Сведения об образовательной организации

Центр компьютерной безопасности

Создан:

15.05.2007 года, Приказ № 209-а



Регламентирующие документы:




Цели и задачи:


  • разработка системы надежной фильтрации доставляемого пользователю контента;
  • защита компьютерных систем различных классов защищенности;
  • продвижение инновационных технологий обучения, продуктов и услуг в востребованных обществом областях знаний.


Сотрудники:


  • кандидат физико-математических наук, доцент Лопатин Д.В.;
  • старший преподаватель Чиркин Е.С.;
  • лаборант Пузанова Я.М..



Достижения:


Проведен анализ компьютерной грамотности, мониторинг восприятия и реакции пользователей на угрозы инфокоммуникационного характера. Из результатов исследования видно, что у респондентов всех возрастных групп низкий уровень информационной культуры в области компьютерной безопасности, они не способны противодействовать современным информационно-коммуникационным угрозам.


Проведен сравнительный анализ алгоритмов поиска информации по ключевым словам и поиска по сходству. Рассмотрены вопросы применимости точных и нечетких алгоритмов поиска к различным категориям нежелательного контента. Проведены исследования по разработке и апробации эффективных методов надежного поиска информации. Апробированы механизмы выделения сущностей нежелательного контента из большого массива текстов. Использовались методы классификации на основе байесовского классификатора и метод опорных векторов. Размечены корпусы нежелательного контента. Полученные экспериментальные данные показали, что, применяя предложенное решение, можно выделить все сущности, сопутствующие искомым языковым единицам.


Разработана система формирования безопасного контента. Предложены варианты модификации веб-страницы с нежелательным контентом для молодежной группы, учитывающие компетенции пользователя. Система построена по клиент-серверной архитектуре и включает в себя клиентскую часть в форме расширения браузера. На стендовом испытании показано, что использование комбинированного подхода к поиску позволяет достичь разумного баланса между быстродействием, ресурсоемкостью, точностью в работе и широтой охвата выделенных категорий нежелательного текстового контента. Разработанные элементы системы могут применяться для блокирования нежелательного контента в образовательных учреждениях, на домашних компьютерах пользователей, быть составной частью поисковых систем и родительского контроля. С помощью профильных словарей систему можно использовать для маркировки контента веб-страниц и сайтов.


Научные исследования, проводимые в Центре, неоднократно поддерживались грантами РФФИ (№ 15-07-08378, № 10-02-007), РГНФ (15-16-68009, 06-12-68005), Администрации Тамбовской области, Президента России, ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники», ВНП «Развитие научного потенциала высшей школы». Ряд студентов стали победителями программы У.М.Н.И.К.



Публикации:


  1. Лопатин Д.В. Система формирования безопасного контента / Д.В. Лопатин, Е.С. Чиркин // Вестник тамбовского университета. Серия: естественные и технические науки, 2017. - Т. 22. Вып. 5. – С. 1133-1137.

  2. Лопатин Д.В. Фонетический алгоритм поиска нежелательного контента / Д.В. Лопатин, Е.С. Чиркин, А.А. Фадеева // Вестник тамбовского университета. Серия: естественные и технические науки, 2017. - Т. 22. Вып. 5. – С. 1138-1141.

  3. Лопатин Д.В. Проблемы обучения школьников безопасному использованию средств ИКТ / Д.В. Лопатин, Н.Л. Королева, М.С.Анурьева, Остапчук К.И., Я.М. Пузанова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, 2017. - Т. 16. Вып. 1. – С. 63-68.

  4. Лопатин Д.В. Проблема безопасности школьников в сети интернет / Д.В. Лопатин, Н.Л. Королева, М.С.Анурьева, Я.М. Пузанова, К.И. Остапчук // Вестник тамбовского университета. Серия: естественные и технические науки, 2017. - Т. 22. Вып. 1. – С. 232-236.

