Сведения об образовательной организации

ПРОБЛЕМА КРИЗИСА ФОТОЖУРНАЛИСТИКИ В РЕГИОНАХ НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЙ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ДЕФОРМАЦИЯ ФОРМ ФОТОПУБЛИКАЦИЙ

Иванов Д.О.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
me4tatell2010@yandex.ru

О кризисе фотожурналистики в профессиональной среде заговорили еще в начале двухтысячных годов. Как раз в это время начинается переход цифровых фотоаппаратов из категории дорогостоящих и профессиональных инструментов для лучших мировых СМИ в категорию товаров массового потребления. Вместе с этим активно развивается сеть интернет. По данным сайта «Эволюция Интернета»,  в 2000 году доступ к сети имели 359 миллионов пользователей, а спустя всего десять лет их число увеличилось до одного миллиарда [6]. Тенденция к росту продолжает сохраняться. Это два фактора сильнейшим образом повлияли на фотографию в целом и на фотожурналистику, как отдельную область использования фотоизображений.

Несомненно, кризис фотожурналистики является системным и глубоко затрагивает все аспекты этого вида массово-информационной деятельности. Однако существование фотожурналистики на просторах всемирной паутины является предметом особого научного интереса. Нередко именно интернет рассматривается в качестве альтернативы или замены традиционным СМИ.  При кажущейся схожести с газетами и журналами (передача текстовой информации и иллюстраций), а так же с телевидением (видеоролики и медиаконтент), Интернет обладает совсем иными механизмами восприятия. Следовательно, и все привычные журналистские жанры и формы подачи материала претерпевают соответствующую деформацию.

В области фотожурналистики процесс оказался достаточно сильным, чтобы стать одним из факторов кризиса. Отмечается, что в рамках отдельно взятой страны кризис фотожурналистики сильнее проявляется на уровне регионов. Это вполне логичное предположение на примере нашей страны в большинстве случаев подтверждается (существуют некоторые успешные региональные сайты и отдельные известные по всей стране фотографы, которые живут и снимают в своем регионе). Чтобы понять особенности протекания кризиса фотожурналистики в целом, следует изучить отдельные части, из которых и будет складываться общая картина.

Рассмотрим формы существования провинциальной фотожурналистики, отметив достоинства и недостатки. Первая и одна из самых часто повторяемых форм публикации новостных фотографий - фоторепортаж (термин употребляется в значении жанра фотожурналистики, а не метода получения снимков). Границы жанров в фотожурналистике трудноопределимы,  поэтому требуется пояснение. Под фоторепортажем подразумевается некоторая последовательность фотографий (часто хронологическая), снятая одним или несколькими авторами во время события. Часто эта форма публикации фотографии появляется под другими названиями: фотоотчет, фотоподборка, фотолента. Данный формат удобен тем, что дает зрителю массив фотографий, который создает достаточно полную картину произошедшего. На снимках отражены все или большая часть значимых моментов события. По фотографиям зритель может восстановить и понять ход события.

Такая форма используется большинством крупных интернет-изданий Тамбова и области: портал Втамбове.ру, информационное агентство (далее – ИА)  Онлайнтамбов, Протамбов.ру, Мое-онлайн, ТМБВ.инфо, а так же региональные страницы федеральных сайтов. Такой формат публикации обеспечивает ресурсам высокую посещаемость страниц новостей, содержащих фоторепортажи. При этом с точки зрения качественной фотожурналистики можно отметить ряд недостатков. Первый из них - тенденция к увеличению количества снимков в подборке. Фотографам требуется делать подборки по 30, 40 и более фотографий. Оперативность при подаче новостей в интернете ставится в особый приоритет. Отсюда необходимость подготовить объемную подборку за несколько часов. Понятно, что качество в этом случае страдает. У авторов нет времени на обработку фотографий (которая могла бы значительно улучшить многие кадры) и продуманный отбор снимков (который бы позволил избавится от смысловых повторов в фотографиях). Кроме того,  некоторые авторы в угоду такой тенденции наполняют подборки неудачными дублями, выкладывая в репортаж почти все, что было на карте памяти фотоаппарата. Примером данной ситуации может послужить материал ИА Онлайнтамбов «В Тамбове отметили Широкую Масленицу» [3]. Он содержит 27 фотографий, причем 11 из них являются повтором одного и того же сюжета «сожжения чучела», а еще 5 повторяют сюжет «толпа зрителей». Больше половины снимков посвящены одинаковым сюжетам. Многие из оставшихся снимков возможно значительно улучшить уточнением рамки кадра.

Второй распространенный формат публикации фотографий - одиночные фото. Традиционная новостная заметка иллюстрируется одним снимком. В фотожурналистики для них существует свое название – single photo или single image. В российской практике часто термин используется без перевода и одиночные снимки называют «синглами». Обычно это самый яркий, заполняющийся момент из события. Часто роль «сингла» выполняет кульминационный момент действия. В идеале отлично сделанный одиночный снимок должен давать зрителю полное впечатление о событии за счет концентрации ключевых моментов в одном кадре. Из-за развития интернета такой формат, пришедший из классической фотографии, считается уходящим, но, тем не менее, часто используется всеми без исключения сайтами Тамбова и области. Однако часто вместо самодостаточного снимка зритель может встречать в качестве одиночного снимка просто одну фотографию по теме. Например, если в материале идет речь о краже, то это может быть просто фото наручников. Если речь идет о благоустройстве - фото центральной площади города. Примером может стать основной поток новостных заметом на региональных информационных сайтах. Фотография в таком случае играет лишь функцию визуального подкрепления процессов восприятия текста. Сила эмоционального воздействия на зрителя значительно снижена. Причины данного явления вполне объяснимы: многие сайты не имеют ни собственного большого архива, ни возможности пользоваться фотобанками крупных агентств. Недостаток качественных одиночных снимков по основным темам приводит к необходимости использовать менее удачные кадры по подходящим темам.

