Сведения об образовательной организации

ОРГАНИЗАЦИЯ ШОУ-ПРОГРАММ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ШОУ-ПРОГРАММ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

И.А.Ерохина

В.В.Петрова

На современном этапе развития государства, одним из значимых вопросов остается проблема изучения организации и проведения  шоу-программ для подростковс использованием методов социально-культурной реабилитации в учреждениях социально-культурной сферы. Исследование эволюции шоу-программ, особенностей формирования и становления их разновидностей позволяет проследить не только закономерности особенностей режиссуры, но и социокультурную ситуацию в целом. Шоу-программы способствуют устранению явлений культурного и социального отторжения, налаживанию диалога между различными культурами, между поколениями, рождению новых талантов в молодежной среде. Они служат весьма эффективным средством поддержки тех слоев населения, которые нуждаются в различных видах реабилитации.

В России процесс производства качественных (не только в техническом, но и в морально-этическом отношении) шоу-программ еще не налажен. Общество продолжает относиться к ним предвзято, считая, что шоу-программы выполняют только гедонистическую функцию. Однако, совершенно очевидно, что зрелище - один из важнейших компонентов образовательной среды, необходимый для культурного воспитания подростков. Полноценное развитие подростков и их интеграция в обществе невозможны вне культуры и здесь большая роль отводится зрелищам, как фактору, способствующему формированию художественных и творческих интересов подростков.[1,с.14]

Шоу-программы по своей природе являются непрерывно развивающимися формами культурно-досуговой деятельности. Их динамика представляет собой непрерывный процесс перехода от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему. Это состояние формируется и поддерживается как внутренними закономерностями развития культурно-развлекательной деятельности, так и общими тенденциями развития культуры общества и мировой культурной цивилизации. [2,с.10]

Важное значение для  исследования данной проблемы имеют работы таких авторов, как Л. Г. Анцыферовой, Н. К. Баклановой,  В. И. Черниченко, Л. С. Зориловой,  Ю. А. Стрельцова, П. А. Черватюка,  Ю.Д. Красильникова,  А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова и других авторов, рассматривающих проблему развития личности подростка под воздействием шоу-программ.

Процесс создания шоу-программы имеет собственную методику и технологию, определенные этапы и последовательность. Работу над сценарием следует начинать с определения темы и идеи, необходимо знать и точно понимать возможности каждого выразительного средства, уметь использовать возможности методов социально-культурной реабилитации, так как каждая шоу-программа содержит в себе элементы таких методов как  игротерапия, метод театрализации  и другие методы.

При организации и проведении шоу – программ для подростков следует выделить ряд методов, связанных с социально-культурной реабилитацией:

  • метод игрового тренинга (направленный на развитие знаний, социальных установок, умения и опыта в области межличностного общения);
  • метод театрализации (основан на множестве сюжетов и социальных ролей);
  • метод состязательности (требует мобилизации всех усилий участников);
  • метод равноправных партнерских отношений (основан на учете чувств, переживании, эмоции и интересов другого человека);
  • метод импровизации (привнесение в мероприятие своего творческого начала).[3,с.46]

Важнейшей особенностью предложенных методов в шоу- программах является то, что они неназидательно (ненасильственно) способствуют ведению диалога с внутренним миром подростка через чувство свободы и ощущение положительного переживания, освобождения души от напряженности на волне сопереживания, сострадания, внутреннего просветления.

На основе личного опыта  участия  в  организации и проведении театрализованных шоу-программ, можно сказать о том, театральные представления становится  для детей и подростков средством психокоррекции, мощным биологическим и эмоциональным стимулятором. Подростки и дети, которых привыкли воспринимать лишь как объект социальной защиты, могут на театральных подмостках создавать большое чудо перевоплощения. Театрализованные шоу-программы являются  инновационной формой социокультурной реабилитации. Шоу-программы по своей природе объединяют в себе много других видов искусств, а это способствует многогранному развитию участников.  Работа  специалистов, организующих театрализованные шоу-программы, должна быть направлена не только на реабилитационные процессы, но и на решение проблем обучения, интеграции в общество, адаптации и самореализации подростков с особенностями психофизического и интеллектуального развития.

