Сведения об образовательной организации

Основное содержание деятельности музыкальных студий в процессе социализации младших школьников

Т.Э. Мангер
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности,
e-mail: mangerins@mail.ru

А.Н. Ларин
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности,
e-mail: mister.laborant@yandex.ru

Важнейшей задачей современного российского общества является самоидентификация и духовно-культурное самоопределение личности в соответствии с реалиями социума, целевая ориентация, с одной стороны на настоящее и будущее, с другой - анализ опыта прошлого, традиций отечественной и мировой культуры.

Жизнестойкость культуры народа зависит от непрерывного процесса передачи ее стержневых принципов из поколения в поколение и от их осознания представителями данной культуры. Нарушение процесса преемственности ценностных ориентаций в обществе, культуре приводит к системному кризису.

Существенные изменения, характерные для современного периода развития государства обосновывают необходимость совершенствования деятельности всей системы образования, серьёзным недостатком которой является недостаточное воздействие на развитие творческих способностей обучающихся. Развивающемуся социуму требуются нравственные, высокообразованные, активно деятельные люди, отличающиеся динамизмом, инновационным конструктивным мышлением, способные самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, готовые к межкультурному взаимодействию [2].

В условиях новой социокультурной парадигмы приоритетными представляются такие качества человека как индивидуальность личности, творческая активность и способность ориентироваться в социуме, а именно: умение прогнозировать, гибко переходить в новые виды жизнедеятельности, выстраивать социальные роли и пр. Современному человеку требуется разрешать любую социокультурную ситуацию как творческую, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Сегодня, когда в обществе огромное значение уделяется развитию личности, когда основным направлением в реформировании отечественной системы образования и воспитания становится активизация ее творческого потенциала, проблема социализации младших школьников приобретает особую актуальность. Процесс социализации требует сохранения и передачи накопленных знаний, выработки социальных ролей, а также получения опыта в различных сферах жизнедеятельности личности. В этой связи, возрастает роль содержания обучения, как совокупность всех компонентов образовательного процесса, которые необходимы для трансляции накопленного практического и духовного опыта.

Одними из институтов социализации в Росси выступают образовательными учреждениями и учреждениями культуры и досуга. Образование, как один из основных институтов социализации медленно разрушается, мощная система дошкольных учреждений практически уничтожена и теперь с большим трудом восстанавливается. Системное разрушение российской школы происходит под влиянием таких факторов как коммерциализация, рыночные отношения; цели формирования личности во многом утрачены, размываются критерии качества, утрачивается опора на предшествующий отечественный и зарубежный опыт и т.д. Реформирование высшей школы привело к противоречиям между обществом и целями, содержанием, темпами внедрения в образовательный процесс новых технологий. В вузах ослаблена воспитательная работа со студентами, мотивация студентов к получению знаний на очень низком уровне, что также негативно сказалось на качестве социализации. Влияние других институтов социализации на личность также сказывается не лучшим образом - досуг компании сверстников направлен, в основном, на вредные привычки или бездумное времяпровождение, церковь делает только первые шаги по привитию детям и молодежи незыблемых ценностей.

Все это позволяет актуализировать проблему социализации младших школьников в современное сообщество благодаря деятельности досуговых учреждений и искать инновационные подходы к содержанию процесса социализации.

Содержание модернизации образования и воспитания определяется изменением целей образования и воспитания – не только научить ребенка, но и развить его познавательные и созидательные способности. Данный подход позволяет определить одним из стратегических направлений развития личности – формирование в ней музыкальной культуры. Приобщение общества к культурным ценностям является одной из важнейших задач современного образования, где основная роль отводится творческой личности как истинному субъекту социума.

Целью социализации личности, в частности формирования музыкальной культуры младших школьников в современном образовательном процессе является, прежде всего, воспитание представлений о значимости культуры в целом, об ее духовных основаниях, о роли личности в истории культуры, об исканиях человека и парадоксах культурного становления в России и за рубежом. Замечено, что культура оказывает своё влияние как на собственно уровень развития познания личности, так и на характер ее интеллектуальных предпочтений, отражающих требования культуры того общества, в котором живут его представители.

Целью формирования музыкальной культуры личности в современном образовательном процессе является, прежде всего, воспитание представлений о значимости культуры в целом, об ее духовных основаниях, о роли личности в истории культуры, об исканиях человека и парадоксах культурного становления в России и за рубежом.

И здесь важная роль отводится учреждениям дополнительного образования, в частности музыкальным студиям. Дополнительное образование определяется как особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где осуществляются специальные образовательные деятельности по развитию индивида и его организации, так как оно расширяет возможности практического опыта ребенка, является временем творческого освоения новой информации и самоосмысливания, формирования новых жизненных умений и способностей, на которые школа не ориентирована. Воспитание культуры закладывается в детстве, а от уровня сформированного художественного развития зависит общий уровень художественной культуры в целом. Внешнее образовательное пространство способствует формированию внутренней образовательной среды (интересов и склонностей) самих детей, которое происходит в опыте каждого из них [1].

Формирование музыкальной культуры младших школьников, как одной из составляющих всестороннего развития личности, требует качественной содержательной организации данного процесса, где преференции отдаются учреждениям дополнительного образования в целом, и в частности музыкальным студиям.

Формирование музыкальной культуры младших школьников в модели «музыкальная студия» характеризуется тем, что ребенок активно включается в разработку и исполнение творческого проекта как индивидуального, так и коллективного, где тренинги на креативность занимают одну из главных ролей. В студии дети выполняют определенные социальные роли (художественного руководителя, постановщика, начинающих учеников, исполнителей, актеров и пр.), поэтому отношения строятся как сотрудничество между творцами-руководителями и творцами-исполнителями.

