Сведения об образовательной организации

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Левина О.И.
Россия, Мезенский педагогический колледж
olgalevina1811@yandex.ru

Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одна из них – проектная работа. В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником его считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952), хотя в своих работах он не использовал термина «проект».

Идеи проектного обучения появились в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Большое внимание методу проектов уделяли С.Т. Шацкий, В. Петрова, Н.К. Крупская, Б.В. Игнатьев, В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности обучающихся и будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их для решения практических задач.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Суть понятия «Проект» - это прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Результат этой работы можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения [1].

В основе проекта лежит какая-либо проблема. Что бы ее решить, обучающимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных и достаточных для решения данной проблемы знаний. Кроме того, обучающиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К интеллектуальным можно отнести умение работать со специальной информацией, с аутентичным текстом, анализировать, делать обобщения, выводы. К творческим умениям можно отнести, прежде всего, умение генерировать идеи, находить не одно, а много вариантов решения проблемы, прогнозировать последствия. К коммуникативным умениям относятся умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение лаконично излагать свою мысль; умение находить компромисс с собеседником и т.п.

Основные требования к проекту.

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы-задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения различных праздников в немецко-говорящих странах; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи; проблема свободного времени у молодежи; проблема отношений между поколениями; проблема обучения).

2.Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры и т. д.)

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;

4.Структуирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных знаний, данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защита проекта и т.п.)

Исходя из этого, можно определить этапы разработки структуры проекта и его проведения:

1) Представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

2) Выдвижение гипотез решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;

3) Обсуждение и обоснование методов проверки принятых гипотез в малых группах, возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;

4) Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

5) Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.

По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы); средней продолжительности (один-два месяца) и долгосрочными (до года).

Существуют следующие виды проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные.

Исследовательские проекты. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования, актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Структура приближена к научному исследованию или полностью совпадает с ним. Все, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения.

Творческие проекты.Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой групповой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (газета, сочинение, видеофильм, драматизация, ролевая игра и т.д.). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Это может быть фантастика. Оформление результатов проектов требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматургии, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д. [2].

Ролево–игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемого проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево–игровая.

Информационные проекты. Этот тип проектов направлен на сбор информации, о каком- либо объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследования, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта; предмет информационного поиска; источники информации (средства СМИ, интервью, анкетирование, проведение «мозговой атаки» и т.п.); способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и т.п.); презентация (публикация, в том числе и сети интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников: документ, созданный на основе полученных результатов исследований по экологии, биологии, агрохимии, истории, литературы и др.; программа действий; рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе; проект закона; справочный материал; словарь, например, обиходной школьной лексики; дизайн дома, квартиры, учебного кабинета; проект школьного зимнего сада и т.д.

Использование проектной методики в процессе обучения позволяет применять речевые навыки и умения на практике. Выполнения заданий проекта выходят за рамки урока и требуют много времени, но такие усилия оправдывают себя, так как при этом повышается мотивация обучающихся при изучении иностранного языка, ведь  занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на их практические действия, затрагивая эмоциональную сферу обучающихся.

Можно выделить следующие преимущества использования проектов:

  • учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию, в том числе лингвистическую, не только из учебников, но и из других источников [3];
  • в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в  ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется; вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;
  • в проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося: здесь, прежде всего, учитывается интерес, жизненный опыт и индивидуальные способности;
  • усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;
  • совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио и видео запись, оформить альбом, стенгазету, выставку, организовать вечер для родителей, одноклассников. Форму презентации (репортаж, сообщение, ролевая игра, викторина, концерт, дискуссия и т.д.) и документации учащиеся выбирают сами. 

Литература

  1. Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике // Иностранные языки в школе. 2002. №1. С.18-20.
  2. Верютина А.Б. Методы повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2013. №10. С.26-31.
  3. Филипенко М.В. Проектная деятельность на основе компьютерного перевода // Иностранные языки в школе. 2012. №5. С.30-34.
Разделы