Сведения об образовательной организации

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ

Сажнева Ю.А.

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ 

г. Тамбов
rusinau@mail.ru 

Люди с высшим образованием всегда находились в почете на протяжении всей истории человечества. Так, например, высшие учебные заведения в средневековье для повышения популярности и престижа привлекали ученых из университетов других стран  [1, c.172 -184]. Российские университеты также приглашали ученых из-за рубежа, зачастую из Германии. Историческая наука имеет в качестве примеров немало случаев, когда ученые, отправляясь за рубеж с целью накопления и обмена опытом, не возвращались обратно на родину. Россия впервые узнала о подобном явлении в начале XVII века. Четыре студента, будучи отправленными в Англию, не вернулись обратно, ссылаясь на невозможность реализации научных идей на родине в силу неблагоприятной обстановки в стране[2].

Первой страной-реципиентом являлась Россия, а первым государем, сманивавшим иностранных специалистов, принято считать Петра I.  Перемещение ученых имеет очень давнюю историю: так еще до воцарения Петра I в Москве уже существовала Немецкая (Кукуйская) слобода, основным населением которого являлись зарубежные специалисты. Тогда, в 17 веке, политика русских властей была практически идентичной политике стран Западной Европы.  Русским правительством были созданы   благоприятные условия для реализации профессионализма иностранных ученых, предоставлена достойная материальная и ресурсная базы, а также назначено высокое жалование.

При царствовании Петра I  переманивание иностранных специалистов приобретает массовый характер и становится открытым процессом. Сам государь заявлял, что первой целью Великого Посольства 1697 года была именно вербовка нужных стране специалистов. Так лишь из Голландии на работу на благо российского государства прибыло около 900 человек, в основном корабельных мастеров. Россия продолжала привлекать иностранных специалистов и в последующие годы. И к концу царствования Петра I количество зарубежных специалистов в России исчислялось десятками тысяч человек [3, c.20-22].

В XVIII - XIX вв. Россия меняет свои приоритеты в области миграционной политики. Освоение и заселение юга Империи потребовало от государства привлечение больших крестьянских масс, в основном из Германии и Австро-Венгрии. До 1917 года Россия признавалась страной, где проводилась целенаправленная политика по привлечению ученых из зарубежья. Так, в середине 18-го века из 107 членов Академии Наук 73 были иностранцами, а в 1908 году в Академии было 50 иностранцев при общей ее численности в 189 человек. Необходимо отметить тот факт, что в годы промышленного роста России в нашу страну приезжали по большей части не собственно ученые, а специалисты в энергетике, химической промышленности, т.е. специалисты нужных развивающейся России областей. 

После революции 1917 года десятки и сотни тысяч представителей научной элиты покинули границы России на добровольной основе, а некоторые были высланы за рубеж. Столь массовый поток эмигрировавших получил название «первой волны» эмиграции.  Проживание за границей не сказалось на идеологических и политических взглядах русских ученых. Эмигранты смогли сохранить родную самобытность и в полной мере проявили себя носителем русской мысли. Своё нахождение на чужой территории ученые использовали во благо России, тем самым оправдывая свой «отказ» от родной страны. Большое значение эмигрировавшие придавали тому, с чем зарубежная Россия вернется на родину, и потому большое внимание уделялось накоплению и сохранению заграничного культурного и научного опыта[4].

Очевиден вопрос о мотивах столь значительных миграционных перемещений ученых после 1917 года. Вполне можно понять выезд той доли ученых, которая имела отношение к антибольшевистской борьбе во время Гражданской войны, либо понесла огромные финансовые потери в ходе революционных волнений. Намного сложнее найти объяснение эмиграции той части научной элиты, у которой было нейтральное или даже безразличное отношение к вопросам политики и общественно-политической жизни. Несомненно, некоторые ученые оказались на территории другого государства случайно, и именно они составили большую долю вернувшихся обратно. Но все же для большинства эмигрировавший ученых выезд за пределы России стал следствием продуманного и взвешенного решения.

Для определяющей доли эмигрантов-ученых материальный фактор не имел первостепенного значения в случае выезда за границу. Опасение за собственную жизнь и жизнь близких толкало ученых к массовым перемещениям. Очевидно, что во времена социальных преобразований и катаклизмов меняется общественное сознание. Если в мирное время жизнь человека – это несомненная ценность, то в условиях военных действий убийство представляется обычным явлением. Общество в состоянии аномии не способно выполнять функцию по охране общественного порядка, и вследствие этого растет уровень преступности.  Также немаловажной причиной интеллектуальной эмиграции являлась неправильная, неосторожная политика еще молодого Советского государства в социальной сфере, в частности в области культуры и образования, а также принятие идеологии большевиков, истребление инакомыслящих, огромный приоритет классовых интересов над духовными. В результате оттока лучшей части представителей научной интеллигенции, Россия оказалась в довольно плачевном состоянии. Она не могла полноценно конкурировать с рядом цивилизованных стран, и, потеряв часть своего великого наследия, оказалась в яме отсталости, информационной, культурной и научной бедноты[5].

