Сведения об образовательной организации

Психология субъекта в изменяющемся мире

Ведущее научное направление


Руководитель


Уваров Евгений Алексеевич, доктор психологических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования, член Профессиональной психотерапевтической лиги.


Научная деятельность Уварова Е.А. началась в 1985 г на кафедре физиологии ТГПИ им. ордена Знак Почета. В 1990 году он поступил в очную аспирантуру Московского педагогического университета, которую успешно закончил, защитив кандидатскую диссертацию по педагогике.


В последующем научную и педагогическую деятельность Е.А.Уваров продолжил в Тамбовском государственном университете им. Г.Р.Державина в должности доцента кафедры психологии, декана факультета психологии, проректора по учебной работе.


В 2007 году в Санкт-Петербургском университете физической культуры и спорта им. П.Ф.Лесгафта на кафедре психологии Е.А.Уваров успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Психология самоорганизации личности как субъекта двигательной деятельности».



Дата открытия


2010 год


Коды ГРНТИ


15.41.21



Основной состав научного направления


Количественный состав научного направления: В настоящее время коллектив научного направления состоит из девяти человек, включая аспирантов. Основной научно-педагогический состав направления представлен высококвалифицированными исследователями в области психологии, социальной педагогики и педагогики
Основной состав научного направления: Дорожкина О.А., доктор педагогических наук, профессор, Смолярчук И.В., кандидат психологических наук, доцент, Толстошеина В.М., кандидат психологических наук, доцент, Егорова Л.Х., кандидат педагогических наук, доцент, Левчук С.В., кандидат педагогических наук, доцент.



Защиты диссертаций


Рябова М.Г. «Смыслообразование в системе саморегуляции лиц с алкогольной зависимостью с различным уровнем субъективного контроля»;
Сова И.А. «Смысловая саморегуляция и ее влияние на личностную устойчивость субъекта в кризисных ситуациях»;
Гужва О.Г. «Психологическое содержание субъектной активности студентов»;
Выгузова Н.Ю. «Индивидуально-психологические условия развития активности субъекта в процессе профессионального обучения»;
Левчук С.В. «Социально-педагогическая поддержка ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних»



Описание деятельности научного направления


Исследовательская программа, основные концепции, а также методы и технологии, включенные в научное направление, базируются на следующих теоретико-методологических положениях.


Современное общество находится в ситуации исторической бифуркации, которая характеризуется эпохальным кризисом практически всех аспектов жизнедеятельности человека. Исходя из этого, для научного направления первостепенным является выделение ключевых задач, решение которых даст возможность человеку придти к состоянию аутентичности и личностной устойчивости.


Результаты многочисленных исследований привели нас к выводу, что сфера применимости теоретико-методологических основ традиционной психологии, описывающей статичного, предсказуемого человека в системе устоявшихся, раз и навсегда заданных условий существования, все более сужается. Как следствие необходима принципиально новая психология, психология «изменяющегося человека в изменяющемся мире». При всем многообразии предлагаемых путей и средств выхода из кризисной ситуации существования индивида, необходимо усиление значимости самого человека, опора на его внутренний потенциал, но уже на новом стадиальном уровне развития личности, с новыми смысловыми и ценностными установками, отвечающими современным требованиям.


Опираясь на такой теоретический посыл, исследовательское направление ориентировано не только на изучение причинной обусловленности кризисного состояния человека или анализ наблюдаемых психологических последствий, но, что представляется более существенным, на условия и механизмы самоорганизации современной личности.


При детальном теоретико-методологическом изучении вопроса, мы приходим к выводу, что в качестве ведущего условия преодоления кризисного состояния необходимо выстраивание целостного жизненного пространства индивида, направленного на перспективу эффективного развития.


Другой аспект наших исследований исходит из признания причинно-следственных связей жизненного кризиса и экзистенциального вакуума, в котором находится современный человек. Более того, по мнению исследователей, многие формы экзистенциальной патологии и личностных девиаций индивида проистекают из крушения смысла жизни. Это говорит о «смысле» как интегральной основе личности. Вне всякого сомнения, для эффективного функционирования человека необходимо, в первую очередь, перестраивать его смысловую сферу, являющуюся особым образом организованной совокупностью смысловых образований и связей между ними.


Исходя из сказанного, наше научное направление направлено на изучение психологии изменяющегося человека в кризисный период. Особое внимание при формулировании научных задач уделяется изучению психологических условий выхода из жизненного кризиса, среди которых ориентация на перспективу будущего занимает значимое место.


Мы доказываем, что феномен смыслообразования является особой психологической реальностью и выступает организующим началом, которое позволяет субъекту выстраивать жизненное пространство. Поэтому ориентация на поиск смысла как основную жизненную потребность способствует эффективному саморазвитию субъекта, его структурной и содержательной устойчивости, упорядоченности целей, временной перспективы и ценностей.



Организация конференций, симпозиумов, научных семинаров


В рамках функционирования научного направления на базе ТГУ им. Г.Р.Державина систематически проводятся Международная научно-практическая конференция «Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций», международный семинар «Человек в мире. Мир в человеке».