Сведения об образовательной организации

Становление и развитие института социальных педагогов и социальных работников России (формы и методы социально-педагогической работы в различных социумах; подготовка кадров для социальной сферы)

Ведущая научная школа


Руководитель


Куличенко Раиса Михайловна, доктор педагогических наук, профессор.


Член президиума Совета учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы, действительный член Российской академии социального образования, член Российской академии естественных наук. Автор теоретических основ профессионального становления института социальных педагогов и социальных работников, один из основных разработчиков нормативных документов, в т.ч. Государственного образовательного стандарта по подготовке специалистов социальной работы, типовых программ, учебников, учебно-методических рекомендаций. Автор более ста научных работ (в т.ч. восьми монографий). Один из инициаторов создания регионального Центра социальной работы и социальной педагогики - филиала Центра Российской Ака-демии образования. По ее инициативе открыты аспирантура, докторантура, диссертационный совет но защите кандидатских и докторских диссертаций педагогического профиля; является его руководителем (защищено около 300 диссертаций).


Организатор и почетный председатель правления (с 1993 года) Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников» (ТРО ССОПиР).


Член Международной Федерации социальных работников, организатор многочисленных научно - практических конференций, конгрессов, семинаров, круглых столов с участием представителей международной науки.


Награды: серебряная медаль ТГУ имени Г.Р. Державина; «Державинский орден»; медаль «Основатель ведущей научной школы»; медаль «Ветеран труда»; знак «За заслуги перед Тамбовским государственным университетом имени Г.Р.Державина»; медаль имени Императрицы Марии Федоровны «За социальное служение»; юбилейная медаль «75 лет Тамбовской области»; нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации»; «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации»; Орден «Знак Почета»; Грамоты, Дипломы, благодарственные письма ведущих образовательных учреждений РФ, администраций, общественных организаций; Почетный гражданин Котовска (2006).



Дата открытия


1995 год.


Коды ГРНТИ


14.43, 14.91, 14.35


Основной состав научной школы


Количественный состав научного направления: 6 докторов наук; 8 кандидатов педагогических наук.


Основной состав научной школы: Гарашкина Наталья Владимировна, д.п.н., профессор, Дорожкина Ольга Алексеевна, д.п.н., профессор, Деревягина Татьяна Георгиевна, к.п.н., доцент, Курилович Надежда Васильевна, д.п.н., доцент, Курин Андрей Юрьевич, к.п.н., доцент, Шадский Олег Германович, к.и.н., доцент.



Защиты диссертаций


Дьячек Т.П. Дидактическая система формирования готовности к исследовательской деятельности будущих социальных работников (Тамбов, 2002)
Иванова Л.К. Гуманистический ценностный потенциал вузовской учебно-производственной практики социальных педагогов (Тамбов,2002)
Рыбина Н.Я. Формирование ценностных ориентаций будущих социальных работников средствами русского православного искусства (Тамбов, 2002)
Романова И.А. Формирование личностной готовности будущего социального педагога к трудностям профессиональной деятельности в детском доме и школе-интернате (Тамбов,2003)
Курин А.Ю. Дистанционное обучение социальных работников в вузе как средство формирования профессиональной компетентности (Тамбов, 2004)
Гарашкина Н.В. Дидактическое проектирование подготовки специалистов социальной работы в вузе (Тамбов, 2004)
Гриднев А.Г. Социально-педагогические условия первичной профилактики подростковой наркомании (Тамбов, 2004)
Милованова Н.Ю. Социально-педагогические условия адаптации учащихся к жизнедеятельности кадетского корпуса (Тамбов, 2006)
Позднякова Н.В. Компьютерная компетентность как компонент вузовской подготовки социальных работников (Тамбов, 2009)
Милютина Н.В. Формирование готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности молодежи (Тамбов, 2011)
Курилович Н.В. Формирование культуры профессионального общения будущего социального работника в вузе (Тамбов, 2012)
Колесов И.В. Формирование социальной активности подростков средствами клубной деятельности (Тамбов, 2017)
Попов А.Н. Формирование информационной компетентности социального работника в вузе средствами компьютерных технологий (Тамбов,2017)



Описание деятельности научной школы


«Становление и развитие института социальных педагогов и социальных работников России (формы и методы социально-педагогической работы в различных социумах; подготовка кадров для социальной сферы)» основана в ТГУ имени Г.Р. Державина в 1995 году. Имеет статус «Ведущая научная школа».


Возглавляет ее д.п.н., профессор Куличенко Раиса Михайловна, действительный член академии РАЕН, Академии социального образования, Международной федерации социальных работников.


ТГУ имени Г.Р. Державина вошел в число тех вузов, которые одними из первых начали подготовку специалистов по социальной работе и социальной педагогике в России.Среди 14 ее членов 6 докторов наук и 8 кандидатов наук.


Подготовка собственных научных кадров способствует открытие в 2001 году Диссертационного совета (Д 212.261.05) по защите докторских и кандидатских диссертаций по 3-м специальностям ВАК: 13.00.01; 13.00.02; 13.00.04.


За последние 5 лет в Совете защищено 1 докторская диссертация и 39 кандидатских диссертаций, в том числе членами коллектива ТГУ имени Г.Р. Державина.


Приоритетным направлением деятельности школы является исследование теоретико-методологических основ социальной и социально-педагогической работы как профессиональной деятельности и построение концептуальных моделей социального образования; разработка современных технологий подготовки специалистов для социальной сферы, выявление условий эффективного формирования профессионально-личностных качеств специалиста.


Плодотворно разрабатываются теоретико-методологические аспекты теории социальной работы, проблемы становления и развития института социальных работников в России, формы и методы социально-педагогической работы с населениями различных групп риска; современные технологии профессиональной деятельности в социальной сфере.


