Сведения об образовательной организации

ИСТОКИ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОУБИЙСТВА КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ

Щербакова А.А.

ИСТОКИ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОУБИЙСТВА КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ

г. Тамбов
nasty681993@mail.ru 

Суицид всегда представлялся человеку загадочным и непостижимым явлением. В общественном сознании это - страшная тайна, «тайна, которая обыкновенно уносится на тот свет, а на этом остается лишь мертвое тело... » [1, c. 285]. Такой образ был создан в девятнадцатом веке в газетах и журналах, прозой и стихами: «взорам любопытных» представляется «обезображенный труп», с непониманием и боязнью смотрят они на «тело самоубийцы» - «основания, побудившие его лишить себя жизни, неизвестны».

Суицид - это акт самоубийства, который человек совершает, находясь в состоянии сильного внутреннего переживания, под воздействием какого-либо психического заболевания либо под внешним давлением. Совершающие суицид люди, как правило, находятся в состоянии депрессии и стресса, а также не могут найти выход из проблемной ситуации.

Первые упоминания о теме самоубийств можно встретить в мифах. Мифология народов Европы описывала превращение самоубийц в вампиров. Различные точки зрения относительно самоубийц встречаются у всех народов мира, что говорит о том, что данное явление имело место быть на самых ранних этапах развития человечества.

Согласно религии древних германцев, в рай могли попасть не только мужчины, но и женщины, которые покончили жизнь самоубийством после смерти мужа. Многие народы считали самоубийство лучше сдачи в плен или рабство. В Индии, Китае, Японии оно было сравнительно распространено и в установленных случаях имело характер общественного предписания. Напротив, в Спарте и Афинах тела самоубийц предавали огню со знаками презрения. Негативное отношение к данному действию можно найти в учениях греческих мыслителей: Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля и др. В Древнем Риме отношение к суициду было двойственным, одни прославляли суицид, другие осуждали.

В Средние века под воздействием религии в Австрии, Пруссии, Франции и некоторых других странах самоубийство стали считать преступлением. На Руси оно воспринималось негативно из-за давления православной церкви. Самоубийц не разрешали хоронить на кладбищах, как правило, захоронения происходили у дороги.

В военном морском артикуле Петра I было сказано: «ежели кто-либо себя убьет, то безжизненное тело, привязав к коню, тащить по улицам, за ноги вздернуть, для того чтобы глядя на то, остальные подобного беззакония над собой совершать не осмеливались»[2]. Разумеется, что при подобном строгом контроле со стороны государства количество самоубийств резко сократилось. Жестокие наказания за попытки самоубийства установились при Петре I, после они были ослаблены, но по «Положению о наказаниях уголовных и исправительных от 1885 года» добровольный уход из жизни не нес за собой уголовного наказания лишь в случаях, когда «кто-либо по благородному патриотизму подвергнет себя явной опасности или прямо точной смерти, а равно женщина лишит себя жизни ради спасения от грозившего насилия». Статьи об ответственности за самоубийство и за посягательство на него функционировали в России сравнительно долго. В Англии уголовные санкции за попытки  самоубийств были упразднены лишь в 1961 году [3, c. 27].

У древних иудеев также было негативное отношение к акту самоубийства. Как и греки, они считали жизнь экзистенциальной ценностью, однако, рассматривали этот вопрос совершенно иначе. У каждого человека есть право на принятие решений, которое дается ему Богом, если он согласен с тем, что Бог властен над землей и принимает действия людей, то у него не возникнет желания саморазрушения. Иудаизм рассматривает жизнь с точки зрения творчества, как непреходящую ценность. Человек считался не соперником Бога, а его партнером в продолжающемся процессе творения. С этой точки зрения самоубийство трактуется, как преграда для творческого созидания жизни. Оно было категорически запрещено. Это определялось уже первыми строками книги Бытия, которые говорят о том, что жизнь человека прекрасна и за всем, что происходит, стоит Бог. Небольшое кочевое племя, которым были древние иудеи, часто подвергавшиеся нападениям со стороны противников, не имели возможности потерять в бою хотя бы одного мужчину, так как это могло служить поводом к исчезновению рода. В священных книгах Торы описаны лишь единичные случаи самоубийства [4, c. 18-33] .

В Талмуде попытка самоубийства рассматривалась как преступление, которое подлежало суду и наказанию. Несмотря на это, если было доказано, что человек пытался покончить с собой, в связи с тем, что у него было помутнение рассудка, то в таком случае он достоин жалости. Так же человек не нес ответственность перед законом, если он был подвержен инцесту или идолопоклонству.

В японской культуре самоубийство носило ритуальный характер и было окружено ореолом святости. Это связано с религиозными традициями и национальными обычаями, регламентировавшими ситуации, в которых суициду не было альтернативы. С древних времен японское общество характеризовалось жесткими порядками, во главе стоял император, который считался наследником богини Солнца. Смерть императора или феодала означала, что жизнь многих подданных закончена, так как они хотели поддерживать вечную связь с правителями. Воинское сословие самураев имело определенный кодекс - бусидо, в котором описывалось отвращение к собственной жизни, боли и страданиям. Самоубийство считалось единственным средством для искупления своей вины или сохранения чести в случае несправедливости. Оно осуществлялось только двумя путями: харакири (вспарыванием живота) или откусыванием собственного языка. Черты японского этноса также влияли на возможность проявления суицидальных наклонностей, например, скованность, неразговорчивость и сдержанность в выражении чувств, предрасположенность к интровертированной агрессии, значимость чувства стыда при несоответствии принятому в обществе идеалу. Сильное переживание собственного несовершенства скрывалось, если это было невозможно, то не оставалось другого выхода, как покончить с собой, чтобы никто не нашел тело. В связи с этим, в Японии издавна существовали особые места, например, лес у подножия горы Фудзияма, куда стремились желавшие покончить с собой [5, c. 95].

Таким образом, приведенные исторические примеры, число которых, разумеется, можно продолжить, показывают, как кажется автору, правомерность следующих обобщений:

- суицидальность имеет некоторые биологические формы, но, чаще всего, приоритетными причинами суицидальных попыток являются причины социальные и социально-психологические;

- в организации любого общества всегда есть социальные механизмы, учитывающие воспроизводство суицидальных попыток;

- лишь в некоторых редких философских и идеологизированных теориях романтизируется суицид, гораздо чаще он более или менее решительно осуждается.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Лизин К.[К. Аркадакский]. Самоубийство и цивилизация. - М., 1882.
  2. Воинские артикулы Петра I. - М., 1960.
  3. Биркин А.А., Войцех В.Ф., Костюкевич В.П., Кучер А.А., Теория и практика выявления и предупреждения самоубийств в деятельности практического психолога. -  СПб., 2003.
  4. Красненкова, И. П. Социально-философские и политико-правовые аспекты феномена суицида-1998. - №6 - С. 18-33.
  5. Зиновьев С.В. Суицид. Попытка системного анализа. Спб., 2002.
Разделы