Сведения об образовательной организации

Комплексные медико-социальные и педагогические исследования региональных проблем здоровья населения

Ведущее научное направление


Руководитель


Симонов Сергей Николаевич, доктор медицинских наук, профессор.
В 1986 году окончил лечебный факультет Астраханский государственный медицинский университет (АГМУ). С 1986 г. по 1988 г. обучался в клинической ординатуре на кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения АГМУ, а с 1988 г. по 1991 г. – в очной аспирантуре на той же кафедре. В июне 1991 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в ноябре 1998 г. – докторскую; профессор – с 2000 года.


В настоящее время Симонов С.Н. - профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения Медицинского института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.


В 1999-2002 гг. являлся заведующим кафедрой валеологии и физической реабилитации, а в 2002-2007 гг. – заведующим кафедрой адаптивной физической культуры института физической культуры и спорта ТГУ им. Г.Р. Державина. С 2000 г. по 2007 г. являлся руководителем аспирантуры по специальности 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Под научным руководством Симонова С.Н. защищены 11 кандидатских диссертаций по специальности 13.00.04 и 3 кандидатские диссертации по специальности 14.02.03 – общественное здоровье и здравоохранение. В настоящее время он является научным руководителем 12-ти аспирантов по педагогике и медицине; член диссертационного совета Д 212.261.05 в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина (педагогические науки). Автор более 350-ти научных публикаций, в том числе в журналах, входящих в международную наукометрическую базу «Scopus» - 6. По РИНЦ: индекс цитирования – 170, индекс Хирша – 6; по «Scopus»: индекс цитирования – 2, индекс Хирша – 1.


С 2006 года по настоящее время Симонов С.Н. - член Общественной палаты Тамбовской области, председатель комиссии по здравоохранению, демографической политике и экологической безопасности; является председателем общественного совета при управлении здравоохранения Тамбовской области; входит в состав общественного совета при управлении по физической культуре и спорту Тамбовской области.



Дата открытия


2010 год


Коды ГРНТИ


14.07; 14.29; 77.03; 76.35; 76.75


Основной состав научного направления


Количественный состав: докторов наук – 2; кандидатов наук – 6; аспирантов - 10.
Основной состав научного направления: Симонов С.Н., доктор медицинских наук, профессор; Селитренникова Т.А., доктор педагогических наук, доцент; Лисицын Е.П., кандидат педагогических наук, доцент; Кейно А.Ю., кандидат педагогических наук, доцент; Сютина В.И., кандидат педагогических наук, доцент; Загузова С.А., кандидат педагогических наук, доцент; Дерябина Г.И., кандидат педагогических наук, доцент; Бруйков А.А., кандидат биологических наук, доцент.



Защиты диссертаций


Селитренникова Т.А. Методика физической реабилитации детей 9-10 лет с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Тамбов, 2005 (кандидатская диссертация);
Дерябина Г.И. Коррекция двигательных нарушений средствами физической культуры у инвалидов 11-14 лет с детским церебральным параличом. Тамбов, 2005.
Яковлев В.Н. Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учреждениях интернатного типа для детей с особыми образовательными потребностями. Тамбов, 2006;
Шлячков Р.Н. Методика ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста. Тамбов, 2006;
Грицков П.М. Педагогические и метрологические условия совершенствования нормативных основ физической подготовленности детей среднего школьного возраста в общеобразовательной школе. Тамбов, 2006;
Бен Шарада Мондер. Комплексная методика восстановления студентов-спортсменов после травм плеча с применением средств физической культуры. Тамбов, 2007.
Юров Ю.Н. Кластерно-модульный метод в физическом воспитании студентов с ослабленным здоровьем. Тамбов, 2007;
Рязанов А.А. Методика коррекции психофизического развития детей с умственной отсталостью в процессе дополнительных физкультурных занятий средствами футбола. Тамбов, 2007;
Загузова С.А. Комплексная коррекция двигательных и функциональных нарушений умственно отсталых школьников в процессе дополнительных физкультурных занятий. Тамбов, 2007;
Ивинский Д.В. Развитие двигательных качеств у умственно отсталых школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII-вида. Тамбов, 2007;
Калмыков С.А. Методика коррекции и развития силы и гибкости у глухих детей среднего школьного возраста в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Тамбов, 2007.
Пятахин А.М. Повышение оздоровительной направленности физического воспитания младших школьников на основе дифференцированного подхода. Малаховка, 2008.
Болдырева В.Б. Развитие координационных способностей умственно отсталых детей 13-14 лет средствами баскетбола. Тамбов, 2009.
Тегенева О.В. Методика развития физических способностей детей среднего школьного возраста на основе биологических ритмов. Тамбов, 2009;
Богданов М.Ю. Методика организации спортивно ориентированных уроков с использованием средств баскетбола. Тамбов, 2010.
Шибкова В.П. Организация комплексно-комбинированных занятий оздоровительной гимнастикой в вузе на основе педагогического взаимодействия преподавателя и студентов. Тамбов, 2012;
Агафонов И.В. Методика спортивно-ориентированной физической подготовки старших школьников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Тамбов, 2012;
Князев М.В. Формирование двигательной и познавательной деятельности учащихся 12-14 лет с умственной отсталостью в процессе интегрированных физкультурных занятий. Тамбов, 2012;
Калинчева Я.В. Коррекция двигательных и функциональных нарушений слабослышащих детей 12-15 лет в процессе занятий оздоровительной аквааэробикой. Тамбов, 2012.
Стрекалов А.С. Сопряженное развитие двигательных и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью средствами адаптивной физической культуры. Тамбов, 2012;
Дутов С.Ю. Содержание и направленность деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры. Тамбов, 2013;
Садилкин А.Ф. Структура и содержание годичного цикла подготовки полиатлонистов на этапе спортивного совершенствования. Тамбов, 2014;
Селитренникова Т.А. Управление процессом адаптивного физического воспитания детей с поражением сенсорной системы на основе комплексного контроля. Санкт-Петербург, 2015 (докторская диссертация).



