Сведения об образовательной организации

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Извеков И.Н., Кожевникова А.М.
Россия, Международный инновационный университет
Izvekov37@mail.ru
Сочинский медицинский колледж
alla24.09@mail.ru

В процессе частых реформирований Российского образования за последние 150 лет всегда остро возникала (да и продолжает возникать) потребность в изыскании дополнительных возможностей для нравственного воспитания растущих поколений. С одной стороны, актуальность развития отечественного образования всегда была связана с созданием условий для становления нравственной гражданской позиции обучающихся на разных уровнях образования и в различные исторические периоды решалась разными путями.

В реформировании Российского образования, начатого после принятия конституции РФ (1993 г.) и становления гражданского общества, особую значимость приобретает совершенствование воспитательной деятельности и ее оптимизации на основе гуманизации и демократизации образовательного пространства всех социальных институтов и, прежде всего, обновление концептуальных подходов к воспитанию как основы духовно-нравственного становления личности.  В этой связи реформирование образования обусловлено социальным заказом развития конституционного российского демократического государства и является ориентиром при выработке целей, определения требований развитого гражданского общества, ибо цель формирования гражданского общества – компетентная личность с высокой социальной гражданской  активностью.

С другой стороны, основной задачей современного образования, отвечающего уровню научно-технического прогресса, определяемого рамками общеевропейского и мирового пространства, является качество подготовки профессионалов, готовых в нестандартных условиях выделять приоритеты, внедрять новации и использовать в своей деятельности надежные нестандартные и ответственные решения. Процесс ориентации российской системы образования на мировые стандарты начался с присоединения России в 2003 г. в Берлине на встрече министров образования Европы к Болонской декларации с целью формирования единого европейского пространства. Принятие Конституции РФ в 1993 г., а вслед за ней и Национальной Доктрины образования в Российской Федерации (1999 г.) способствовали внедрению в профессиональные образовательные учреждения РФ государственных образовательных стандартов третьего поколения (2010 г.).

Согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» стандарты третьего поколения, ориентированные на общеевропейскую и мировую интеграцию и глобализацию мировой экономики, с 2011-2012 учебного года стали внедряться в учебные процессы образовательных учреждений России как программы Болонского процесса. Эти программы призваны обеспечить современную квалификацию специалистов массовых профессий, востребованных в сфере инновационной экономики. Программы третьего поколения предполагают организацию профессионального обучения по так называемому «компетентностному» формату. Компетентностный формат, заимствованный из европейской терминологии в области истории становления образования за рубежом, известный как Competence Based Education (CBE), в России начал использоваться сравнительно недавно в интерпретационной форме от производного значения понятия «компетенция» в терминологии психолого-педагогических и социологических исследований.

В советской системе образования во второй половине XX века периодически обновлялись задачи образования и воспитания растущего поколения (1950-1980), а затем в меняющихся социально-политических условиях (1980-2000-е гг.) осуществлялась их перестройка и обновление с позиции сохранения гуманистических традиций и развития новаций. В период перестройки образования понятия «профессиональная компетенция» (специальная, социальная, личностная), «компетентность человека» (относящаяся к личности как субъекта жизнедеятельности; взаимодействия человека с другими людьми; деятельности во всех ее типах и формах) были задействованы в психолого-педагогической теории и практике и рассматривались как желаемый результат образовательного процесса. Эта инновационная терминология широко применялись в исследованиях известных советских ученых, например, таких, как И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.А.Петровская, М.И. Шилова и др.

Гражданское воспитание как целенаправленный процесс предполагает определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Воспитательная система - это совокупность взаимосвязанных и расположенных в определенном порядке действий воспитателей (преподавателей, родителей, наставников) и воспитанников (учащихся) [1; 2]. Причем в современной форме воспитания учащийся рассматривается не только как объект, но и как субъект воспитания: большое значение в гражданском (нравственном) развитии имеет самовоспитание,т. е. сознательная, целеустремленная и самоуправляемая деятельность человека, направленная на приобретение или совершенствование положительных качеств своей личности и преодоление отрицательных.