Содержание процесса обучения в музыкальных студиях включается в себя применение определенных педагогических технологий, эффективно влияющих на процесс формирования музыкальной культуры младших школьников. К их числу относятся технология развития процессов восприятия, технология арттерапевтического воздействия музыки на учащихся, технология развития ассоциативно-образного мышления, ученические исследовательские проекты как технология развития познавательных интересов, технология диагностики уровня развития музыкальной культуры [4,6].

В качестве инструментов формирования музыкальной культуры младших школьников в музыкальных студиях также используется комплекс технологий социально-культурной деятельности, включающих в себя общие, функциональные и дифференцированные технологии [3].

Основные музыкальные категории и понятия в музыкальных студиях осваиваются учащимися, в основном, с позиций содержания общего музыкального образования и воспитания, базирующегося на таких феноменах музыкальной культуры как фольклор, религиозная и классическая музыка (русская и зарубежная), современная (академическая и популярная) музыка. Данные направления музыкального искусства соотносятся друг с другом с разной степенью взаимодействия, при этом раскрывая учащимся художественную картину мира, воплощаемую в музыкальных образах разных времен и народов, эпох, стилей и жанров.

Знакомство с лучшими образцами мировой культуры и их освоение осуществляется в различных формах и видах деятельности, реализуемые в музыкальных студиях, с применением методов и средств социально-культурной деятельности. Это, прежде всего, разнообразные виды музыкально-практической деятельности младших школьников как основы формирования музыкальной культуры, к которым мы относим: восприятие музыки и размышления о ней (устные и письменные); хоровое, ансамблевое, сольное пение; музицирование (включая игру на различных инструментах, в том числе на синтезаторах и миди-клавиатуре); музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование, инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств; проектно-исследовательская деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов; перенесение полученных знаний, способов деятельности в досуговую сферу и пр. [5].

Одним из необычных моментов студийного процесса является генеральная репетиция, в процессе которой каждый ребенок должен осознать свою роль и свое место во всеобщем предстоящем действии. Особое место в деятельности детской музыкальной студии занимают концерты и музыкальные спектакли, где главными участниками выступают сами дети, что позволяет им продемонстрировать все то, чему они научились. Большой популярностью пользуются у участников процесса такие формы как тематические вечера или выступления, подготовленные к какому-то знаменательному событию.

При этом необходимо отметить, что эмоциональная атмосфера музыкальной студии, наряду со строгой организацией процесса и обязательной для всех дисциплиной, как правило, характеризуется своей непринужденностью, неформальным общением, возможностью самовыражения, воплощения самых смелых творческих идей.

К основным методам, применяемым в процессе формирования музыкальной культуры младших школьников в музыкальных студиях, мы относим: метод моделирования музыкально-эстетической деятельности и образовательного социокультурного процесса; метод стимулирования социокультурной активности личности; метод мотивации; метод формирования музыкально-эстетического сознания; методы познавательной и самовоспитательной деятельности; метод включения в практическую деятельность.

К числу важнейших компонентов формирования музыкальной культуры младших школьников в музыкальных студиях относятся организационные средства социально-культурной образовательной деятельности. Данные средства представляют собой способы передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влияния на сознание младшего школьника. К ним мы относим: устные (живое слово); печатные (информационные и др. тексты); наглядные (подлинные или специально изготовленные, воспроизведенные предметы и явления); художественные (музыка, живопись, театр, хореография и др.); технические (звукоаппаратура, проекционные аппараты, музыкальные инструменты, костюмы и т.п.); психолого-педагогические (общение, самодеятельность, игра, зрелища и т.д.).

В неразрывной связи с организационными методами и средствами формирования музыкальной культуры младших школьников в музыкальных студиях находятся формы социально-культурной деятельности, к которым мы относим массовые, групповые и индивидуальные социально-культурные формы. Критериями выбора форм социально-культурной деятельности являются содержательность, массовость, привлекательность и эмоциональность, систематичность и цикличность, активное непосредственное участие индивида в образовательном процессе.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что музыкальная студия играет одну из главных ролей в формировании музыкальной культуры младших школьников, в их социализации, в освоении и постижении детьми ценностей культуры, национальных традиций, художественного искусства, социальных ролей и т.д. На различного рода занятиях, младшие школьники приобретают уровень общего культурного развития, социально значимый опыт художественно-творческой деятельности по созданию нового культурного продукта, постигают общественные нормы поведения, формируют интеллектуальность, осваивают культурные традиции и социальные роли.

Использование инновационных форм и методов в процессе формирования музыкальной культуры младших школьников поможет преодолеть в определенной степени дефицит общения, эмоционального отчуждения и наличие дискомфорта, снизить повышенную раздражительность, разлад с собой и окружающими. Активное влияние музыкальной культуры как жизненно необходимого социального феномена распространяется и на процесс познания.

Список использованных источников:

1. Горский В.А., Сулейманова З.З., Чупанов А.Х. Профильное обучение в системе внешкольного, дополнительного образования учащихся//Дополнительное образование.-2005.-№4.-С.3-13

2. Мангер Т.Э. Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом ВУЗе. Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006. – 192 с.

3. Мангер, Т.Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социально-культурной сфере: теория, методология, практика: монография / Т.Э. Мангер. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. – 243 с.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. -  256 с.

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий /под ред.А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.- 268 с.

6. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. Кн.1. М.: Советский композитор, 1988. – 384 с.

   
Разделы