СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Е.М. Каширская
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
ekaterina.kaschirsckaja@yandex.ru
Преступность несовершеннолетних одна из проблем социальной работы, которая требует решения. Прежде чем рассматривать сущность социальной защиты прав подростков делинквентного поведения как направления социальной работы, необходимо выявить понятие социальной работы с позиций разных исследователей.
П.Д.Павленок отмечает, что социальная работа – научная, учебная и практическая деятельность, направленная на выработку и теоретическую систематизацию знаний и умений, их передачу и усвоение с целью решения проблем удовлетворения специально-ориентированных и личностных потребностей и интересов, различных социально-уязвимых, групп населения, создания условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей групп отдельных личностей к социальному функционированию[6, 58].
По мнению В.И.Жукова, социальная работа - специфическое общественное явление, вид социальной деятельности, направленный на содействие людям, социальным группам в решении социальных проблем посредством поддержки, защиты, помощи, обслуживания, коррекции и реабилитации [4, с.425-426].
С позиций Л.Г.Гусляковой социальная работа – осуществляемая профессионально подготовленным специалистом деятельность по оказанию помощи людям, нуждающимся в ней, находящимся в конфликте с законом и обществом, неспособным без посторенней помощи решать свои жизненные проблемы: личностные, семейные, групповые, производственные [2, с.13].
Социальная работа – профессиональная деятельность по оказанию помощи инвалидам, группам, общинам в целях усиления или возрождения их способности к социальному функционированию и создания для этого благоприятных общественных условий.
Е.И.Холостова отмечает, что социальная работа – специфическая государственного и негосударственного воздействия на людей с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня их жизни, оказания индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц [9, с.41].
С позиций Н.С. Данакина, социальная работа – область профессиональной практики по содействию людям в решении их личностных проблем [3,с. 11].
В нашем исследовании мы будем придерживаться определения социальной работы с позиций Л.Г.Гусляковой, которая пишет о социальной работе как о людях, находящихся в конфликте с законом.
Исследователь в области социальной работы, Е.И. Холостова рассматривает одно из направлений социальной работы – социальную защиту прав несовершеннолетних – правонарушителей во взаимосвязи социальной работы и социальной юстиции. Поэтому социальная защита прав несовершеннолетних – правонарушителей как направление социальной работы нацелена на восстановление разрушающихся у несовершеннолетнего позитивных связей с миром.
Вообще, защита прав ребенка – охрана его законных интересов и представлений. Интересы ребенка – жизненно важные потребности ребенка, удовлетворение которых необходимо для его нормальной жизни и всестороннего развития [1,с.156].
Под правой защитой прав ребенка следует понимать совокупность нормативно-правовых актов, обеспечивающих право ребенка на рождение и его благополучное социальной развитие [1,с. 44].
Одним из приоритетных направлений социальной политики сегодня является защита детства. Под защитой детства исследователи – правоведы понимают систему мер государства, обеспечивающую охрану законных прав и интересов детей на основе нормативных документов, которые определяют правовое положение несовершеннолетних в различных сферах общественных отношений: административных, образовательных, трудовых, социальной защиты и обеспечения, опеки и попечительства [1, с.156].
Социальная защита, являющаяся одним из направлений социальной работы, выступает как система приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органов управления всех уровней, иных институтов, а также система социальных служб, призванных обеспечить определенный уровень социальной защищенности, помогающих достичь социально-приемлемого уровня жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития [7,с. 37-38].
Одним из актуальных направлений современной социальной работы выступает социальная защита прав несовершеннолетних - правонарушителей. Исследователь социальной работы Е.И. Холостова рассматривает социальную защиту прав подростков – делинквентов как направление социальной работы, взаимосвязанное и взаимодействующее с ювенальной юстицией.
Е.И. Холостова выделяет несколько направлений взаимодействия социальной работы и ювенальной юстиции:
1.Деятельность по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (уличная социальная работа).
2.Реабилитационные мероприятия в отношении несовершеннолетних и их семей.
3.Социальный патронаж несовершеннолетних и их семей [8,с. 209].
Одним из направлений социальной защиты прав несовершеннолетних – правонарушителей Е.И. Холостовой выделяется деятельность социального работника при суде. Исследователь отмечает, что эта деятельность основывается на принципах законности, индивидуального подхода, демократизма, гуманного отношения с несовершеннолетним. Но пока данная система находится только на стадии формирования.
Л.М. Карнозова полагает, что проблемы, существующие в современной российской системе наказания несовершеннолетних и осознание необходимости реформирования этой системы вывели на первый план создание отдельной отрасли работы с несовершеннолетними правонарушителями – социальной защиты прав несовершеннолетних правонарушителей [5, с.41].
Возможным решением проблем является ювенальная юстиция.
Ювенальная юстиция (в узком смысле) – система специальных органов отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, совершивших преступление, система специальных правил, применяемых к ним.
В широком смысле ювенальная юстиция – система органов, осуществляющих деятельность по защите прав, свобод и законных интересов несовершеннолетнего, в связи с нарушением действующего законодательства в данной области [1, с.164].
Особую роль в сфере ювенальной юстиции играет социальная работа. Можно выделить несколько направлений взаимодействия социальной работы и ювенальной юстиции.
Прежде всего, это деятельность по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Работа с семьями группы риска, имеющими детей, с общественностью, деятельность по объединению усилий различных социальных институтов в плане профилактики правонарушений среди несовершеннолетних – это задачи, как социальной работы, так и ювенальной юстиции.
Вторым направлением являются реабилитационные мероприятия в отношении несовершеннолетних и их семей, позволяющие создать условия для формирования социально приемлемого поведения как самого несовершеннолетнего, так если это необходимо и членов его семьи.
Третьим направлением является патронаж несовершеннолетних и их семей, связанный с контролем развития внутрисемейных отношений, поведения и окружения несовершеннолетних, выполнения взятых на себя обязательств самим несовершеннолетним или членами его семьи.
Таким образом, социальная защита прав подростков делинквентного поведения рассматривается нами как деятельность по оказанию помощи несовершеннолетним – правонарушителям, находящимся в конфликте с законом и обществом, которые не могут решить свои жизненные проблемы самостоятельно. Ювенальная юстиция представляет собой систему органов, осуществляющих деятельность по защите прав, свобод и законных интересов несовершеннолетнего, в связи с нарушением действующего законодательства в данной области.
Литература
1. Ветошкин С.А. Ювенальное право: Учеб. Пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. Проф. - пед. ун-та, 2008.
2. Гуслякова Л. Г. Современное состояние и проблемы исследования теории социальной работы// Отечественный журнал социальной работы, 2002. № 2. С. 11 – 15.
3. Данакин Н.С. Теория и методика социальной работы. М., 1991.
4. Жуков В.И. теория социальной работы. М.: Изд-во РГСУ, 2011.
5. Карнозова Л.М. Ювенальная юстиция: содержание понятия и перспективы в России//Вопросы ювенальной юстиции. № 3. М.: Юрист, 2007. С. 39 – 63.
6. Павленок П.Д. Основы социальной работы. М., 2004.
7. Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы. М., 2007.
8. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. Учебное пособие. М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2006.
9. Холостова Е.И. Теория социальной работы. М., 1999.