Наметившиеся кардинальные преобразования в системе образования России в XXI веке накладывают отпечаток на все сферы в жизни общества, затрагивая в полной мере область воспитания учащейся молодежи. В поле деятельности средних образовательных учреждений при  подготовке специалистов профессионалов среднего звена также возникает немало проблем по оптимизации содержания гражданского, духовно-нравственного и патриотического развития молодежи. Основным средством достижения цели гражданского воспитания является разнообразная по видам и содержанию деятельность студентов за время обучения в Российских средних специальных образовательных учреждениях, которая регламентируется утвержденным перечнем  направлений специальностей (и кодов ОКСО), различных образовательных уровней [среднеспециальное образование (базовый уровень) С(Б) и среднеспециальное образование (повышенный уровень) С(П)].

Поликультурная направленность содержания учебных процессов в образовательных учреждениях среднего профессионального звена во многом оказывает содействие не только формированию интереса к общеобразовательным и профессиональным предметам, родной культуре, но и воспитывают  интерес к профессии, культуре других народов, способствует выработке толерантного отношения в общении, а также демократизации и гуманизации всего процесса воспитания. Поликультурная направленность образовательного процесса способствует формированию гражданского сознания студентов, базируется на анализе социально-экономических возможностей регионов России и позволяет подмечать недочеты в педагогической практике воспитания гражданских качеств личности из потребностей конкретной  профессиональной направленности гражданина.

Гражданское воспитание в образовательном пространстве среднего профессионального звена осуществляется на основе интегративного подхода, рассматривающего образовательные процессы как сложные системы, целостность которых достигается на основе интеграции составляющих их элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии. Отметим, что подготовка к профессиональной деятельности молодежи рассматривается как система, состоящая из взаимосвязанных элементов (методологической, теоретической, методической, технологической, нравственно-психологической), что обусловлено интеграцией различных видов деятельности в образовательном процессе.

Сущность оптимизации гражданского воспитания в первую очередь обусловливается  необходимостью воспитания гражданственности как неотъемлемой части социально-нравственной направленности личности, обладающей общечеловеческими качествами индивида. Практически о гражданском воспитании  в России стали упоминать с начала XX века.

В ключе образовательных инноваций переходного периода XX - XI века  гражданское воспитание в средних профессиональных образовательных учреждений стремятся рассматривать как целостную систему профессиональной подготовки специалистов среднего звена, основанной на принципах интегративности, последовательности, культуросообразности и целостности. В процессе контекстного обучения используются активные и интерактивные формы организации учебно-воспитательной работы (проблемные лекции, семинары, диалог с аудиторией, эвристические беседы, поисковая лабораторная работа, учебная дискуссия, деловая игра, тренинги и др.). В этом ключе инноваций современная система обучения «делает акцент на формировании абстрактно логического мышления обучаемых, при этом стиль изложения учебника и педагога также ориентированы на данную когнитивную стратегию» [3, с. 8]. С другой стороны, современные исследования на основе внедрения новых информационных технологий  находят методологическое противоречие «между механизмами психической активности субъекта и существующими технологиями обучения, апеллируя лишь к сфере рационального сознания и игнорирующими возможности формирования продуктивного поведения, опирающего на устойчивые паттерны психической активности» [там же]. Методология такой концепции в развитии современной образовательной парадигмы трактуется авторами как новая «теория сетевого образования личности в информационном образовательном пространстве».   

В своей же статье мы акцентируем внимание на понятиях «сетевое взаимодействие», «сетевая теория», «сетевая методология» и других синонимов от слова «сеть», под которыми в образовательной практике понимается специфика взаимодействия, общения и активизации познавательной деятельности людей (не исключая систему Интернет). Однако актуальной потребностью сложившейся системы образования является использование инновационных технологий обучения, разработанных на основе современных методологических позиций индивидуальных образовательных траекторий, которые должны быть максимально индивидуализированными и обоснованными с позиции теоретико-прикладного аспекта их психологического содержания (так же, как,  например, и технологии компетентностного формата) [4].

