Сведения об образовательной организации

Теоретические основы анимационной деятельности в системе непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства

Т.Э. Мангер
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности
e-mail: mangerins@mail.ru

Одним из важнейших достижений российских реформ является глубокое осмысление и понимание обществом происходящих в стране событий. Основным показателем качества жизни сегодня является показатель уровня образования как основа не только экономической стабильности общества, но и выражения внутренней устойчивости индивида. Именно система образования определяет формирование перспектив развития общества в целом и интеллектуального потенциала страны.

Важной составляющей системы образования России является непрерывная подготовка специалистов для различных областей практической и научно-теоретической деятельности – включая культуру и искусство – способных решать задачи, обусловленные как общими тенденциями развития человеческой цивилизации, так и потребностями развития государства и общества. Цель образовательной деятельности заключается в развитии личности по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности для удовлетворения потребностей, как самой личности, так и общества в целом. В этой связи непрерывная подготовка специалистов рассматривается как фундаментальный принцип современного образования, в основе которого лежат интересы общества и улучшение качества жизни индивида, возможность продолжения образования и развития творческого потенциала на всех этапах жизнедеятельности.

Образовательная деятельность всегда носила в себе обучающую и воспитательную функцию, так как категории «воспитание» и «обучение» являются основными в педагогике. Представляя две стороны единого процесса и являясь его специфическими частями, обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом, находятся в тесном переплетении и выступают в органическом единстве.

В настоящее время образование претерпевает серьезные изменения. Наряду с интеграцией учебного процесса и вариативностью обучения, внедрения в учебный процесс инновационных технологий, привлечения инвестиций модернизации подверглась и воспитательная система. Воспитательная система требует существенного преобразования и обновления для того, чтобы современное общество, переживающее в настоящее время глубокий кризис ценностей, могло выйти за рамки только экономических соображений и осознать более глубокие аспекты нравственности и духовности. Именно ориентация общества на духовные ценности является одним из показателей уровня развития данного общества.

Профессиональное воспитание представляет собой последовательное движение индивида к добровольно выбранной им цели, в результате чего личность приобретает систему профессиональных ценностей и идеалов, расширение духовных потребностей и интересов, обогащение эмоциональной сферы, нравственных и эстетических чувств.

В современном обществе направленность процессов обучения и воспитания должна соответствовать интегральной цели воспитания – формированию культурной личности, умеющей адаптироваться к условиям изменяющейся социальной и природной среды. Данный подход может быть ориентирован на реализацию таких условий как:

  • Максимальное овладение студентами, накопленными в мировом пространстве материальными и культурными ценностями, научными и техническими достижениями.
  • Оказание помощи в раскрытии и развитию внутренних потребностей и способностей личности, содействующих самоопределению, самоутверждению и самореализации.
  • Стимуляция процесса самопознания, стремления к формированию индивидуального стиля жизни и поведения, личной стратегии жизнедеятельности.

Исходя из поставленных целей и задач, в современной теории и практике обосновываются и выделяются приоритетные направления воспитательной деятельности:

  • Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей – общечеловеческих, гражданских, профессиональных;
  • Нравственно-эстетическое воспитание;
  • Правовое воспитание;
  • Гражданско-патриотическое воспитание;
  • Трудовое и профессионально-творческое воспитание;
  • Эстетическое воспитание;
  • Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни;
  • Экологическое и природоохранное воспитание;
  • Семейно-бытовое воспитание.

Выделение основных сфер, в которых происходит профессиональное воспитание личности, решение соответствующих задач, реализация принципов воспитания имеют важное значение и для определения его логики, содержания, механизмов управления, планирования и изучения его эффективности. Содержание воспитания в этом контексте выступает средством, с помощью которого обеспечивается целенаправленное изменение объекта воспитания, придание ему целостности, завершенности, сформированности профессионально необходимых параметров и свойств.

Таким образом, анализ проблемы воспитания личности показывает, что идейно-смысловые и содержательно-организационные аспекты профессионального воспитания индивида сегодня смещаются в сторону значительного увеличения массовых мероприятий, количественного наращивания больших и преимущественно развлекательных акций. На разных этапах образования в системе непрерывной подготовки специалистов в целом и культуры и искусства в частности, растет анонимность общения, что приводит к ослаблению внутриколлективных связей, «размывает» сложившиеся традиционные представления об атмосфере профессионального сообщества, нормативы и стандарты поведения, отменяет регулятивные функции общественного мнения в управлении поведением и социальной активности личности.

В данной связи возрастает роль недавно вошедшей в России одной из форм воспитательного процесса – социально-культурной анимации, обращение к которой представляется актуальным для современной системы образования. Популярность социально-культурной анимации связана с гуманизацией и гуманитаризацией не только социальных отношений в нашей стране, но и общества в целом, с усилением внимания к потребностям и возможностям самовыражения каждой отдельной личности.

Современная педагогика в сфере культуры и искусства ориентирована на все возрастные этапы личностного развития, что позволяет ей гармонично вписаться в систему непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства. Она предусматривает с организационной стороны формирование системы учреждений культуры, искусства и досуга, общественных организаций, корпоративных сообществ, с содержательной же точки зрения - обогащение образовательных программ на всех уровнях дополнительного и профессионального образования, расширение возможностей приобретения знаний о правах человека, охране природы, международном сотрудничестве и другим актуальным проблемам.

