Сведения об образовательной организации

КРИТЕРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ АВТОДИДАКТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

КРИТЕРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ АВТОДИДАКТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Белова Е.А.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
senpola@rambler.ru 

Стремительное ускорение научно-технического прогресса невольно ставит рамки к развитию потенциала личности человека. Общество нуждается в людях, способных непрерывно расширять свой кругозор, повышать уровень квалификации, саморазвиваться, используя различные новшества науки и техники. Одной из составляющих внедрения новшеств в процесс саморазвития личности является система оценивания эффективности применения вспомогательных средств. Данная система направлена на диагностику начального уровня саморазвития личности и его изменение в процессе использования выбранных средств.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что для оценки эффективности исследуемого процесса на основе использования электронных автодидактических образовательных ресурсов, необходимо применять критериальный подход. Опираясь на педагогический словарь Г.М. Коджаспировой, под критерием будем понимать «признак, на основании которого производится оценка чего-либо». Для выявления критериального набора, присущего нашему исследованию, рассмотрим динамические компоненты (механизмы)  саморазвития личности и выявим их структурные компоненты; на основании полученных результатов выделим критерии оценки эффективности работы каждого структурного компонента.

Работы Н.В. Калининой, Н.Б. Крыловой, Н.В. Слесаренко, П.И. Третьякова, И.А. Шаршова позволили рассмотреть процесс саморазвития личности как иерархическую систему, состоящую из нескольких этапов: 1 этап – «поиск себя», 2 этап – практическая реализация процесса саморазвития личности, 3 этап – максимальное проявление своего потенциала, достижение поставленных целей. К основным механизмам регуляции работы данной системы были отнесены самопознание, самоорганизация, самообразование, самореализация.

На основании теоретических исследований был сделан вывод, что механизмы саморазвития личности имеют идентичные компонентные составляющие, следовательно, процесс саморазвития в свою очередь состоит из аналогичного набора компонент. Таким образом, при разработке критериального аппарата оценки готовности студентов к использованию электронных информационно-образовательных ресурсов с элементами автодидактики в качестве вспомогательного средства саморазвития, необходимо базироваться на мотивационном, информационно-когнитивном, креативно-деятельностном и рефлексивном компонентах.

Опираясь на рассмотренные структурные компоненты,  нами выделено четыре критерия оценки исследуемого процесса.

1. Способность к увеличению мотивационного фона саморазвития личности за счет использования ЭИОР имеет следующие показатели:

a)                потребность студентов в личностном саморазвитии;

b)               активное стремление студентов к личностному саморазвитию;

c)                готовность студентов к личностному саморазвитию.

Под мотивационным фоном будем понимать изменение стадии мотивации от проявления интереса до устойчивой положительной мотивации.

2. Способность к накоплению необходимых знаний для осуществления саморазвития на основе использования ЭИОР раскрывается через следующие показатели:

a)                наличие знаний и опыта, необходимых для формирования и реализации стратегии саморазвития;

b)               наличие знаний о понятии «образовательная траектория» и логике ее построения;

c)                наличие знаний об особенностях использования ЭИОР в процессе саморазвития.

3. Способность к развитию креативно-деятельностных умений содержит следующие показатели:

a)                умение создавать условия для реализации выбранной программы;

b)               умение самостоятельно реализовать личностную программу саморазвития;

c)                умение проявлять творческую активность во время реализации личностной программы саморазвития;

4. Способность к развитию рефлексивных умений включает следующие показатели:

a)                умение подбирать критерии оценки полученных результатов

b)               умение анализировать динамику личностных изменений через соотношение с начальным уровнем саморазвития

c)                умение осуществлять проблемный анализ полученных результатов, выявлять значимые проблемы

Принятые нами критерии и показатели позволяют описать основные уровни саморазвития личности, которые будут сформированы позже на основании выбранных методик для проведения эксперимента.