Описание деятельности научного направления


Программы и методики:

  • разработана комплексная программа адаптивного образования детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья (дети-инвалиды);

  • разработана и экспериментально подтверждена двухуровневая система управления процессом адаптивного физического воспитания с установленной обратной связью на обоих уровнях, базирующейся на использовании комплексного контроля, приводит к увеличению эффективности образовательной деятельности специальных (коррекционных) учебных заведений I-V вида посредством повышения качества предоставляемой ими образовательной услуги;

  • разработана методика развития двигательных качеств у умственно отсталых школьников в условиях круглосуточного пребывания в школе-интернате;

  • разработаны организационные условия и методика процесса обучения футболу в дополнительных физкультурных занятиях для детей с умственной отсталостью;

  • разработана методика комплексной коррекции двигательных и функциональных нарушений школьников 12-13 лет с умственной отсталостью, основанная на использовании легкоатлетических упражнений, подвижных и спортивных игр, в сочетании с упражнениями на дыхание и расслабление мышц;

  • разработана методика формирования двигательно-координационных способностей глухих и слабослышащих дошкольников 4-7 лет в условиях специализированного дошкольного учреждения;

  • научно обоснована методика комплексно-комбинированных занятий оздоровительной физической культурой для лиц различных возрастных категорий;


Концепции и методы:

  • концепция временной организации двигательных способностей детей и подростков в норме и патологии;

  • комплексная технология медико-педагогической реабилитации детей с детским церебральным параличом с использованием немедикаментозной оптимизации организм;

  • технология персонализированной физической реабилитации детей с детским церебральным параличом;

  • метод вероятностной оценки сформированности двигательного навыка в норме и патологии.


Перечень грантов международного или всероссийского уровня, выполненных под руководством или с участием членов научного направления


Грант в рамках госзадания Министерства образования и науки РФ (2017-2020 гг.):
«Разработка научно-обоснованных подходов к планированию процесса физической подготовки, направленного на развитие координационных способностей спортсменов с отклонениями в состоянии здоровья» (Область знания - теория и методика адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, тип исследования – прикладное). Руководитель к.п.н., доцент Г.И.Дерябина.



Организация конференций, симпозиумов, научных семинаров


За последние пять лет проведено семь Всероссийский и региональных научно-практических конференций, в которых отдельной секцией было представлены исследования ведущего научного направления. Проведены: Всероссийская научная Internet-конференция «Адаптивная физическая культура: новые педагогические технологии». В рамках проведения Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт – основа здорового образа жизни» и Региональной научно-практической конференции «Проблемы физической культуры и спорта на Тамбовщине» были организованы выставки научной, учебной и методической литературы, посвященной адаптивной физической культуре, адаптивному спорту и частным методикам физического воспитания детей-инвалидов. 29 ноября 2017 года состоялась VII Всероссийская научно-практическая конференция «Пути оптимизации физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры». По итогам проведения всех конференций опубликованы сборники научных трудов.



Научные связи


Представители ведущего научного направления в процессе научно-исследовательской работы контактируют с ведущими вузами Российской Федерации: Санкт-Петербугским университетом физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, Белгородским государственным университетом физической культуры, Воронежским институтом физической культуры, Московской государственной академией физической культуры, а также зарубежными коллегами Аубурн университета, штат Алабама, США.

Представители ведущего научного направления принимают активное участие в федеральных целевых программах (ФЦП), научных программах Министерства образования и науки РФ, Министерство труда и других ведомств:

  • ФЦП (головная организация ВНИФК) «Старшее поколение»;

  • Фонд «Специальная Олимпиада», ведущая организация «Специальная Олимпиада России» «Грант развития»;

  • Грант Международной Европейской Ассоциации футбола;

  • ФЦП МОиН РФ «Дети России» «Разработка методического пособия по использованию адаптивной физической культуры в реабилитации лиц с нарушением слуха»;

  • ФЦП МОиН РФ «Дети России». Повышение квалификации специалистов по социальной работе с детьми инвалидами на базе высших учебных заведений по направлению «Адаптивная двигательная рекреация как форма комплексной реабилитации и профилактики детской инвалидности»;

  • Социальный заказ Тамбовской области «Развитие физкультурно-спортивного движения с людьми с ограниченными возможностями».

Научным коллективом заключены договоры о сотрудничестве, проведении научно-исследовательской, спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с различными образовательными учреждениями г. Тамбова и Тамбовской области:

  • Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом № 5 г. Тамбова для детей с отклонением в развитии;

  • Тамбовское областное государственное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1-го вида»;

  • Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с № 17 комбинированного вида;

  • Оздоровительно-корреционный центр ТГУ им. Г.Р.Державина;

  • Реабилитационный центр, являющийся структурным подразделением СОШ № 4 и филиалом МЛПУ «Городская больница № 4»;

  • Горельская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII-вида для детей сирот и оставшихся без попечения родителей.

  • Тамбовское областное образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат г. Котовска).