История кафедры:
Подготовка специалистов сферы массовых коммуникаций в Тамбовской области ведет свой отсчёт с 1996 года, когда в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина была открыта новая специальность – «Журналистика». Первоначально выпускающей кафедрой была кафедра истории зарубежной литературы, а руководителем отделения – кандидат филологических наук, доцент А.М. Шестерина. В 2002 г. в ТГУ имени Г.Р. Державина была основана кафедра журналистики, которую в разные годы возглавляли доктор филологических наук, профессор Ю.Э. Михеев, доктор филологических наук, профессор А.И. Иванов, кандидат филологических наук, доцент Зверева Е.А. В 2003 году был сделан очередной шаг в создании эффективной системы подготовки кадров для массмедиа: выделен самостоятельный факультет — факультет журналистики, — который возглавила кандидат филологических наук, доцент О.Е. Видная.
Важной вехой в воспитании своих профессиональных вузовских кадров стало открытие в 2010 году аспирантуры по специальности «Журналистика».
В 2010-2011 учебном году факультет журналистики вошел в качестве отделения массовых коммуникаций в состав Института филологии (руководителем отделения стала кандидат филологических наук, доцент С.А. Серова). В 2012 г. была создана кафедра журналистики и издательского дела, объединившая направления подготовки «Журналистика» и «Издательское дело». В 2015 году кафедра вошла в состав кафедры русской и зарубежной литературы.
Первый набор на специальность «Реклама и связи с общественностью» состоялся в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина в 2003 году. Становление новой специальности в разное время проходило на базе кафедр маркетинга, сервиса и рекламы; сервиса и рекламы; дизайна и рекламы. С 2010 по 2015 г. выпускающей являлась кафедра рекламы и связей с общественностью (заведующий кафедрой – кандидат филологических наук, доцент А.В. Прохоров). С 2012 по 2015 годы кафедра входила в структуру отделения массовых коммуникаций Института филологии, объединившего направления подготовки «Журналистика», «Издательское дело», «Реклама и связи с общественностью». С 2015 по 2021 годы подготовка студентов по направлению «Реклама и связи с общественностью» велась на кафедре менеджмента, маркетинга и рекламы под руководством доктора филологических наук, профессора В.Ю. Лапшина.
В связи с интенсивными трансформациями в сфере массовых коммуникаций, конвергенции медиаспециальностей, дигитализации каналов массовой коммуникаций возникла потребность в изменении подходов к вузовской подготовке специалистов медиасферы. И с первого сентября 2021 года на базе факультета филологии и журналистики была создана Державинская школа массовых коммуникаций. Научно-методическое сопровождение учебного процесса бакалавров по направлениям подготовки 42.03.02 «Журналистика» и 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью», магистров по программам 42.04.02 «Журналистика цифровой среды» и 42.04.01 «Цифровые технологии в рекламе и связях с общественностью», аспирантов по научному направлению «Медиакоммуникации и журналистика» с сентября 2021 года обеспечивает кафедра журналистики, рекламы и связей с общественностью (заведующий кафедрой – к.ф.н., доцент Серова С.А.).
Ключевые научные направления
Научная школа
«Трансформация модели медиапотребления молодежной аудитории в условиях цифровизации медиасистемы» (руководитель: Зверева Екатерина Анатольевна, д.ф.н., доцент).
Центры и лаборатории
- Научно-практическая лаборатория новых медиа
- Научно-образовательный центр медиаобразования
- Практическая лаборатория студенческих медиапроектов
- Практическая лаборатория персонального бренда
- Научно-практическая лаборатория теоретических и прикладных исследований рекламы
Базовые кафедры
Базовая кафедра рекламы и маркетинга «Скобеев диджитал»
Заведующий кафедрой: руководитель группы компаний «Скобеев и Партнеры» Константин Олегович Скобеев
Направления деятельности:
- Реализация сетевой ОП 42.03.01 Реклама и связи с общественностью
- Реализация образовательного трека (майнора) для студентов ТГУ имени Г.Р. Державина «Рекламный продакшн и продвижение» (трек группы компаний «Скобеев и Партнеры»)
Базовая кафедра цифровых коммуникаций Автономной некоммерческой организации по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций «Диалог Регионы»
Заведующий кафедрой: руководитель Центра управления регионом Тамбовской области Мартынова Екатерина Сергеевна
Направления деятельности:
- Реализация программы профессиональной переподготовки «Связи с общественностью в органах государственной власти»
- Реализация совместной образовательной магистерской программы «Общественные коммуникации в цифровой среде»
Традиционно организуемые кафедрой мероприятия
- Международная научно-практическая конференция «Журналистика в эпоху цифровых трансформаций: ценности и практики»
- Всероссийская научно-практическая конференция «Региональная журналистика: от истории к современности».
- Фестиваль школьных медиа «proМЕДИА» для участников школьных медиа, пресс-служб и молодых авторов.