Переходная форма от одиночного фото к фоторепортажу - иллюстрации из двух-трех снимков. Такой подход сочетает в некоторой степени достоинства двух способов подачи фотоматериала. От фоторепортажа здесь присутствует хронологичность и развитие действия. В трех кадрах возможно рассказать мини-историю, если воплотить в снимках классические завязку, кульминацию и развязку. От одиночного фото формат наследует насыщенность каждого отдельного кадра. Чтобы донести до зрителя максимум информации снимки должны иметь хорошо проработанную смысловую основу, быть характерными, понятными и легко считываемыми. Вместе с достоинствами обозначенный формат наследует и недостатки: снимки могут быть вариациями одного и того же сюжета, либо не иметь достаточной концентрации события. Часто новость иллюстрируется двумя-тремя фотографиями, если редакция не имела возможности послать на мероприятие фотографа и использует снимки из открытых источников, либо с сайтов пресс-служб. В таком случае скопление снимков играет лишь роль имитации репортажа для удержания пользователя на странице новости.

Последняя из основных форм публикации фотографий - фотоистория (подборка снимков по определенной теме, которые выстроена не по принципу хронологии, а по логике, которую определяет автор, рассказывая историю в фотографиях). Фотоистория как жанр не отличается оперативностью и, следовательно, оставляет простор для более тщательной подготовки (в сравнении с фоторепортажем). Основное отличие - аналитическое построение подборки снимков. На просторах тамбовского сегмента Рунета фотоистории можно встретить как иллюстрации к проблемным материалам, например:

  • Сохранит ли Тамбов свой исторический облик?, Портал ВТамбове.ру [1]
  • Жизнь без преград (материал о Валерии Переславцеве - победителе многих соревнования по танцам на колясках), Тамбовский областной портал [4]

 

 

Либо как рассказ о путешествии или новом явлении. Фотоистории редко публикуются на тамбовских сайтах. Данная форма публикации фотографии является интересным для зрителя, но для редакций производство фотоисторий невыгодно из-за невысокой оперативности и трудностей с продолжительной разработкой одной темы.

Изучив основные формы существования и распространения фотоматериалов на страницах интернет-изданий Тамбова и Тамбовской области, мы можем сделать вывод о том, что одна из основных проблем - недостаток времени. Работа в Интернете требуется оперативности. Этот фактор сильно влияет на качественный уровень публикуемых работ. Многие сайты федерального уровня имеют в штате дизайнеров и бильдредакторов, которые занимаются профессиональной обработкой и отбором снимков. Региональные новостные сайты часто таких возможностей лишены. Таким образом, недостаток персонала, времени и экономических ресурсов значительно снижает качество публикуемых снимков, при этом традиционные формы публикации фотографий на интернет-страницах претерпевают значительные изменения в худшую сторону.

 

Список литературы:

 

  1. Втамбове – Сохранит ли Тамбов свой исторический облик? [Электронный ресурс]. - URL: http://vtambove.ru/news/freetime/33999/ (дата обращения: 15.03.2013)
  2. Лекции по фотожурналистике - Грация Нери [Электронный ресурс]. - URL: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:z7RLHEe_zJAJ:www.photographer.ru/cult/practice/400.htm+&cd=6&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (дата обращения: 15.03.2013)
  3. Онлайнтамбов - В Тамбове отметили Широкую Масленицу[Электронный ресурс]. - URL: http://www.onlinetambov.ru/topics-of-the-day/index.php?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=854740&sphrase_id=4386 (дата обращения: 15.03.2013)
  4. ТОП 68 – Жизнь без преград [Электронный ресурс]. - URL: http://www.top68.ru/society/zhizn-bez-pregrad-23577 (дата обращения: 15.03.2013)
  5. Фотожурналистика/MEDIAШКОЛА [Электронный ресурс]. - URL: http://www.multijur.ru/tag/fotozhurnalistika (дата обращения: 15.03.2013)
  6. Эволюция интернета [Электронный ресурс]. - URL: http://www.evolutionoftheweb.com/ (дата обращения: 15.03.2013)
  7. Подробнее о модернизации и медиатизации в региональном аспекте см.: Чернов А.В. Медиа в «модернизационном дискурсе»: модернизация или медиатизация // Развитие русскоязычного медиапространства: коммуникационные и этнические проблемы: Материалы Международной научно-практической конференции. М., 2013. - С. 186-190;  Чернов А.В. Медиасоставляющая в структуре социального капитала региона// Социальный капитал как ресурс модернизации в регионе: проблемы формирования и измерения. - Череповец. ЧГУ, 2012. - С. 37-44.
   
Разделы