Сведения об образовательной организации

Проблемы развития профессионализма субъектов образовательного процесса в системе непрерывного образования

Научная школа


Руководитель


Макарова Людмила Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ.


Тема докторской диссертации «Теоретические основы развития индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя высшей школы» (Белгород, 2000). Деятель-ность научного коллектива Макаровой Л.Н. неоднократно поддержана грантами Министерства образования и науки РФ и Российского гуманитарного научного фонда. Она зарегистрирована в федеральном реестре экспертов научно-технической сферы с 2012 г. и регулярно проводит экспертизу научных проектов в НИИ РИНКЦЭ (заказчик – Министерство образования и науки РФ).


Автор более 350 научных работ, в том числе 17 монографий (лично и в соавторстве), статьей в ведущих отечественных журналах: «Педагогика», «Педагогическая информатика», «Преподаватель ХХI век», «Высшее образование сегодня», «Искусство и образование», «Открытое и дистанционное образование» «Образование и общество» и др.


Главный редактор реферируемого психолого-педагогического журнала «Гаудеамус», который выпускается в ТГУ имени Г.Р. Державина с 2002 г., член редколлегии Вестника Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки (журнал из перечня ВАК). Автор 36 учебных пособий (в том числе с грифом УМО по специальностям педагогического образования), которые активно используются в образовательном процессе вуза. Под ее руководством в 2009 г. в университете открыта и успешно функционирует магистратура по направлению «Педагогическое образование».


Трижды лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу, проводимого Фондом развития отечественного образования среди преподавателей высших учебных заведений по направлению «Психология и педагогика». Является разработчиком компетентностно-ориентированных программ для курсов повышения квалификации ППС, которые реализованы при поддержке Министерства образования и науки РФ.


Под руководством Л.Н. Макаровой подготовлены и успешно защищены 1 докторская и 11 кандидатских диссертаций, тематика которых непосредственно связана с развитием профессионализма субъектов непрерывного образования. Является оппонентом при защите докторских и кандидатских диссертаций, активно руководит научной работой докторантов, аспирантов и магистрантов.


Организатор ежегодных научно-практических конференций Международного и Всероссийского уровней: «Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста» и «Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы».


Дата открытия


2000 год


Коды ГРНТИ


14.01.45; 14.25.07; 14.35.05; 14.35.07; 14.37.27


Основной состав научного направления


Количественный состав научного направления: доктора наук - 2, кандидаты наук - 11, аспиранты – 5.
Основной состав научного направления: Шаршов Игорь Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, Юрьева Марина Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, Голушко Татьяна Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, Королева Анна Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Старцев Максим Валерьевич, кандидат педагогических наук, доцент.



Защиты диссертаций


Стерелюхин А.И. Подготовка студентов университета к формированию методо-логических знаний учащихся в условиях профессионально-ориентированной среды (Белгород, 2001);
Лосев А.Н. Формирование военно-профессиональной направленности будущих офицеров (Елец, 2004);
Усов А.А. Формирование профессионально-дидактической культуры педагога дополнительного образования (Елец, 2004);
Голушко Т.К. Формирование компьютерной культуры студентов гуманитарных специальностей вуза (Курск, 2004);
Немкова И.Н. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе (Елец, 2005);
Козодаев П.И. Творческое саморазвитие студентов вуза средствами любительского театрального искусства (Елец, 2005);
Старцев М.В. Системно-квалиметрический подход к оценке взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе (Тамбов, 2006);
Терещенко Г.Ф. Формирование нравственных представлений старшеклассников на основе педагогических идей В.В.Розанова, И.А.Ильина, С.И.Гессена (Тамбов, 2006);
Сорокина Е.В. Развитие творческих способностей детей в условиях лицея искусств (Тамбов, 2006);
Иванников С.В. Формирование культуры здоровьесбережения в условиях кадетского корпуса (Тамбов, 2006);
Пенина С.Н. Организация предшкольной подготовки детей в дошкольных образовательных учреждениях с использованием личностно ориентированных средств (Тамбов, 2007);
Зотова Н.С. Преемственность в формировании экологической культуры воспитанников и учащихся образовательного учреждения «Начальная школа – детский сад» (Тамбов, 2007);
Кузьмин Р.И. Формирование учебно-исследовательской культуры старшеклассников сельской школы (Воронеж, 2007);
Рубцова В.Л. Развитие профессионально-ориентированных экологических представлений студентов в вузе (Белгород, 2008);
Мистрюкова М.Н. Педагогические условия формирования двигательной культуры студентов вуза средствами ритмопластики (Тамбов, 2009);
Выжимова Н.Г. Организация деятельности учащихся в процессе проверки результатов обучения на основе амбивалентного подхода (Тамбов, 2009);
Старкова Г.В. Деятельность союза детских организаций по формированию лидерских качеств старшеклассников (Тамбов, 2009);
Юрьева М.Н. Профессионально-творческое становление личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств (Москва, 2010);
Борзых И.Н. Студенческое самоуправление как фактор профессионального воспитания будущих государственных служащих (Тула, 2010);
Косенкова И.В. Развитие аналитических способностей как основы организационно-управленческих умений будущих инженеров-строителей (Орел, 2010);
Милованова Н.В. Педагогические условия формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческй деятельности (Тамбов, 2010);
Королева А.В. Развития критического мышления социального педагога в процессе профессиональной подготовки в вузе (Курск, 2010);
Белова Е.А. Электронные образовательные ресурсы с элементами автодидактики как средство саморазвития обучающихся профессиональной образовательной организации (Тамбов, 2017).