Рассматривая проблему,  мы выяснили, что мероприятия с элементами той или иной шоу-программы помогают раскрыться не только детской, но также и подростковой аудитории.  Нами было проведено множество  мероприятий, мастер-классов, тренингов в которых  использовались методы социально-культурной реабилитации, и на собственном опыте мы убедилась, как проведение шоу-программы  с использованием методов социально-культурной реабилитации  помогают подросткам, влияют на них. Данный опыт помог нам  понять, что для написания научных работ, сценариев и других методических материалов, необходимо учитывать какое влияние окажет на подростка та или иная шоу-программа, тот или иной метод социально-культурной реабилитации.

В своей работе с подростками  мы определили, что  с помощью шоу-программ можно разрешать многие жизненные проблемы. Отработанные через призму образности, в реальной жизни они покажутся легче. Мероприятие  с элементами шоу программ способствует адаптации подростков, их самореализации. Обычно ограниченный в общении и понимании, подросток может с помощью участия в шоу-программах выражать свои чувства, постигать мир на высоком обменно-информационном уровне, участвовать в культурной жизни общества.Среди  множества методов социально-культурной реабилитации, используемых в шоу-программах, можно выделить  метод игротерапии  и анимационной терапии, которые демонстрируют продуктивную социально-культурную деятельность среди подростков. Игровая и анимационная терапия способствуют созданию близких отношений и развитию общения, снимают напряженность, тревогу и страх, повышают самооценку подростка.

На основании вышеизложенного, нами предложено несколько рекомендаций, которые необходимо учитывать при организации шоу-программ для подростков с использованием методов социально-культурной реабилитации:

- учитывать возрастные, индивидуально-личностные особенности подростка при организации и проведении той или иной шоу-программы;

- использование различных диагностических методик   для выявления наиболее подходящего метода социально-культурной реабилитации для каждого подростка при организации шоу-программ;

- активное привлечение ближайшего социального окружения подростка к участию в шоу-программах с использованием методов социально-культурной реабилитации.

В перспективе работы мы планируем реализацию следующих идей:

- разработать и экспериментально апробировать технологические механизмы создания и реализации шоу-программ для подростков с использованием  современных методов социально-культурной реабилитации;

- выявить особенности организации шоу-программ для подростков на региональном уровне и разработать ряд методических программ для специалистов социально-культурной сферы;

- организовать и провести обучающие мастер-классы и тренинги  для родителей подростков;

- провести круглый стол по проблемам организации  шоу-программ для подростков для студентов специальности  «Социально-культурная деятельность»;

Предложенные нами рекомендации по организации шоу-программ для подростков с использованием методов социально-культурной реабилитации, можно использовать в полном или частичном объеме в работе специалистов, осуществляющих  мероприятие для повышения уровня социализации, адаптации подростков.

Таким образом, рассматривая проблему организации шоу-программ для подростков с использованием методов социально-культурной реабилитации, можно отметить, что  необходимо  выработать конкретные методические рекомендации для  специалистов социально-культурной сферы в  применении тех или иных методов  социально-культурной реабилитации на практике в организации шоу-программ для подростков. А также активно вовлекать  подростков к участию в различных представлениях, зрелищах, мероприятиях с элементами шоу-программ. Возникшее многообразие шоу-программ  далеко не всегда приводит к качественному обогащению форм и содержания  досуга подростков, поэтому необходима координация действий множества  структур, участвующих в реабилитационной работе среди подростков.

 Литература

  1. Агеев Б. Раздумья о реабилитации.//Наша жизнь.-N5.-1989.14с.
  2. Павлов М. А. Особенности организации шоу программ на региональном уровне / М. А. Павлов // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности. Сборник научных трудов кафедры социально-культурной деятельности ТГУ им Г. Р. Державина Вып. 2 / Отв. ред. Е.И Григорьева - Тамбов Першина, 2006 -  183с.
  3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1994. - 223 с.
Разделы