Сведения об образовательной организации

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ КАК ИНДИКАТОР ОТКРЫТОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ КАК ИНДИКАТОР ОТКРЫТОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Е.С.Заева
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Народная мудрость гласит: глухой слепого не поймет. Если не говорить, а молчать, не делать, а думать, то каждый из нас в той или иной ситуации может стать таким же глухим или слепым. Органы государственной власти не редко совершают эту ошибку: делают, но не рассказывают, принимают какие-то решения, не обсуждая их с гражданами, пытаются что-то улучшить, не объясняя, зачем и почему.

Элементарный доступ к социально-политической информации различного рода обеспечивает базовый уровень открытости любой системы. Система органов государственного управления не является исключением. При этом существенное значение имеет «понятность» информации для получателя, легкость ее восприятия, поскольку иначе вряд ли она имеет какой-либо смысл. Именно поэтому информационная открытость обычно определяется как возможность получения сведений о деятельности органов государственной власти посредством гарантированного доступа к носителям информации (документам, другим аудиальным и визуальным носителям), на которых фиксируются решения, затрагивающие общественно значимые вопросы. [Корченкова; 125-126]

Подобная информация, как правило, аккумулируется на одном ресурсе – информационном портале. В России они представлены достаточно полно. Существуют сайты президента, правительства России, Государственной Думы РФ, Конституционного суда РФ и многие  другие. У всех органов государственной исполнительной, законодательной и судебной власти регионов есть свои сайты. Более того, 30 января 2014 года председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение № 93-р об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти. Оно стало логичным продолжением Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», согласно которому с 1 января 2010 года все органы исполнительной власти обязаны иметь свой официальный сайт, на котором будет максимально прозрачно освещена их деятельность.

Подписанное в 2014 году распоряжение закрепляет основные принципы открытости министерств и ведомств, задачи и механизмы (инструменты) их реализации, а также содержит систему стратегических ориентиров в области обеспечения прозрачности государственного управления, подотчетности и подконтрольности власти гражданскому обществу и формирования эффективного диалога органов власти с гражданами, общественными объединениями и предпринимательским сообществом.

К основным механизмам открытости документом отнесены: принятие федеральными органами исполнительной власти планов до 2018 года, публичных деклараций целей и задач на каждый год; публикация информации о работе ведомства; публичная отчетность; независимая антикоррупционная экспертиза и общественный мониторинг; обеспечение понятности; работа с открытыми данными, обращениями граждан, организаций и общественных объединений, референтными группами; взаимодействие с общественными советами и СМИ.

Эти принципы соблюдаются и при создании и наполнении сайтов органов государственной власти. В частности, на них довольно полно и оперативно предоставляется такая информация, как новости, текущая деятельность, перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность или являющихся результатом деятельности соответствующего органа. Кроме того, обнародуются планы и определенные формы отчетности по их выполнению, предоставляется информация относительно графиков приема граждан должностными лицами, номера «телефонов доверия» или «горячих линий» и многое другое.

В администрации Тамбовской области в 2006 году также был создан информационный портал органов государственной власти Тамбовской области (www.tambov.gov.ru). А в 2010 году было подписано постановление администрации области №664 «Об организации доступа к информации о деятельности органов государственной власти Тамбовской области», согласно которому и размещается информация на данном интернет-портале.

Помимо новостей и анонсов мероприятий, на ресурсе можно найти справочную информацию о Тамбовской области, различную официальную и правовую информацию. Здесь представлены полные сведения о главе администрации Тамбовской области, исполнительной власти региона. Можно ознакомиться с результатами опросов населения, госзакупками, порядком предоставления государственных услуг, найти другую информацию.

Тему открытости органов государственной власти постоянно изучают различные фонды и организации, составляя рейтинг информационной открытости органов исполнительной власти РФ. В частности, Фонд свободы информации с 2004 года регулярно осуществляет мониторинг официальных сайтов органов власти. С 2010 года все исследования организации проводятся с помощью автоматизированной системы экспертного мониторинга «Инфометр» (ранее – ЭКСМО), разработанной его IT-специалистами. Система позволила усовершенствовать рабочие процессы, обеспечила возможность прямого контакта исследователей и чиновников, упростила для обеих сторон возможность слежения за ходом мониторинга.

В частности, в мае 2014 года  был опубликован рейтинг информационной открытости органов исполнительной власти РФ за 2014 год. Администрация Тамбовской области и, соответственно, информационный портал органов государственной власти Тамбовской области (www.tambov.gov.ru) в рейтинге из 83 организаций заняла 66 место с итоговой оценкой открытости 31,1 процент. Лидирует в рейтинге правительство Ростовской области и, соответственно, сайт http://www.donland.ru/. Их итоговая оценка открытости составляет 100 процентов.

В качестве недостатков информационного портала органов государственной власти Тамбовской области указаны отсутствие протоколов, видеозаписей, стенограмм заседаний органа. Кроме того, на ресурсе не представлена база нормативных правовых актов, изданных органом, отсутствует возможность поиска по базе НПА, нет разделов правовой базы органа в зависимости от вида документа. На портале не размещен отчет об использовании бюджетных средств, выделенных на функционирование органа за 2013 год, нет возможности следить через сайт за движением поданного обращения, отсутствует сервис «Личный кабинет» и ряд других функций.

Вместе с тем, на ресурсе полностью представлена информация по следующим направлениям: перечень структурных подразделений аппарата, карта субъекта РФ с указанием границ и наименований административно-территориального деления, указание даты и времени размещения и изменения информации, перечень вакансий в органе, новостная лента, возможность подписки на новостные обновления через RSS, наличие возможности обращения в орган через сайт (электронная приемная, интернет-приемная), наличие на сайте модулей, содержащих опрос общественного мнения (анкеты) и корректная работа сайта при использовании устройств сенсорного ввода.

Несмотря на низкое место во всероссийском рейтинге, информационный портал органов государственной власти Тамбовской области решает поставленные перед ним задачи по доступности информации, выступает своего рода свидетельством «открытого» характера системы. Кроме того, портал постоянно модифицируется и совершенствуется, что свидетельствует о возрастающем с каждым годом уровне открытости органов государственной власти Тамбовской области.     

Литература

1. Корченкова Н. Ю. Принцип информационной открытости как требование современной демократии / Н. Ю. Корченкова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - Серия: Право. - 2000. - № 1. - С. 124-128.

2. Распоряжение Правительства РФ от 30 января 2014 г. № 93-р.

3. Рейтинг «Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в 2014 году»

(http://system.infometer.org/ru/monitoring/160/rating/).