бекеры сами определяют цену уже созданного продукта (аудиозаписи или книги).

-Благотворительность

Рассмотрим Российские краудфандинговые платформы. Одним из крупнейших проектов был и остается Boomstarter - российский аналог Kickstarter. Количество привлеченных инвестиций - 23 456 232 рубля. Это, конечно, во много раз меньше, чем у американских платформ, но все же довольно неплохо для относительно молодого проекта в условиях нашего рынка и пользователей, которые еще не привыкли делиться  деньгами.

Так же активно работают и площадки для творческих проектов. Planeta.ru и Kroogi (один из старейших подобных проектов в Рунете, открытый в 2008 году) продолжают привлекать музыкантов, художников и фотографов.[4]

Согласно статистике Kickstarter за 2012 год, больше всего денег люди вкладывают именно в творческие проекты - музыка, кино/клипы, книги и игры. Самое большое количество зарегистрированных проектов посвящено музыкальной теме, но больше всего средств привлекают именно игры.

Однако не у всех краудфандинг-сервисов все так безоблачно. Русини, CrowdPress и Гдемоиденьги, объединенные Фондом Открытых Проектов, не показывают впечатляющих результатов. На сайте Русини в графе "Уже собрано" значится всего 23 800 рублей, а CrowdPress и Гдемоиденьги как находились, так и находятся в стадии разработки, но о каких-либо сдвигах ничего не известно, так что, скорее всего, это уже мертвые ресурсы. (*****)

Особую стойкость показывают социальные проекты - хорошие и добрые дела продолжают делать Тугеза, Мой учитель, Помоги.org и Электронный благотворительный ящик.

«Яндекс.Деньги» давно используются для сбора денег для краудфандинга. Но если раньше люди собирали деньги на своих сайтах, то сейчас они перемещаются в соцсети.

В последнее время и крупные компании обращают внимание на общемировой тренд и повышенный интерес к краудфандингу, например, в Facebook появилось приложение «Яндекс.Денег», с помощью которого  пользователи могут организовать сбор средств на различные нужды - от научных и благотворительных проектов до поездки за город с друзьями. Приложение получило название «Собирайте деньги». Также команда сервиса «Яндекс.Музыка» объявила о старте возможности отправить средства популярному исполнителю. На данный момент пользователи могут отправить деньги через систему Яндекс.Деньги.[5]

Правилами Краудфандинга можно считать этапы: четко заявленная цель; прозрачный ход сбора; перед тем, как публиковать реквизиты, их нужно тестировать; помощь бывает не только денежной.

Обычно платформы берут процент от привлеченных средств. Размер комиссии колеблется в России от 5% до 15%. Площадка "Русини", кстати, вообще не берет комиссию - она создана для решения социальных проблем.[6]

Таким образом, краудфандинг это отличный способ получить финансовую помощь для запуска своего бизнеса или для воплощения своих творческих замыслов, и это отличная альтернатива банковскому кредиту. Изначально должна быть заявлена цель, определена необходимая денежная сумма, составлена калькуляция всех расходов, а информация по ходу сбора средств должна быть открыта для всех. Метод краудфандинга является на данный момент одни из самых востребованных методов сбора средств.


[1] Кашапов, Радиф. Сеть в помощь! Что такое краудфандинг и каковы его перспективы в России. Частный корреспондент (4 апреля 2011).

[2] Belleflamme, P, Lambert, T, and Schwienbacher, A 2012, ‘Crowdfunding: Tapping the Right Crowd’, CORE Discussion Paper No. 2011/32, viewed 12th April 2013.

[3] Fullen, S. (2006) How to Get the Financing for Your New Small Business, Ocala: Atlantic Publishing Group, Inc

[4] Belleflamme, P, Lambert, T, and Schwienbacher, A 2012, ‘Crowdfunding: Tapping the Right Crowd’, CORE Discussion Paper No. 2011/32, viewed 12th April 2013.

[5] Crowdfunding’s Potential for the Developing World. 2013. infoDev, Finance and Private Sector Development Department. Washington, DC: World Bank

[6] Agrawal, A, Catalini, C, Goldgard, A 2011, ‘The Geography of Crowdfunding’, NET Institute Working Paper No. 10-08, University of Toronto, viewed 17th April 2013.