В подготовке студентов практикуются и нетрадиционные подходы контекстного обучения, задействованные через систему сетевого взаимодействия, что способствует развитию интереса к профессиональной деятельности. Такое сетевое взаимодействие призвано обеспечить успешность профессиональной подготовки и формирование гражданской компетентности воспитанников. Взаимосвязь общеобразовательной и профессиональной подготовки, овладение практическими  профессиональными умениями и навыками реализуется  в процессе всех видов самостоятельных и коллективных работ,  учебных и производственных практик, подготовки курсовых и выпускных исследований, участия в научно-организационной творческой деятельности студентов. Одним из условий образования, способствующим формированию готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности является преемственность различных уровней их подготовки. 

Творческую деятельность, как в традиционном понимании, так и привлеченную через систему сетевого взаимодействия, мы рассматриваем как устойчивую совокупность ценностных мотивов, которые побуждают деятельность студентов к самоактуализации, поиску себя в современном поликультурном мире. Организация творческой совместной деятельности преподавателей и студентов - наиболее сложный и трудоемкий процесс, но это наиболее эффективный путь развития способностей, раскрытия талантов, становления характера исследователя, воспитания инициативы, потребности и навыков постоянного самообразования в будущем.

Реализация планируемого и организация мониторинга учебно-воспитательной деятельности студентов в процессе обучения в среднем профессиональном образовательном учреждении позволяют получать объективные срезы эффективности подготовки будущих специалистов и их гражданской компетенции.

В качестве сетевого взаимодействия на уровне студентов учреждений СПО и НПО  Сочинского региона Краснодарского края проанализируем организацию и проведение ежегодных конференций научно-исследовательских работ учащейся молодежи «Диалог культур». В апреле 2015 г. такая  научно–исследовательская конференция стала по счету 5-ой юбилейной. В ней приняли участие представители двух образовательных уровней 10 средних специальных учреждений Сочинского региона. Конференция традиционно проводилась на базе ГБПОУ КК «Сочинский колледж поликультурного образования». Отметим, что к открытию каждой из 5 конференций организационный комитет издает материалы творческих студенческих работ, что позволяет проводить конференцию на достойном исследовательском уровне и способствует повышению результативности научных встреч среди молодежи. В работе конференции традиционно обсуждаются актуальные проблемы в 7 секциях: 1. Культурология. Литературоведение. 2. История. География. Краеведение. 3. Педагогика. Психология. 4. Социология. 5. Естественные науки. Медицина. 6. Спорт. 7. Профессиональная деятельность.

В 2015 г. в  работе секций заявлено и прослушано около 60 докладов, из которых большая часть отмечена экспертными секционными советами из числа ученых и преподавателей как занявшими 1, 2 и 3 места в семи номинациях, а в ряде случаев поощрительными дипломами.  На конференцию прибыли не только авторы и соавторы докладов, их научные руководители, но и многие из числа сокурсников. Общение молодежи на конференции вылилось в солидарность участников (около 300 студентов) осознанному выбору профессии, заинтересованности участия в конференции, проявления активной гражданской позиции. Силами художественной самодеятельности студенческих коллективов была реализована историко-театральная постановка для участников конференции на тему: «Победа: 70 лет!».

Формирование гражданской компетентности студентов в системе среднего профессионального образования представляет собой длительный процесс и осуществляется как тщательно организованное педагогическое действо, направленное на профессиональную подготовку будущих специалистов, способных к формированию гражданско-патриотических убеждений и общекультурных ценностей истории Отечества.

Литература

1. Извеков И.Н., Зимовина О.А. Развитие генеалогической культуры учащейся молодежи // Профессиональное образование в современном мире. Новосибирск, 2014. № 4 (15). С. 140-154.

2. Извеков И.Н., Зимовина О.А. К вопросу оптимизации государственной воспитательной политики в субъектах РФ. // Профессиональное образование в современном мире. Новосибирск, 2015. № 1 (16). С. 211-225.

3. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая сетевая теория развития личности в информационном образовательном пространстве // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 5-18.

4. Зимовина О.А. Теоретические основы индивидуализации обучения. Сочи, 2007.

Разделы