Из наблюдений русского преподавателя
Белым цветком под голубым небом украшает зелёную долину у подножия Зеравшанского хребта новое здание юного филиала Самаркандского государственного университета в древнем Ургуте. Символично, что эта палитра повторяет цвета государственного флага Республики Узбекистан, под которым люди с добрыми сердцами и смелыми замыслами строят своё будущее.
Самаркандский государственный университет имени Шарофа Рашидова и мой родной Тамбовский государственный университет имени Гавриила Романовича Державина связывает дружба и сотрудничество. На приглашение поработать в только что открывшемся Ургутском филиале СамГУ я охотно откликнулась. И ни разу об этом не пожалела.
Первым местом, в которое меня повели коллеги, встретившие меня в Самарканде, был мавзолей Гур-Эмир. В усыпальнице великих правителей покоится прах наставника Тимура, Мир Сайид Барака, а сам основатель династии Тимуридов похоронен у него в ногах. Как древние мавзолеи и медресе вписываются в современный облик неповторимо прекрасного города, так и древняя традиция почитания наставников ярко и органично вписывается в современное сознание, открытое для новых идей и решений.
С первых дней работы в Ургутском филиале начинаешь отмечать приметы нового времени. Нужно создавать инновационную экономику – значит, нужны специалисты высокой квалификации. Подготовка таких специалистов подразумевает неустанное внимание к студентам, выявление и поддержку особо одарённых, обеспечение возможности каждому из них проявить свои самые яркие стороны. Весьма эффективными как с точки зрения доступности образования, так и в экономическом аспекте представляются такие решения, как система образовательного кредитования и повышенные контракты, средства от которых поступают в распоряжение вуза на улучшение условий обучения.
За окнами работают строительные краны: возводится новое общежитие, планируются новые учебные корпуса, настоящий университетский кампус со своей инфраструктурой. И это неудивительно: здесь обучаются студенты не только из Ургута и близлежащих кишлаков, но и из Самарканда, Джизака, Кашкадарьи, Хорезма, Сурхандарьи, Бухары…
Открытие Ургутского филиала произошло в рамках реализации Стратегии развития страны на 2022-2026 годы, где обозначен целый комплекс мер, направленных на масштабные изменения в системе народного образования. Общее число вузов, согласно намеченным планам, должно было возрасти до 200. Трудно представить, что ещё в 2020/2021 учебном году в Узбекистане было всего 64 университета. Сейчас, по данным сайта Fledu.uz, в стране действуют 210 вузов, из них 115 государственных, 65 негосударственных и 30 зарубежных.
И снова вспоминаю Самарканд. Величественная медресе Шердор с необычной мозаикой на фасаде. Мне объясняют её значение: тигры-ученики охотятся за знаниями, а солнца-учителя освещают им путь. Какая точная аллегория! Разве может быть просвещение без света? Разве возможен стремительный рост количества вузов без обеспечения их профессорско-преподавательским составом? Правительству удалось создать мотивацию для постоянного совершенствования работников высшего образования. Так, Указом Президента назначена надбавка к зарплате преподавателям, имеющим учёную степень кандидата наук (PhD) до 30 %, в зависимости от достижений, а имеющим учёную степень доктора наук (ScD) – до 60%. Предусмотрены также и поощрительные выплаты за профессиональный и научный рост. А для преподавателей-иностранцев вроде меня – отличные условия проживания и адаптации. И конечно, безграничное радушие и забота!
Лично для меня как филолога-русиста особое значение имеет возродившийся интерес к русскому языку и литературе. В связи с этим не могу не вспомнить и о своём наставнике, ныне покойном Сергее Ивановиче Зинине, директоре Русского культурного центра Узбекистана, секретаре комитета по науке, образованию и культуре республиканского Олий Мажлиса. В начале 2000-х годов он с тревогой говорил о сокращении часов для изучения русского языка, о спаде научной и научно-методической работы в области русского языкознания и методики преподавания русского языка. К счастью, в настоящее время эта тенденция преодолевается. Радость и оживление, с которым незнакомые люди узнают, что я приехала преподавать русский язык, воодушевляет необычайно. Ещё больше воодушевляет то, что интерес к русскому языку поддерживается на государственном уровне. Минувший год, объявленный Годом русского языка в странах СНГ, в значительной степени стимулировал распространение русского языка и интерес к нему. На этот год странами Содружества было запланировано свыше 150 мероприятий, среди которых подготовка и повышение квалификации педагогических кадров в области русского языка; выявление и поддержка одарённых детей и молодёжи в области русистики; привлечение граждан стран СНГ к обучению в российских вузах; практические решения в области библиотечного дела и книгоиздания. Надо сказать, эти планы успешно реализовывались и продолжают реализовываться в русско-узбекском партнерстве с обеих сторон. Так, около 50 тысяч студентов выбирают российские вузы для продолжения образования, в том числе и в ТГУ имени Г.Р. Державина. Мне приходилось с ними работать – отличные ребята. Да и у здешних студентов «евро-групп» чувствуется хорошая подготовка. Это уже результат того, что группы с изучением русского языка создаются на всех уровнях народного образования: от детских садов до вузов.
В узбекском языке есть особая категория времени: настояще-будущее. Мне кажется, она очень верно отражает устремления студентов, преподавателей и всех, кто включён в процесс развития образования, и их уверенность в успехе. Могу сказать: нашу уверенность, поскольку и мне выпала честь участвовать в этом великом и благородном труде.
Ирина Машенкова