В связи с этим социально-культурная анимация, являясь одной из относительно молодых отраслей прикладной социальной психологии и педагогики, выступает в роли целостной системы, носящей социально-культурный характер, имеющей соответствующую институциональную подсистему, ресурсную базу, специфическое содержание и методы анимационной деятельности. Социально-культурная анимация как целостная система, включающая в себя методы диагностики, программирования, реализации и оценки результативности психолого-педагогической деятельности в социуме ставит перед собой цель распространения идей так называемого нового воспитания как особой практики гуманистической педагогики и создания оптимальных условий для того, чтобы выбор досуговой деятельности в наибольшей степени отвечал запросам индивида.

Задачи, стоящие перед социально-культурной анимацией в сфере культуры и искусства на всех этапах становления личности включают в себя следующее:

  1. создание особых психолого-педагогических условий, способствующих преодолению психологических препятствий к социальному взаимодействию;
  2. создание условий для раскрытия личности и установления                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               межличностных и межгрупповых социально-психологических отношений;
  3. обеспечение условий для свободного развития, творческого самовыражения личности, ориентация на пробуждение самостоятельности и активности, достижение желаемых результатов;
  4. восстановление духовно-нравственных ориентаций личности средствами социально-культурной деятельности;
  5. комплексная оценка и помощь в осознании индивидом различного рода ситуаций и способов действия в них;
  6. осознание собственных неосознанных желаний; реальных возможностей, последствий, их роль в достижении результата.

Задачей социально-культурной анимации является не только изучение условий, которые ведут к тому или иному развитию личности, но и выявление социально-культурных технологий и методов, с помощью которых можно содействовать благоприятному развитию и преодолению негативных тенденций, а именно: социальная защита, социально-психологическая коррекция, творческая реабилитации и др. Данные технологии выступают как индивидуальные, групповые и макрогрупповые методы социально-культурной анимации проявляя себя в постоянных, периодических и разовых формах работы.

Основной принцип, на основе которого выстраивается анимационная работа, можно определить так: человек – это уникальное, активное, стремящееся к самоактуализации, творческое существо, наделенное потенциями к непрерывному развитию и самореализации, обладающийт определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем.

Так как направления воспитательного процесса выступили в роли приоритетов, то с учетом специфики направленность деятельности социально-культурной анимации выглядит следующим образом:

  • анимационная работа по изменению негативного отношения общества к отчуждаемой личности, формирование мировоззренческой системы базовых ценностей, обозначение гражданской позиции;
  • деятельность по восстановлению системы межличностных отношений индивида, его поведение в группе;
  • формирование эстетических, этических и духовных ценностей;
  • формирование системы правовых знаний, правовой культуры личности;
  • формирование установок толерантного сознания и противодействия экстремизму;
  • формирование адекватного самопонимания, самоощущения, самоанализа, самоответственности и самовыражения;
  • добровольная, волонтерская и профессиональная анимация;
  • деятельность по общественной и профессиональной интеграции населения;
  • деятельность по пропаганде здорового образа жизни, взаимодействие с социальными группами различной направленности;
  • привитие культуры знаний, умение и навыков в области экологии и природоохранной деятельности;
  • воспитание культуры семейно-бытовых отношений;
  • подготовка и переподготовка кадрового состава, обслуживающего персонала.

Таким образом, основные направления анимационной работы связаны с выявлением и развитием личностных тенденций в контексте развития общества, с профилактикой социально-психологических явлений, реабилитацией различного рода состояний личности; оказании помощи в творческой самореализации личности; укреплении системы социально-психологических отношений личности и группы; формирование ситуаций развивающего досуга и отдыха.

Социально-культурная анимация как специфическая область образовательной и воспитательной деятельности, выступающая в роли системы характеризуется совокупностью методов деятельности, проявляющихся в целях, задачах и прикладных технологиях, определяющих процесс оптимизации межличностных и межгрупповых взаимоотношений, развития духовно-творческих качеств личности, расширения и обобщения педагогического опыта; разработки инновационных акций; вовлечения образовательных учреждений и педагогов в международное партнерство.

Список использованных источников:

1. Кагерманьян В.С., Коханович Л.И., Бабочкин П.И., Кучер Н.И., Маркова Н.А. Примерная программа воспитания социально активной личности студента. Часть I. _ М., 2003. – 68 с. – (Система воспитания в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 3)

2. Коптаж Г. Непрерывное образование; основные принципы. – Aima mater. 1991. № 6/ C.52-62.

3. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: Учебное пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – 176 с.

4. Ярошенко Н.Н. Гуманистические основания социокультурной анимации // Культура на пороге третьего тысячелетия: Тез. докл. Межд.сем. – СПб., 1994. - С. 169-171.

5. Ярошенко Н.Н. Цели социокультурной анимации // Педагогический процесс в вузах культуры и искусства в условиях становления рынка: (Материалы науч.-методич. конфр.).- Барнаул, 1994. - С. 74-76.

6. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: Учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва, 2004. – 108 с.

   
Разделы