– Ориентируясь на аудиторию, я выбрала тему, связанную с преемственностью дошкольного образования и начального общего образования. Предложила рассмотреть проблему преемственности именно в математическом образовании дошкольников и младших школьников; перспективные образовательные практики, что очень актуально сегодня, поскольку жизнь быстро меняется и образовательные практики тоже, – рассказала к.п.н., доцент Светлана Шукшина. – Показ проблем математического образования детей изнутри, их интеграция в проблемы педагогики и психологии, дает междисциплинарный эффект, который я старалась заложить в содержание своего курса.
– Как показывают исследования, сохраняется утилитарный взгляд на математику и на роль математики в жизни и мире, хотя он совсем не такой, – говорит Светлана Шукшина. – На вопрос о том, зачем математика маленьким детям, самый распространенный ответ, который мы получаем: чтобы ребенок был подготовлен к школе. Но математику сейчас рассматривают с позиций и гуманизации, и гуманитаризации образования. Если мы говорим о гуманитаризации, математика выступает как элемент общемировой культуры. Соответственно, мы ее рассматриваем как язык, на котором общается образованное человечество. То есть математика – это средство социализации ребенка, вхождения его в этот быстроменяющийся мир, умения понимать этот мир и работать с обилием информации. А то, что все привыкли воспринимать математику как средство обучения счету, это, конечно, остается как предметная составляющая. Но все-таки, отвечая на вопрос «зачем», в первую очередь, чтобы ребенок мог существовать в этом мире.
– Функциональная грамотность как одна из компетенций XIX века непосредственно связана с тем, чтобы ребенок видел применимость знаний на практике. Часто дети получают знания, а пользоваться ими не могут. А наша цель все-таки другая, – отмечает Светлана Шукшина. – Раскрыв функциональную грамотность, мы вышли на образовательные результаты, выделив и предметные, и метапредметные, и личностные результаты через призму математического развития детей.