В контексте единых теоретико-методологических позиций общая тематика исследования развивается по трем взаимосвязанным направлениям:


1. «Совершенствование и развитие системы вузовской подготовки специалистов социальной сферы» (Куличенко Р.М.; Гарашкина Н.В.; Курилович Н.В., Курин А.Ю., Позднякова Н.В.);


2. «Содержание и формы социальной работы с клиентами групп риска» (Дорожкина О.А., Романина Л.А., Мангер Т.Э., Первова Г.М., Болдина М.А., Деева Е.В.);


3. «История социальной работы в России и в зарубежных странах» (Деревягина Т.Г., Шадский О.Г., Дружинина А.А., Милованова Н.Ю.).


Логика последовательной конкретизации научной проблемы положена в основу разработки тем дипломных и курсовых проектов, реферативных работ, дидактических материалов, используемых на лекциях, семинарах, в процессе обучения будущих социальных педагогов и специалистов социальной работы и в период прохождения ими практики.



Перечень грантов всероссийского или международного уровня, выполненных под руководством или с участием членов школы


Проект № ДИ - КО – 1 «Особенности процесса непрерывного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»; № ДИ-КО-2 «Новые техно-логии и технические средства в реабилитации слуховых и речевых функций у детей с кохлеарными имплантантами»; № ДИ–КО-3 «Адаптивная двигательная рекреация как форма комплексной реабилитации и профилактики детской инвалидности»; № ДИ-ОК-4 «Современные подходы к реабилитации детей с задержкой психического развития»; № ДИ-КО-5 «Особенности решения проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья»; № ДИ-КО-6 «Особенности реабилитации детей с отклонениями в развитии в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого и открытого типа»; № ДИ-КО-7 «Современные технологии реабилитации детей с нарушенным слухом»; № П 378 «Социально-правовая защита детей-инвалидов в Российской Федерации» (в рамках мероприятия «Повышение квалификации специалистов по социальной работе с детьми-инвалидами на базе высших учебных заведений» по программе ФЦП «Дети России» Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ);


Комплексная реабилитация детей-инвалидов как средство их интеграции в общество (Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2010);


Социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе повторной (Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2012);


Социальный заказ Администрации Тамбовской области «Формирование социального здоровья населения путем укрепления институтов гражданского общества» (администрации Тамбовской области, 2014);


«Комплексная программа по обучению пожилых людей инновационным компьютерным технологиям» (Фонд Елены и Геннадия Тимченко, 2017);


"Комплексная программа социальной поддержки детей-инвалидов и их здоровых братьев и сестер, социализация и реабилитация детей-инвалидов" (Президентский грант, 2017).



Общественная научная организация, созданная при научной школе


Тамбовское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников»



Организация конференций, симпозиумов, научных семинаров


Совершенствование и развитие системы практической подготовки будущих специалистов социальной сферы в ВУЗе. Международная научно-практическая конференция. Тамбов - Терра-Хот (США). 6-9 марта 2000 года.
Молодежь в XXI веке: социальное участие. Всероссийская научно-практическая конференция. Тамбов. 11-12 июля 2000 года.
Издательская деятельность в социальной сфере и подготовка к ней в системе высшего образования. Международная научно-практическая конференция. Тамбов - Терра-Хот (США). 27-28 марта 2001 года.
Современные технологии в социальной работе и вузовской подготовке специалистов социальной сферы. Международная научно-практическая конференция. Тамбов – Москва - Терра-Хот (США). 2002 год.
Социальное партнерство трех секторов общества как фактор совершенствования системы социальной защиты населения. Международная научно-практическая конференция. Тамбов. 26-28 ноября 2003 года.
Профессионально-личностные качества специалиста специальной сферы как аспект социального образования. Международная научно-практическая конференция. Тамбов. 28-29 мая 2004 года.
Демографическая ситуация в Тамбовской области: состояние, проблемы, перспективы. Научно-практическая конференция. Тамбов. 2 декабря 2005 года.
Социальные процессы и социальные отношения в современной России. Международная научно-практическая конференция. Тамбов. 23 марта 2006 года.
Непрерывное социальное образование в регионе: проблемы и перспективы. Общероссийская научно-практическая конференция. Тамбов. 23 ноября 2007 года.
Качество подготовки специалистов в ВУЗе как фактор развития социальной сферы. Международная научно-практическая конференция. Тамбов. 25 марта 2008 года.
Социальное здоровье: теоретические подходы, модели, технологии, технологии развития. Международная научно-практическая конференция. Тамбов. 18 ноября 2008 года.
Становление и развитие профессий социальный работник и социальный педагог: опыт и перспективы. Международная научно-практическая конференция. Тамбов. 22-23 октября 2009 года.
Становление профессии «социальный работник»: опыт и перспективы. II Международная научно-практическая Интернет-конференция. Тамбов. 19-27 октября 2010 года.
Социальная педагогика: вызовы XXI века. Международный конгресс специалистов социальной сферы. Тамбов. 22-23 сентября 2011 года.
Становление профессии «социальный работник»: опыт и перспективы. III Международная научно-практическая Интернет-конференция. Тамбов. 24-28 октября 2012 года.
Гражданское общество как субъект формирования социального здоровья населения. Международная научно-практическая конференция. Тамбов. 21-22 ноября 2013 года.
Гражданское духовно-нравственное воспитания студенческой молодежи: современные подходы. Международная научно-практическая конференция. Тамбов. 24-25 но-ября 2015 года.
Межведомственная модель реабилитации лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Международная научно-практическая конференция. Тамбов. 23-24 ноября. 2017 года.



Научные связи


Российский государственный социальный университет; Алтайский государственный университет; Липецкий государственный университет, Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской, МПГУ, Ставропольский государственный университет; Тульский государственный университет и другие.