Сведения об образовательной организации

СТАНОВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО ТВ: ПЕРВЫЕ ШАГИ…

СТАНОВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО ТВ: ПЕРВЫЕ ШАГИ…

Попова О.Ю.
Научный руководитель - к.ф.н., доцент Видная О.Е.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
kseniya2021@yandex.ru

Осенью 1991 г. в общественно-политической жизни России возникла качественно новая ситуация. После запрета деятельности КПСС и ее печати, дезинтеграции Советского Союза, образования на новой основе Содружества Независимых Государств, становления другой экономической политики рыночных отношений радикальным образом изменилась не только политическая карта страны, но и иной стала структура российской журналистики. В 1990-е годы право на ведение телерадиовещания получило более 1 200 независимых организаций и физических лиц. На что рассчитывали новые телекомпании, чем жили? Можно ли было уже тогда считать телевидение бизнесом, или это было лишь средством политической борьбы?

Первой негосударственной телекомпанией в Тамбове стал канал «Полис». Он вышел в эфир 8 декабря 1993 года,  вещал на 5-м канале с 12 часов. Располагался в здании старого телецентра. «Полис» входил в Международную Ассоциацию радио и телевидения. Первая  официальная частная телекомпания появилась практически ровно через год после выхода государственной телерадиокомпании, это было 22 декабря 1992г.

В 1993 году выходит в эфир еще одна негосударственная телекомпания «Олимп». Руководство телекомпании изначально сделало ставку на платное вещание. Чтобы смотреть телеканал Олимп, необходимо было приобрести дешифратор и заключить договор, т.е. стать абонентом. Тем не менее, телеканал выходил в открытом эфире ежедневно с 7 до 10 часов, а в субботу круглосуточно. На телеканале делали много авторских программ, хотя  штат сотрудников был небольшим, около 8-10 человек. Ставка на платное вещание в итоге не оправдала себя, позже телеканал стал выходить, как и другие, в открытом эфире. Но уже тогда были попытки сократить зависимость телевидения от рекламы и сторонних вливаний.

В 1990-х годах появление новых телекомпаний воспринималось людьми, скорее, как чей-то механизм достижения целей. Подтверждение этому мы можем найти в одной из публикаций за 1993 г., где говорится о возможном создании второй государственной телекомпании: «Какими программами будет баловать тамбовчан вторая государственная теле- и  радиовещательная редакция (во главе с Бубенцовым), учрежденная при облсовете народных депутатов, пока неясно. Не нужно, конечно, особой проницательности, чтобы догадаться о целях создания новой редакции: идеологический рупор, вещающий по-иному, нежели нынешние наши телевидение и радио, которые, очевидно, не устраивают облсовет в силу своей демократичности. Наверное, тех передач, в которых участвовали те же народные депутаты и лидеры оппозиции, облсовету мало. На обустройство новой редакции будет затрачено немало миллионов. «Плюрализм» налогоплательщикам обходится все дороже»[1].

В 1995 году в Тамбове вещало три телекомпании: государственная ТТРК с ограниченным эфирным временем,  «Олимп» с ограниченной аудиторией из-за кодированного сигнала и «Полис», который пока имел мало своего контента и в основном  ретранслировал московскую «ТВ-6». Эти предпосылки послужили созданию еще одной частной телекомпании «ВДВ», образованной одноименным издательством. Программная политика нового канала была рассчитана на новости и программы о тамбовчанах: поэтах, писателях, музыкантах. «Пусть люди узнают самих себя, своих друзей и знакомых,  а те выразят мнение по самым разным вопросам нашей жизни», – говорил в интервью газете «Новая тамбовская газета» за 1995 год  директор ТК «ВДВ» Сергей Потапов [2].

Информационный бум, начавшийся в стране и в Тамбове в 1990-е годы, привел на телевидение многих людей. Конечно, это были еще не профессионалы. Не только они –

 все впервые пробовали работать в сфере телевидения. Было много критики и недовольства. Так, например, в газете «Город на Цне» за 1998 год находим такое описание происходящего: «Штаты телекомпаний заполнили люди, кажется, едва обученные грамоте. Наступает девальвация журналистики как профессии. Вербальное и духовное косноязычие захлестывает страницы и экраны. Серость, ограниченность и профнепригодность цветут махровым цветом. Одни упражняются в изящной словесности на уровне стеба, другие зацикливаются на чернухе, третьи пишут и говорят преимущественно о том,  что хорошо знают – о себе, любимых»[3]. С этим мнением трудно не согласиться, на протяжении 90-х годов в СМИ присутствовала некая вседозволенность, порой не имеющая отношения к свободе слова. Но уже тогда журналисты стремились делать качественные программы о людях, отходя от политики.

Изменения начинают происходить с начала 2000-х годов. Именно тогда администрация области начинает вести политику давления на все средства массовой информации с целью наиболее полного освещения своей деятельности. «Особенно это затрагивает телевизионщиков:  каждый день во всех новостных программах первое место должно быть за местным Белым домом», –  писали в газете «МК в Тамбове» за 2000 год [4].

Коммерческое телевидение родилось в атмосфере предвыборных гонок и политических преобразований. Оно процветало за счет конкурентной борьбы и выгодно продавало то, что называется журналистским трудом. С началом 2000-х годов, времени «закручивания гаек», телеканалом пришлось перестраиваться на новые законы жизнедеятельности. Для многих телекомпаний это стало трудным временем, кто-то с этим справился, а кто-то так и не смог понять, каким теперь должно быть телевидение.

Литература

1. Садомцева М. ТВ: забава или средство? // Город на Цне. 1993. 18 сентября.

2. Полозов В. Ниша для ВДВ // Новая тамбовская газета. 1995. 19 мая.

3. Кадышева Н. «Полис»: молодость, напор, интеллект // Город на Цне. 1998. 19 августа.

4. Полозов В. «Полис»: все к лучшему?» // Московский комсомолец в Тамбове. 2000.  2 ноября.