Описание деятельности научного направления


Цель исследовательской программы заключается в разработке теоретико-методологических основ и инновационных технологий развития профессионализма субъектов образовательного процесса в системе непрерывного образования в контексте модернизации российского образования.

В ходе теоретико-экспериментальной работы члены исследовательского коллектива решают следующие задачи:

  • обоснование концептуально-методологических основ исследования;

  • раскрытие сущности, содержания, структуры и механизмов профессионального развития (саморазвития) субъектов образовательного процесса в образовательных организациях различного типа, выявление специфики и педагогических особенностей реализации данного процесса для обучающихся и преподавателей;

  • разработка динамических моделей интегрального процесса профессионального развития (саморазвития) субъектов в контексте их взаимодействия с учетом общего и специфичного;

  • разработка и апробация технологических основ профессионального развития (саморазвития) субъектов в условиях образовательной организации: определение критериального аппарата и этапов-уровней процесса, обоснование психолого-педагогических условий его эффективности;

  • выявление ведущих тенденции и принципов процесса профессионального развития (саморазвития) субъектов образовательного процесса в учебных заведениях различных типов.


Ведущая идея концепции
заключается в следующем: интенсивное саморегулируемое развитие преподавателя и обучающегося, характеризующееся их ориентацией на максимально-целесообразное использование внутренних ресурсов и возможностей образовательной среды учебного заведения, зависит от субъектного развития педагога и обучащегося в процессе творческой самореализации индивидуально-психических, эмоционально-волевых сил и способностей в профессиональной (учебно-профессиональной) деятельности. В основу реализации ведущей идеи положены синергетический, культурологический, аксиологический, индивидуально-творческий, интегративно-ресурсный, контекстный и полилатеральный подходы.

В процессе выполнения исследования выявлена обобщенная совокупность психолого-педагогических условий, при реализации которых процесс профессионального (учебно-профессионального) развития (саморазвития) субъектов образовательного процесса будет эффективным:

  • ориентация преподавателя (обучащегося) на прогрессивный вариант индивидуально-творческой самореализации в педагогической (квазипрофессиональной) деятельности;

  • развитие рефлексии преподавателя (обучающегося) и активизация его саморегуляции, становление активной позиции в отношении использования индивидуальных потенциальных возможностей в соответствии с требованиями педагогической (учебно-профессиональной) деятельности и условиями среды учебного заведения;

  • построение индивидуальных бифуркационных траекторий профессионального развития (саморазвития), выполняющих роль смыслообразующих образовательно-развивающих программ управления и самоуправления субъектами данным процессом;

  • приоритет субъект-субъектных отношений, обеспечивающих взаимное индивидуальное развитие субъектов образовательного процесса и позволяющих рассматривать обучающихся как фактор изменения индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя;

  • обеспечение теоретико- и технолого-инновационной подготовки субъектов к реализации процесса профессионального развития (саморазвития) независимо от профиля учебного заведения и базовой специальности.