«Вторая волна» эмиграции застала Россию в послевоенный период (1945-1949 гг). В это время страну покинуло около от 5,5 до 8 млн. человек,  большинство эмигрировавших – находившиеся в плену у немцев, и побоявшиеся вернуться на родину.  В данной ситуации оказалось значительно проблематичным определить из числа выбывших долю научной интеллигенции. Все последующие годы в России наблюдался достаточно низкий уровень перемещения ученых, но вторая половина 80-х годов была для страны достаточно критичной. Перемещение населения приняло массовый характер – в основном содержало в себе этнические мотивы. Причиной этому являлся рост националистических настроений. Эмигрантами, в основном, являлись лица интеллектуального труда, направляющиеся на свою историческую родину. Так, евреи, численность которых составила 75 % от общего числа эмигрирующих, направились в Израиль, немцы – в Германию. Выезд за рубеж этнически русских был достаточно незначительным. В начале 90-х годов растет численность русских эмигрантов  в Финляндию, Канаду, Швецию и даже Австралию.

Среди эмигрировавших  70 - 80-х годов можно отметить имена многих известных философов, в частности A.M. Пятигорский, Б.И. Шрагин, А.А. Зиновьев. П.М. Егидес, Т.В. Самсонова, И. Яхот, В.Н. Чалидзе. Десятки лет их имена не разрешалось произносить вслух, их труды находились под строжайшем запретом и изымались из библиотек. Все вышеперечисленные ученые вошли в «третью волну» эмиграции. Проживая и занимаясь трудовой деятельностью на территории другого государства, ученые не падали духом.  Они распространяли русские ценности среди западной культуры и культурно оставались чисто русскими. Так, всем известный музыкант М. Ростропович,  знакомил народы Запада с  российской музыкой на протяжении всего отрезка времени, который он прожил за границей [6, c.39]. 

Эмиграция ученых в период 1990-1994 гг. во многом порождалась внутренними причинами. Доля расходов в данный период времени на развитие науки и фундаментальных исследований сократилось чуть ли не в 5 раз. Если в 1989 г. уровень финансирования России на развитие науки был одним из самых высоких, то на период 1990 по 1994 гг. он стал в 50 раз меньше чем в США.  Всем известно, что финансирование государством научной сферы может быть не ниже  2% от ВНП.  Так, например на 1990-1994 гг.  уровень ассигнований науки в Израиле составлял 3,5%, в Японии - 3,05%. в США - 2,75%, а в России - 0,32%. Анализ выделяемых государствами средств позволил сделать вывод, что Россия едва опережает  по этому показателю страны Латинской Америки и Африки [7, c.139].

Применение термина «интеллектуальная миграция» по отношению к СССР в то время, в контексте эмиграции наших ученых за рубеж, вряд ли возможно. Массовые потоки специалистов, устремившиеся за границу, покидали родину ссылаясь лишь на политическую обстановку в стране и чисто на идеологические соображения, экономическая составляющая здесь имела далеко не решающее значение. В том случае, если брать за основу экономический фактор, то с эмиграцией ученых наша страна столкнулась в конце 80-х – начале 90-х гг. 20 века, после падения «железного занавеса» и с началом коренных изменений в экономической сфере.

Чтобы понять специфику современной интеллектуальной миграции, необходимо провести анализ сложного взаимодействия разнообразных  факторов, причин и условий перемещений. Наибольшее значение при анализе феномена эмиграции ученых на сегодняшний день имеют структурные факторы. Среди структурных факторов эмиграции научных кадров на первый план выходят профессиональные. Существует стабильная взаимосвязь между уровнем образования, специальностью и миграционными перемещениями населения. Немаловажную роль играет «смежный» фактор, он определяет возможность ученого максимально реализовать свой научный и творческий потенциал как профессионала. Также владение информацией и знаниями обеспечивает большую вероятность благополучной и максимально быстрой адаптации мигранта к изменившимся условиям. Для специалистов, эмигрирующих из России, большое значение имеют этнические факторы.

В целом, в настоящее время наблюдается  трансформация мотивов отъезда из России между «смутными» 90-ми годами и более стабильным периодом, начавшимся после 2000г. Если вначале на первый план выходили факторы страха, экономическая и политическая неустойчивость государства, утрата стабильности, то на сегодняшний день доминируют факторы повышения профессионального уровня, расширение культурных горизонтов, возможность карьерного роста. Преобладание этих мотивов говорит о том, что тенденция к массовому отъезду ученых начала, хоть и медленнее, чем бы хотелось, меняться в  сторону уменьшения потока интеллектуальной миграции. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Кареев Н.И.О духе русской науки // Русская идея. – М.: Республика. – 1992.
  2. Центр научной политической мысли и идеологии. Центр Сулакшина. Утечка мозгов: взгляд в будущее. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusrand.ru/analytics/utechka-mozgov-vzgljad-v-buduschee. Дата обращения: 01.05.2015.
  3. Газета «НТР». Судьба науки России. – 1995. – №6.
  4. Костиков В. Не будем проклинать изгнанье. Пути и судьбы русской эмиграции. – М. 1990.
  5. Санкт – Петербург: смотря в будущее, помнит о прошлом. Эмиграция первой волны. Режим доступа: http://spb-obovsem.narod.ru/stat-info/ rus_zarubegie/migratsiay_1_volna.html . Дата обращения: 03.05.2015.
  6. Интеллектуальная миграция в России. – СПб. – 1993.
  7. Наумова Т.В. «Утечка умов из России». – 1996.
Разделы