  5. Чиркин Е.С. Подходы к нечеткому поиску нежелательного контента на веб-странице / Е.С. Чиркин, Д.В. Лопатин / Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки, 2016. – Т. 21. № 6.- С. 2358-2365

  6. Лопатин Д.В. Проблема информационно-коммуникационных угроз в регионе / Д.В. Лопатин, М.С. Анурьева, К.И.Остапчук, Е.А. Ерёмина, Я.М. Пузанова, И.А. Житенева // Региональная информатика и информационная безопасность. Сборник трудов. Выпуск 2 / СПОИСУ. – СПб., 2016. С.112-116

  7. Лопатин Д.В. Динамика угроз информационно-коммуникационного характера в молодежной группе / Д.В. Лопатин, Н.Л. Королева, М.С. Анурьева, М.В. Лопатина, Ю.В. Калинина, И.А. Житенёва, В.О. Кириллова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки, 2016. – Т. 21. № 1.- С. 154-160

  8. Лопатин Д.В. Модификация нежелательного контента / Д.В. Лопатин, Е.С. Чиркин, И.Э. Стрекалов, И.А. Житенёва, В.О. Кириллова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки, 2016 - Т. 21. № 1.- С. 161-164.

  9. Лопатин Д.В. Простой механизм поиска негативного контента / Д.В. Лопатин, А.А. Новиков, И.Э. Стрекалов, М.В. Лопатина, Ю.В. Калинина, И.А. Житенева // Вестник Тамбовского университета. Серия естественные и технические науки, 2015. – Т. 20. Вып. 2. – С. 457-461.

  10. Лопатин Д.В., Чиркин Е.С. Центр компьютерной безопасности – точка профессионального роста выпускников вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, Т. 67, Вып. 11, 2008, С. 45-51.



Перспективы развития:


Научное направление «Гуманитарные аспекты информационной безопасности». Сотрудники Центра проводят мониторинг угроз инфокоммуникационного характера и методов их блокирования, анализ компьютерной грамотности населения (более 7000 респондентов). Ведутся исследования, направленные на развитие навыков практической безопасности пользователей (системы анкетирования в реальном времени, веб-порталы, учебные пособия, виртуальные тренажеры, анализ зарубежного опыта).


Научное направление «Системы безопасной доставки контента». Решением проблем практической безопасности может стать создание системы надежной фильтрации доставляемого пользователю контента. Проводятся исследования механизмов детектирования негативного контента. Разрабатываются новые методы поиска осмысленной текстовой информации, основанные на нечетких и фонетических подходах. Решаются задачи, связанные с созданием и сопровождением систем комфортной для пользователей доставки безопасной информации.


На базе Центра компьютерной безопасности активно ведется научно-исследовательская работа студентов всех курсов, обучающихся на направлениях подготовки “Информационная безопасность” и “Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере”



Мероприятия:


Международная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы информатики и информационных технологий», секция «Компьютерная безопасность».


Фестиваль науки в рамках работы Делового центра Международной Покровской ярмарки.


Научно-исследовательский семинар для магистрантов «Безопасные информационные технологии».


Научно-исследовательский семинар для студентов «Механизмы детектирования негативного контента».



Услуги:


  • образовательные семинары и тренинги;

  • курсы повышения квалификации;

  • разработка информационных ресурсов, имеющие высокую степень защиты контента и авторских прав;

  • разработка систем блокирования нежелательного контента (поисковые системы и родительский контроль);

  • маркировки контента веб-страниц, сайтов, текстов и т.д.



Ресурсы:


Публичная версия системы формирования безопасного контента, позволяющая на основе созданного профиля пользователя, выбранного метода поиска, словаря негативной информации и настроек реакции системы сформировать безопасный контент выбранного текста (веб-страница, веб-сайт), вывести статистические параметры и результаты работы системы.


Автоматизированная система анкетирования, позволяющая получить детальную первичную информацию об актуальном уровне угроз для пользователя, его восприятии проблемы, уровне знаний о последствиях вредоносных информационных воздействий и нежелательного контента, о методах и средствах блокирования деструктивных информационных воздействий.


Сетевое учебное пособие «Безопасность пользователя инфокоммуникационных технологий». Учебный ресурс включает в себя определение и описание типичных угроз инфокоммуникационного характера; методы блокирования и предупреждения угроз информационного характера. Ресурс можно применять для обучения компьютерной грамотности широкого круга пользователей: школьники, студенты, специалисты и руководители.


Электронное учебно-методическое пособие “Безопасные информационно-коммуникационные технологии. Гуманитарный аспект”, ТГУ, 2016.



Контакты:


Телефон: 8 (4752) 72-03-03, добавочный 206


Е-mail: ccs.tmb@ya.ru

Приемная комиссия: 8 (4752) 53-22-22