Разработаны авторские технологии, включающие совокупность интерактивных методов: рефлексивно-творческая технология развития и индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя вуза; технология обучения профессионально-творческому саморазвитию; технология развития критического мышления преподавателей и студентов; технология профессионального воспитания.



Перечень патентов, свидетельств на изобретения у членов школы


Методика определения профессиональной направленности современных аспиран-тов. Авторы: Макарова Л.Н., Шаршов И.А., Налетова И.В. Свидетельство о регистрации ноу-хау № 2012-0003. Депозитарий ноу-хау Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина (2012);
Научные публикации по подготовке и повышению квалификации научно-педагогических кадров. Авторы: Копытова Н.Е., Жабин В.В., Макарова Л.Н. Свидетельство о регистрации базы данных № 2013620893. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, г. Москва (2013);
Научные публикации по критическому мышлению. Авторы: Копытова Н.Е., Косенкова И.В., Макарова Л.Н. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, г. Москва (2014).



Перечень грантов всероссийского или международного уровня, выпол-ненных под руководством или с участием членов школы


Разработка и апробация моделей профильного обучения в условиях учреждений дополнительного образования детей»: АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы», проект № 3.1.2 / 5935 (2009-2011 гг.);
Актуальные проблемы подготовки научно-педагогических кадров: культура, проектирование, квалиметрия: грант Минобрнауки РФ по разработке программ повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров с контрольными цифрами приема (2009, 2011 гг.);
Профессионально-творческое саморазвитие преподавателя и студента: грант Минобрнауки РФ по разработке программ повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров с контрольными цифрами приема (2009, 2012 гг.);
Разработка и реализация многоуровневой компетентностно-развивающей модели повышения квалификации научно-педагогических кадров: ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.» (2010-2012 гг.);
Методология и методы научных исследований»: грант Минобрнауки РФ по разработке программ повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров с контрольными цифрами приема (2012 г.);
Методологическое обеспечение и современные технологии организации научно-исследовательской работы в условиях уровневого образования в высшей школе: грант Минобрнауки РФ по разработке программ повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров с контрольными цифрами приема (2013 г.);
Научно-методическое обеспечение развития личностно-профессиональных компетенций аспирантов в условиях изменяющейся внешней среды: грант в рамках госзадания Минобрнауки РФ (2012, 2013 гг.);
Разработка многофункциональной системы экспертной оценки научно-исследовательских проектов: грант в рамках госзадания Минобрнауки РФ (2012, 2013 гг.);
Оценка эффективности взаимодействия преподавателей и студентов в системе со-временного высшего образования: РГНФ (2011-2013 гг.);
Методологические особенности коррекции двигательных нарушений инвалидов с ДЦП средствами адаптивной физической культуры и телесно-ориентированных практик: РГНФ (2012-2013 гг.);
Разработка индивидуальных траекторий развития критического мышления преподавателей и студентов: РГНФ (2013-2015 гг.);
Разработка научно-обоснованных подходов к планированию многолетнего процесса физической подготовки, направленной на развитие координационных способностей спортсменов с отклонениями в состоянии здоровья: госконтракт Министерства спорта РФ (2016 г.);
Развитие студенческого самоуправления в вузе как фактор профессионального воспитания молодежи: РГНФ (2015-2017 гг.);
Разработка теоретико-методических основ развития координационных способностей у детей с нарушениями слуха средствами карате: РГНФ (2018-2019 гг.).



Организация конференций, симпозиумов, научных семинаров

  • ежегодно, начиная с 2004 г. проводится Международная научно-практическая Интернет-конференция «Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста»;

  • ежегодно, начиная с 2009 г. проводится Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция (с международным участием) «Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы»;

  • ежегодная региональная научно-практическая конференция «Грани творчества»;

  • ежегодный, начиная с 2012 г. научный семинар «Актуальные проблемы педагогического образования»;

  • межрегиональная научно-практическая конференция «Региональный опыт изучения проблем Холокоста» (2018);

  • региональный круглый стол «Подготовка педагогических кадров в регионе: состояние и перспективы развития» (2018).



Научные связи


Коллектив поддерживает тесные научные связи с Московским педагогическим государственным университетом, Московским городским педагогическим университетом, НИУ «Белгородский государственный университет», Воронежским государственным университетом, Орловским государственным университетом имени И.С. Тургенева, Курским государственным университетом, Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы, Воронежским государственным педагогическим университетом.