Сведения об образовательной организации

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Е.М. Каширская
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
ekaterina.kaschirsckaja@yandex.ru

Преступность несовершеннолетних одна из проблем социальной работы, которая требует решения.  Прежде чем рассматривать сущность социальной защиты  прав подростков делинквентного поведения как направления социальной работы, необходимо выявить понятие социальной работы с позиций разных исследователей.

П.Д.Павленок отмечает, что социальная работа – научная, учебная и практическая деятельность, направленная на выработку и теоретическую систематизацию знаний и умений, их передачу и усвоение с целью решения проблем удовлетворения специально-ориентированных и личностных  потребностей и интересов, различных социально-уязвимых, групп населения, создания условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей групп отдельных личностей к социальному функционированию[6, 58].

По мнению В.И.Жукова, социальная работа - специфическое общественное явление, вид социальной деятельности, направленный на содействие людям, социальным группам в решении социальных проблем посредством поддержки, защиты, помощи, обслуживания, коррекции и реабилитации [4, с.425-426].

С позиций Л.Г.Гусляковой социальная работа – осуществляемая профессионально подготовленным специалистом деятельность по оказанию помощи людям, нуждающимся в ней, находящимся в конфликте с законом и обществом, неспособным без посторенней помощи решать свои жизненные проблемы:  личностные, семейные, групповые, производственные [2, с.13].

Социальная работа – профессиональная деятельность по оказанию помощи инвалидам, группам, общинам в целях усиления или возрождения их способности к социальному функционированию и создания для этого благоприятных общественных условий.

Е.И.Холостова отмечает, что социальная работа – специфическая  государственного и негосударственного воздействия на людей с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня их жизни, оказания индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц [9, с.41].

С позиций Н.С. Данакина, социальная работа – область профессиональной практики по содействию людям в решении их личностных проблем [3,с. 11].

В нашем исследовании мы будем придерживаться определения социальной работы с позиций Л.Г.Гусляковой, которая пишет о социальной работе как о людях, находящихся в конфликте с законом.

Исследователь в области социальной работы, Е.И. Холостова  рассматривает одно из направлений социальной работы – социальную защиту прав несовершеннолетних – правонарушителей во  взаимосвязи  социальной работы и социальной юстиции. Поэтому социальная защита прав несовершеннолетних – правонарушителей как направление социальной работы нацелена на восстановление разрушающихся у несовершеннолетнего позитивных связей с миром.

Вообще, защита прав ребенка  – охрана его  законных интересов и представлений. Интересы ребенка – жизненно важные потребности ребенка, удовлетворение которых необходимо для его нормальной жизни и всестороннего развития [1,с.156].

Под правой защитой прав ребенка следует понимать совокупность нормативно-правовых актов, обеспечивающих право ребенка на рождение и его благополучное социальной развитие [1,с. 44].

Одним из приоритетных направлений социальной политики сегодня является защита детства. Под защитой детства исследователи – правоведы понимают систему мер государства, обеспечивающую охрану законных прав и интересов детей на основе нормативных документов, которые определяют правовое положение несовершеннолетних в различных сферах общественных отношений: административных, образовательных, трудовых, социальной защиты и обеспечения, опеки и попечительства [1, с.156].

Социальная защита, являющаяся  одним  из направлений социальной работы, выступает как система приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органов управления всех уровней, иных институтов, а также система социальных служб, призванных обеспечить определенный уровень социальной защищенности, помогающих достичь социально-приемлемого уровня жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития [7,с. 37-38].

Одним из актуальных направлений современной  социальной работы выступает социальная защита прав несовершеннолетних - правонарушителей. Исследователь социальной работы  Е.И. Холостова рассматривает социальную защиту прав подростков – делинквентов как направление социальной работы, взаимосвязанное и взаимодействующее с ювенальной юстицией.

Е.И. Холостова выделяет несколько направлений  взаимодействия социальной работы и ювенальной юстиции:

1.Деятельность по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних   (уличная социальная работа).

2.Реабилитационные мероприятия в отношении несовершеннолетних и их семей.

3.Социальный патронаж несовершеннолетних и их семей [8,с. 209].

Одним из  направлений  социальной защиты прав  несовершеннолетних – правонарушителей Е.И. Холостовой  выделяется  деятельность социального работника при суде. Исследователь  отмечает, что эта деятельность  основывается на принципах законности, индивидуального подхода, демократизма, гуманного отношения с несовершеннолетним. Но пока данная система находится только на стадии формирования

Л.М.  Карнозова полагает, что проблемы, существующие в современной российской системе наказания несовершеннолетних и осознание необходимости реформирования этой системы вывели на первый план создание отдельной отрасли работы с несовершеннолетними правонарушителями – социальной защиты прав несовершеннолетних правонарушителей [5, с.41].

Возможным решением проблем является ювенальная юстиция.

Ювенальная юстиция (в узком смысле) – система специальных органов отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, совершивших преступление, система специальных правил, применяемых к ним.

В широком смысле ювенальная юстиция – система органов, осуществляющих деятельность по защите прав, свобод и законных интересов несовершеннолетнего, в связи с нарушением действующего  законодательства в данной области [1, с.164].

Особую роль в сфере ювенальной юстиции играет социальная работа. Можно выделить несколько направлений взаимодействия социальной работы и ювенальной юстиции.

 Прежде всего, это деятельность по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Работа с семьями группы риска, имеющими детей, с общественностью, деятельность по объединению усилий различных социальных институтов в плане профилактики правонарушений среди несовершеннолетних – это задачи, как социальной работы, так и ювенальной юстиции.

Вторым направлением являются реабилитационные мероприятия в отношении несовершеннолетних и их семей, позволяющие создать условия для формирования социально приемлемого поведения как самого несовершеннолетнего, так если это необходимо и членов его семьи.

Третьим направлением является патронаж несовершеннолетних и их семей, связанный с контролем развития внутрисемейных отношений, поведения и окружения несовершеннолетних, выполнения взятых на себя обязательств самим несовершеннолетним или членами его семьи.

Таким образом, социальная защита прав подростков делинквентного поведения рассматривается нами как деятельность по оказанию помощи несовершеннолетним – правонарушителям, находящимся в конфликте с законом и обществом, которые не могут решить свои жизненные проблемы самостоятельно. Ювенальная юстиция представляет собой систему органов, осуществляющих деятельность по защите прав, свобод и законных интересов несовершеннолетнего, в связи с нарушением действующего  законодательства в данной области.

Литература

1. Ветошкин С.А. Ювенальное право: Учеб. Пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. Проф. - пед. ун-та, 2008.

2. Гуслякова Л. Г. Современное состояние и  проблемы исследования теории социальной работы// Отечественный журнал социальной работы, 2002. № 2. С. 11 – 15.

3. Данакин Н.С. Теория и методика социальной работы. М., 1991.

4. Жуков В.И. теория социальной работы. М.: Изд-во РГСУ, 2011.

5. Карнозова Л.М. Ювенальная юстиция: содержание понятия и перспективы в России//Вопросы ювенальной юстиции. № 3. М.: Юрист, 2007. С. 39 – 63.

6. Павленок П.Д. Основы социальной работы. М., 2004.

7. Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы. М., 2007.

8. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. Учебное пособие. М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

9. Холостова Е.И. Теория социальной работы. М., 1999.

Разделы