ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ СРЕДЫ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА
Коновалова Н.
студентка 5 курса Московского финансово-промышленного университета «Синергия»
Аликина О.П.
к.п.н., доцент Московского финансово-промышленного университета «Синергия»
В современном обществе наряду с социально-экономическими, идеологическими и другими факторами возрастает объективная потребность в укреплении семьи, как одной из высших моральных ценностей общества, Традиционно, семья остаётся авангардным социально-культурным институтом. Семья, являясь важным инструментом гуманизации, социализации и инкультурации личности, не может не отражаться в социально-культурной сфере [8].
В ряду ведущих факторов, влияющих на активность семьи, создание благоприятной семейной атмосферы, прогрессирование рекреационной и воспитательной функции этого социального института является уровень разумного использования свободного времени, содержательность досуга и его организованная активность [3].
В основе организации и оптимизации среды семейного досуга главное место занимает социально-культурная деятельность, так как в социально-культурной сфере приоритет отдаётся активному деятельному подходу в семейном воспитании, развитии культуры досуга и внедрение в семейный социум гуманизма и нравственности [2].
В настоящее время социокультурная деятельность широко развивает свою социально-педагогическую направленность. Прежде всего, это выражается в активизации занятий, посвященных проблемам семьи и семейного воспитания [6].
Развитие через социокультурную деятельность специфических социальных связей – духовных коммуникаций, высшей формой которых считается социокультурное общение, является важным аспектом в деле оптимизации социально-культурного уровня современной семьи.
Принципиальное условие действенности оптимизации социально-культурного уровня семьи есть органическая взаимосвязанность с культурной политикой, что на современном этапе приобретает особое значение, ибо культурное развитие семьи (а через семейные отношения и человека) всё в большей степени приобретает общесоциальное звучание [5].
Оптимизация социально-культурного уровня семьи, происходящая через социально-культурную деятельность, является составной частью общей государственной и общественной политики. Это столь же важно, как политика экономическая и социальная, так как с её помощью осуществляется активное регулирование не только сферы культуры и культурной деятельности, но и оптимизация общего социального уровня. То есть через оптимальную организованность социально-культурного уровня семейного социума, происходит улучшение общего социального уровня [4].
Для разрешения поставленной нами задачи по оптимизации социокультурного уровня семьи важно концептуально разработать и использовать универсальную систему взаимодействия специалиста социально-культурной деятельности (в частности социального педагога сферы досуга) и семьи, направленной или влияющей на повышение культурного уровня семьи. В этом и будет поиск продуктивных идей, направленных на инкультурацию социума.
На современном этапе развития в связи с резкой поляризацией социальной и экономической дифференциации общества наблюдается кризис отношений между социумом и личностью, школой и семьёй, а также государственной идеологии в целом, ранее направлявших педагогический процесс, возрастает роль семейного воспитания [1]. В данной ситуации немаловажное значение приобретает фигура социального педагога социально-культурной деятельности (или сферы досуга). Следовательно, для того, чтобы решить актуальную проблему оптимизации социокультурного уровня семьи и семейного воспитания, требуется выявить и чётко обозначить функции социального педагога сферы досуга, основанные на глубоких знаниях не только социальных и культурных особенностей современного общества, но и на знаниях психоанализа и практической психологии [7].
С учетом вышесказанного, необходимо подойти к анализу и решению социально-педагогических проблем по оптимизации социокультурного уровня семьи в новом аспекте и с разработанной психолого-педагогической методикой социально-культурной деятельности, отражающей направление изменения социальных и духовных запросов общества и в то же время учитывающей содержательные особенности сферы культуры. Практически разработать такую универсальную систему по оптимизации социально-культурного уровня семьи, которая в синтезе с семейным социальным воспитанием должна объединить многие теоретические и практические разработки, увеличив возможности социального педагога сферы социально-культурной деятельности и упрочив его роль в современном обществе.
Список литературы: