Сведения об образовательной организации
Ученые Державинского и МГУ имени М.В. Ломоносова разработали методики обучения иностранному языку на основе искусственного интеллекта
фото © Дарья Годкина

На протяжении нескольких лет ученые Державинского университета совместно с учеными из МГУ имени М.В. Ломоносова работают над совместным проектом по разработке методологии и методик обучения иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта.

– В последние годы искусственный интеллект (ИИ) достаточно динамично ворвался в нашу повседневную жизнь, внося количественные и качественные изменения в различные сферы, включая и образование, – поясняет руководитель проекта д.п.н, профессор Павел Сысоев. – На основе таких технологий ИИ, как машинное обучение, обработка естественного языка, анализ данных, интеллектуальная система обучения и др. создаются инструменты ИИ, которые можно использовать в обучении иностранному языку. Генеративный ИИ позволяет взять на себя многие современные функции преподавателя, например проверку письменных тестов и некоторых видов творческих работ, предоставление обучающимся обратной связи, разработку учебных материалов и т.п., и высвободить время для другой важной и значимой работы. При этом следует специально подчеркнуть, что на современном этапе мы рассматриваем ИИ в триаде «обучающийся – искусственный интеллект – педагог», в рамках которой роль и функции преподавателя не уменьшаются, а, наоборот,  видоизменяются, позволяя создать обучающимся условия для дополнительной иноязычной практики и более эффективного овладения иностранным языком. В ближайшем будущем ИИ станет надежным и верным помощником каждого обучающегося, помогающим ему продолжать обучение по индивидуальной траектории на протяжении всей жизни с учетом его способностей, интересов и потребностей.

 В основу исследования был положен системный подход к изучению лингводидактического потенциала искусственного интеллекта, что позволило ученым  разработать методологические основы обучения иностранному языку в триаде «обучающийся – искусственный интеллект – преподаватель» и практические методики развития иноязычных видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письменной речи), формирования аспектов языка (лексики и грамматики), формирования исследовательских компетенций обучающихся на основе практики с инструментами ИИ. Отличительной особенностью методик заключается включение индивидуальной иноязычной практики обучающихся с конкретным инструментом ИИ в традиционную методику обучения языку. Такой подход к моделированию педагогического процесса позволяет внедрять инновации, не разрушая сложившиеся и доказавшие свою эффективность традиции.

Особое место в перечне исследуемых научным коллективном вопросов занимает использование в ходе языковых элективных курсов инструментов ИИ профессиональной направленности. Например, учащиеся старших классов средних общеобразовательных школ в рамках языкового элективного курса «Введение в юриспруденцию» посредством практики с таким инструментом, как «Genie AI» могут погрузиться в мир будущей профессии юриста, занимающегося составлением международных правовых документов и т.п.   

Внедрение технологий ИИ в образовательный процесс наряду с очевидными преимуществами также несет некоторые риски, связанные с несанкционированным использованием (плагиатом) обучающимися материалов генеративного искусственного интеллекта, кибербезопасностью и другим. Ученые предложили свои методические решения данным проблемам.

Продуктивное и эффективное использование ИИ в образовании возможно исключительно при соответствующей готовности и способности современных преподавателей и учителей грамотно использовать лингводидактический потенциал ИИ в обучении иностранному языку. Именно поэтому одним из аспектов исследования выступает отбор содержания компетенции учителя/преподавателя иностранного языка в области использования технологий ИИ.

Технологии ИИ продолжают стремительно развиваться, создавая новые возможности и новые вызовы, – говорит руководитель проекта д.п.н., профессор Павел Сысоев. –  Получив результаты на современном этапе, мы продолжаем наш проект, гибко и динамично методически реагируя на вызовы времени.

 Результаты проекта опубликованы в специализированном выпуске всероссийского научно-методического журнала «Иностранные языки в школе» (под ред. профессора П.В. Сысоева) (ВАК РФ).

Контакты

8 (800) 200-44-65 бесплатный звонок по России
*4465 бесплатный звонок с сотовых по России
392036, г. Тамбов,
ул. Интернациональная, 33
Приемная комиссия: 8 (4752) 53-22-22