Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Проблемы лингводидактической, литературоведческой и методической подготовки педагогов к обучению дошкольников и младших школьников языку, чтению и литературе

Научное направление

Руководитель

Первова Галина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук «Рассказ как учебный материал и методика работы с ним в начальных классах» по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык) и диссертация доктора педагогических наук «Теоретические основы изучения детской литературы на уровне профессиональной подготовки педагогов и на начальных ступенях общего образования» по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения литературе защищены Г.М.Первовой в Московском педагогическом государственном университете (1985 и 1999 г.г.) Звание профессора по кафедре методики начального обучения присвоено в 2002 году. Имеет около 250 научных и учебных публикаций, в том числе в источниках, рекомендованных ВАК, более 100.

Дата открытия

2010 год

Коды ГРНТИ

14.01.45, 14.25.07, 14.25.09, 14.25.19

Основной состав научного направления

Количественный состав научного направления: докторов наук – 1, кандидатов наук – 7, аспирантов – 5.
Основной состав научного направления: д.п.н., профессор Г.М.Первова, к.филолог.н.,доцент О.А.Руделёва, к.п.н., доцент И.В.Гребенникова, к.п.н., доцент О.В.Коробова, к.п.н. Н.Е.Колганова.

Защиты диссертаций

Под руководством Г.М.Первовой с 2010 г. защитили 3 диссертации члены научного направления:
Г.З.Праздникова "Формирование ценностных ориентаций подростков на основе педагогических идей Д.С. Лихачева" (Тамбов, 2010)
Н.Е.Колганова "Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников" (Тамбов, 2013)
А.Л.Божок "Приобщение младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий" (Тамбов, 2013)

Описание деятельности научного направления

Исследовательская цель научного направления: изучение теоретических и методических основ профессиональной подготовки педагогов, а также решение проблем обучения и воспитания дошкольников и школьников средствами современных образовательных технологий. Программа научного направления формируется в соответствии с актуальными запросами системы непрерывного и преемственного образования на первоначальных этапах обучения и воспитания детей.

Основные концепции научного направления: 1) реализация педагогических идей и теорий ведущих учёных РФ, в частности, теории формирования типа правильной читательской деятельности и читательской самостоятельности профессора Н.Н.Светловской; осуществление деятельностного, культурологического, личностно-ориентированного, компетентностного и иных подходов к обучению и воспитанию в начальной и основной школе; 2) разработка научно-методических основ технологии приобщения дошкольников и младших школьников к устному народному и литературному творчеству; 3) методика формирования у обучающихся умений речевой деятельности – чтения, письма, говорения, слушания (аудирования); 4) определение педагогических условий формирования ценностного отношения к изучению языка и литературы; 5) проблемы лингвистической и литературоведческой пропедевтики в дошкольном и начальном обучении с учётом возрастных психолого-педагогических особенностей обучающихся и др.

Исследования предполагают обязательное ориентирование на практику обучения и воспитания детей, непосредственное участие исследователя в опытно-экспериментальной деятельности. Проведение научной работы проходит в естественных педагогических условиях дошкольного образовательного учреждения и средней школы разных типов образовательной системы.

В рамках научного направления выработаны оригинальные образовательные технологии: технология художественно-речевого сопровождения детской жизнедеятельности в течение дня; технология комплексного анализа текста при подготовке педагога к литературному чтению в школе; технология многоуровневого восприятия текста учителем начальных классов; технология сотворческого чтения художественного текста по формуле пяти действий и др.

Общественная научная организация, созданная при направлении

Студенческое научное общество «Проблемы детского чтения и литературы». В рамках СНО разрабатываются вопросы историко-литературного краеведения как региональный компонент образования. Изданы монография и пособия «Тамбовские писатели – детям», разрабатывается проект «Родиноведение».

Основные публикации членов научного направления

Организация конференций, симпозиумов, научных семинаров

Ежегодно организуются всероссийские научно-практические конференции «Дошкольное и начальное образование: проблемы и перспективы развития», «Державинские чтения», в которых принимают участие учёные разных городов РФ, педагоги, магистранты, бакалавры. На кафедре ТиПДиНО постоянно работает научный семинар для аспирантов и молодых специалистов дошкольного и начального образования.

Научные связи

ИППО (институт психолого-педагогического образования) ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (научная школа профессора Н.Н.Светловской, научные семинары профессора Ш.А.Амонашвили), МПГУ(Учебно-научный филологический центр под руководством профессора И.Г.Минераловой), социально-педагогический институт МичГАУ.