Сведения об образовательной организации

ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ СРЕДЫ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА

ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ СРЕДЫ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА

Коновалова Н.
студентка 5 курса Московского финансово-промышленного  университета «Синергия»

Аликина О.П.
к.п.н., доцент Московского финансово-промышленного  университета «Синергия»

В современном обществе наряду с социально-экономическими, идеологическими и другими факторами возрастает объективная потребность в укреплении семьи, как одной из высших моральных ценностей общества, Традиционно, семья остаётся авангардным социально-культурным институтом. Семья, являясь важным инструментом гуманизации, социализации и инкультурации личности, не может не отражаться в социально-культурной сфере [8].

В ряду ведущих факторов, влияющих на активность семьи, создание благоприятной семейной атмосферы, прогрессирование рекреационной и воспитательной функции этого социального института является уровень разумного использования свободного времени, содержательность досуга и его организованная активность [3].

В основе организации и оптимизации среды семейного досуга главное место занимает социально-культурная деятельность, так как в социально-культурной сфере приоритет отдаётся активному деятельному подходу в семейном воспитании, развитии культуры досуга и внедрение в семейный социум гуманизма и нравственности [2].

В настоящее время социокультурная деятельность широко развивает свою социально-педагогическую направленность. Прежде всего, это выражается в активизации занятий, посвященных проблемам семьи и семейного воспитания [6].

Развитие через социокультурную деятельность специфических социальных связей – духовных коммуникаций, высшей формой которых считается социокультурное общение, является важным аспектом в деле оптимизации социально-культурного уровня современной семьи.

Принципиальное условие действенности оптимизации социально-культурного уровня семьи есть органическая взаимосвязанность с культурной политикой, что на современном этапе приобретает особое значение, ибо культурное развитие семьи (а через семейные отношения и человека) всё в большей степени приобретает общесоциальное звучание [5].

Оптимизация социально-культурного уровня семьи, происходящая через социально-культурную деятельность, является составной частью общей государственной и общественной политики. Это столь же важно, как политика экономическая и социальная, так как с её помощью осуществляется активное регулирование не только сферы культуры и культурной деятельности, но и оптимизация общего социального уровня. То есть через оптимальную организованность социально-культурного уровня семейного социума, происходит улучшение общего социального уровня [4].

Для разрешения поставленной нами задачи по оптимизации социокультурного уровня семьи важно концептуально разработать и использовать универсальную систему взаимодействия специалиста социально-культурной деятельности (в частности социального педагога сферы досуга) и семьи, направленной или влияющей на повышение культурного уровня семьи. В этом и будет поиск продуктивных идей, направленных на инкультурацию социума.

На современном этапе развития в связи с резкой поляризацией социальной и экономической дифференциации общества наблюдается кризис отношений между социумом и личностью, школой и семьёй, а также государственной идеологии в целом, ранее направлявших педагогический процесс, возрастает роль семейного воспитания [1]. В данной ситуации немаловажное значение приобретает фигура социального педагога социально-культурной деятельности (или сферы досуга). Следовательно, для того, чтобы решить актуальную проблему оптимизации социокультурного уровня семьи и семейного воспитания, требуется выявить и чётко обозначить функции социального педагога сферы досуга, основанные на глубоких знаниях не только социальных и культурных особенностей современного общества, но и на знаниях психоанализа и практической психологии [7].

С учетом вышесказанного, необходимо подойти к анализу и решению социально-педагогических проблем по оптимизации социокультурного уровня семьи в новом аспекте и с разработанной психолого-педагогической методикой социально-культурной деятельности, отражающей направление изменения социальных и духовных запросов общества и в то же время учитывающей содержательные особенности сферы культуры. Практически разработать такую универсальную систему по оптимизации социально-культурного уровня семьи, которая в синтезе с семейным социальным воспитанием должна объединить многие теоретические и практические разработки, увеличив возможности социального педагога сферы социально-культурной деятельности и упрочив его роль в современном обществе.

Список литературы:

  1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. 304с.
  2. Ариарский М. А. Социально культурная деятельность как предмет научного осмысления: Изд. АРТ-студия «Концерт», СПб, 2008. – 792 с.
  3. Бочарова Н.И., Тихонова, О.Г. Организация досуга детей в семье. М.: Академия, 2001.
  4. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Просвещение, 1998.
  5. Воробьёва И.Г., Зыков М.Б., Томко Т.В. Семейный клуб: некоторые вопросы теории и практики организации. М.: Мысль, 2005.
  6. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в семейном воспитании. Тюмень 1995.
  7. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб.пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. М.: Академия, 2000. -160с.
  8. Основы социально-культурной деятельности: учебник / Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников. М.: Московский государственный институт культуры, 1993.
Разделы