- Мастерские «Медиасреда»
Преподаватели
Видная Ольга Евгеньевна -
кандидат филологических наук, доцент
Преподаваемые дисциплины:
- Основы массовой коммуникации
- Теория журналистики
- Мастерство эфирного выступления
- Основы рекламы и паблик рилейшнз
- Журналистская имиджелогия
E-mail: olga0871@mail.ru
Гуськова Светлана Владимировна -
кандидат филологических наук, доцент
Преподаваемые дисциплины:
-
Базовые медиаинструменты
-
Деонтология и медиаэкология
-
Жанры и форматы журналистики
-
Основы фото- и видеосъёмки
Выпуск учебных средств массовой информации
E-mail: guskova_s_v@mail.ru
Зверева Екатерина Анатольевна -
доктор филологических наук, профессор
Преподаваемые дисциплины:
- Глобальный медиаландшафт
- История массовых коммуникаций
- Медиадизайн
- Интеллектуальная собственность в медиасфере,
- Индустрия новых медиа
E-mail: Katya9_2001@mail.ru
Иванов Анатолий Иванович -
доктор филологических наук, профессор
Преподаваемые дисциплины:
- История и теория литературы
- Мировая культура в медиадискурсе
- Основы радиовещания
E-mail: ivanov_ai@bk.ru
Кузнецов Илья Викторович -
кандидат социологических наук, старший преподаватель
Преподаваемые дисциплины:
- Выпуск учебных средств массовой информации
E-mail: ilyasmith@mail.ru
Куцерубов Александр Евгеньевич
кандидат экономических наук, доцент
Преподаваемые дисциплины:
- Основы теории массовых коммуникаций
- Основы маркетинга
- Маркетинговые исследования и ситуационный анализ
- Территориальный и страновой брендинг
- Менеджмент в сфере PR и рекламных технологий
E-mail: akutserubov@yahoo.com
Лядова Елена Анатольевна -
кандидат филологических наук, доцент
Преподаваемые дисциплины:
- Редактирование в профессиональной сфере;
- Глобальный медиаландшафт;
- Новостная журналистика
E-mail: alena.liadova@yandex.ru
Мальцев Никита Дмитриевич
Ассистент
Преподаваемые дисциплины:
- Базовые медиаинструменты
- Основы блогинга
e-mail: nw23nik@yandex.ru
Меркушина Елена Анатольевна -
кандидат филологических наук, старший преподаватель
Преподаваемые дисциплины:
- Креативные технологии в цифровой медиасреде
- Блогинг и видеоблогинг в медиасфере
- Профессионально-творческая практика
- Проектный семинар
E-mail: len.merk2005@yandex.ru
Мирошник Максим Андреевич -
старший преподаватель
Преподаваемые дисциплины:
- Мультимедийная журналистика
- Медиаправо
- Базовые медиаинструменты
- Спортивная журналистика
E-mail: charmelion@mail.ru
Митрофанова Ольга Александровна -
Доцент, редактор специальных программ ТК «Новый век»
Преподаваемые дисциплины:
- Выпуск учебной телепередачи
- Основы телерадиовещания
E-mail: olga_mitrofanova@rambler.ru
Никоненко Сергей Андреевич
кандидат политических наук, доцент
Преподаваемые дисциплины:
- Политический PR
- Политическая реклама и PR
- Реклама и связи с общественностью в государственных, общественных и бизнес-организациях
- Технологии управления общественным мнением
E-mail: nikonenko2000@mail.ru
Прохоров Андрей Васильевич -
д.ф.н., доцент, директор Центра по связям с общественностью
Преподаваемые дисциплины:
- Управление брендом
- Цифровой маркетинг и социальные сети
- Имидж и бренд: инструменты управления цифровым репутационным капиталом
E-mail: proh_and@rambler.ru
Пядышева Тамара Геннадиевна -
кандидат философских наук, доцент
Преподаваемые дисциплины:
- Введение в специальность
- Теория и практика рекламы
- Разработка и технология производства рекламного продукта
E-mail: ms.tamaraekc@gmail.com
Ромашкин Виктор Алексеевич
Преподаваемые дисциплины:
- Цифровой маркетинг
- Продвижение в социальных сетях
E-mail: romashkin@tsutmb.ru
Самотойлова Татьяна Евгеньевна -
доцент, директор департамента информационной политики
Преподаваемые дисциплины:
- Политический PR
- Коммуникативные стратегии в редакционном процессе
E-mail: t.samotoylova@mail.ru
Семишова Евгения Петровна -
к.ф.н., доцент, начальник управления медиакоммуникаций
Преподаваемые дисциплины:
- Основы рекламы и паблик рилейшнз
- Организация работы рекламного агентства и пресс-службы
E-mail: esemishova@gmail.com
Серова Светлана Александровна -
кандидат филологических наук, доцент
Преподаваемые дисциплины:
- Новостная журналистика
- Манипуляционные технологии в медиасреде
- Медиатекст в системе массовых коммуникаций
- Этико-правовые аспекты медиасферы
- Выпуск учебных средств массовой информации
E-mail: serova.svetlana@mail.ru
Суворов Сергей Александрович
к.с.н., доцент, руководитель направления обучения Центра управления регионом
Преподаваемые дисциплины:
- Цифровые коммуникации
- Цифровой медиаконтент: социальные
- Государственные коммуникации в цифровой среде
E-mail: vidok84@mail.ru
Чурикова Оксана Николаевна
доцент, генеральный директор ИД «Тамбов»
Преподаваемые дисциплины:
E-mail: vit513@yandex.ru
Шестерина Алла Михайловна -
доктор филологических наук, профессор
Преподаваемые дисциплины:
- Социальные медиа и блогинг
- Технология медиатекста
E-mail: shesterina@mail.ru