Сведения об образовательной организации

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИНТЕРНЕТ-АГЕНСТВА ЦФО РФ: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИНТЕРНЕТ-АГЕНСТВА ЦФО РФ: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ

В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Ю.Р. Балабанова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина
Juliana.Balabanova@yandex.ru

Потребность современного российского читателя в региональных новостях достаточно высока, и интерес увеличивается с каждым годом. Все чаще читатель приходит за ними в Интернет. Наряду с печатными, онлайн-СМИ стали в глазах читателей верификаторами информации, к которым они обращаются за объективной, непредвзятой оценкой действительности.

Как свидетельствует отчет Центра исследований РИА «Новости», наблюдается устойчивый интерес к локальной информации на регио­нальном уровне. Региональная тематика у россиян часто вызывает больший интерес, нежели федеральные новости, так как в большей степени влияет на повседневную жизнь. [4:11]

При этом, большинство (26%) пользователей сети Интернет в России проживает в городах с населением менее 100 тыс. человек, 21% проживает в сёлах, 19% –  в городах с населением от 100 до 500 тысяч. На долю городов с населением от 500 до 1 млн человек приходится всего 7% пользователей, а городов-миллионников – 12%. В Москве проживает 11% пользователей, в Санкт-Петербурге – 4%.

В этом контексте региональные информационные интрернет-агентства (далее - РИИА), зарекомендовавшие себя как наиболее оперативные и непредвзятые СМИ, выходят на первый план в медиа-среде российских регионов.

Многие исследователи выносят информационные интрернет-агентства в отдельную категорию СМИ. Несмотря на то, что традиционно информационные агентства не рассматриваются как самостоятельные СМИ, освоение Интернета позволило им таковыми стать. Из «специализированных информационных предприятий, обслуживающих СМИ» агентства, функционирующие в сети Интернет, превратились в полноправный элемент общей системы СМИ, сочетающий в себе функции СМИ и информационного агентства, занимающегося сбором, обработкой и распространением информации через Интернет и другие цифровые средства связи [3].

В процессе подготовки работы нами были использованы статистические данные поисковых систем Интернета и баз данных Rambler Top-100, Яндекс каталог, Каталог Mail.Ru, DMOZ. Проанализировав в общей сложности более 900 сайтов вышеназванных каталогов в категориях «СМИ», «новости», «информационные агентства», нами были выделены 122 новостных сайта, позиционирующих себя как информационное агентство, на данный момент функционирующих в регионах России, в том числе 24 – в Центральном федеральном округе. В этот список вошли только информационные агентства, имеющие государственную регистрацию.

Отметим, что именно ЦФО, по оценке Фонда «Общественное мнение» лидирует среди федеральных округов России по уровню проникновения Интернета. Согласно данным на конец 2014 года, общее число пользователей здесь составляет 20,7 млн. человек. В Приволжском федеральном округе – 14 млн.; в Южном и Северокавказском – 10,5 млн.; в Сибирском – 9,9 млн.; в Северо-Западном – 7, 8 млн.;  в Уральском – 6,4 млн.; в Дальневосточном – 3,1 млн. человек.

В качестве формального маркера для обозначения времени основания РИИА мы воспользовались информацией о дате государственной регистрации СМИ. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что большинство РИИА были зарегистрированы в 2000-х годах. Так, самым «старым» агентством является ИА «ЦентрИнформ» (1999 год). Другое СМИ этого региона - Информационное агентство «МосСовет», получило регистрацию в 2001 году. «Владимирская Служба Новостей» зарегистрирована в 2003 году. В 2005 году зарегистрировано «Агентство Новостей Подмосковья»,через год, в 2006-ом, регистрацию получило Тверское региональное информационное агентство «Социум» (2006 г.), ИА «Курсксити.ру» и «Деловой Мичуринск» зарегистрированы в 2007 году. Годом позже были зарегистрированы еще два агентства – «Город_24» (г. Брянск). В 2009 году регистрацию прошли информационные агентства «Медиатрон» «Воронеж-медиа» ИА «Тамбовспорт», в 2010 году – «Тула Тайп» и «Онлайн Тамбов.ру», в 2011 - «Тульские новости», Рязанское информационное агентство «Малая Родина», Рязанское информационное агентство «7Новостей», Информационное агентство «Новомосковск Сегодня», в 2013 году - Тверское информационное агентство ТИА и НИА-Тверь. В 2014 году были зарегистрированы сразу 4 РИИА - Региональное информационное агентство Московской области (РИАМО), ИА «Тульская пресса» и «МедиаРязань».

Диаграмма 1.

Количество информационных агентств в регионах ЦФО

В данной статье мы постараемся дать характеристику основным показателям работы РИИА. Для этого мы проанализировали работу данных СМИ, опираясь на ряд критериев. В них вошли как стандартные признаки, характерные для традиционных СМИ (дата регистрации, аудитория, тематика и целевое назначение, количество новостных сообщений, характер подписки), так и специфические, свойственные лишь интернет-среде (конвергентная активность, посещаемость, интерактивность, уровень юзабилити сайта, присутствие в социальных сетях и сервисах).

В качестве формального маркера для обозначения времени основания РИИА мы воспользовались информацией о дате государственной регистрации СМИ. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что большинство РИИА были зарегистрированы в двухтысячных годах. Так, самым «старым» агентством является ИА «ЦентрИнформ»(Московская область). Другое СМИ этого региона, Информационное агентство «МосСовет», получило регистрацию в 2001 году. «Владимирская Служба Новостей» зарегистрирована в 2003 году. В 2005 году зарегистрировано «Агентство Новостей Подмосковья»,через год, в 2006-ом, регистрацию получило Тверское региональное информационное агентство «Социум» (2006 г.), ИА «Курсксити.ру» и «Деловой Мичуринск» зарегистрированы в 2007 году. Годом позже были зарегистрированы еще два агентства – «Город_24» (г. Брянск) и «PenzaNews». В 2009 году регистрацию прошли информационные агентства «Медиатрон» «Воронеж-медиа» ИА «Тамбовспорт», в 2010 году – «Тула Тайп» и «Онлайн Тамбов.ру», в 2011 - «Тульские новости», Рязанское информационное агентство «Малая Родина», Рязанское информационное агентство «7Новостей», Информационное агентство «Новомосковск Сегодня», в 2013 году - Тверское информационное агентство ТИА и НИА-Тверь. В 2014 году были зарегистрированы сразу 4 РИИА - Региональное информационное агентство Московской области (РИАМО), ИА «Тульская пресса» и «МедиаРязань».

Сайты социальных сетей – это один из самых ярких феноменов сети Интернет в последнее время. Всего за несколько лет, прошедших с их расцвета в 2003 году, эти ресурсы стали главной точкой входа в Интернет для миллионов пользователей по всему миру. Не меньшую актуальность социальные сети имеют для профессиональной коммуникации и особенно для СМИ, а умение работать в их пространстве является необходимым для современных журналистов. В некоторых случаях сообщества в социальных сетях уже становятся полноценной составляющей конвергентного СМИ со своей специфической аудиторией и контентом [1].

На сегодняшний день ведение аккаунтов в социальных сетях – обязательный атрибут работы редакции любого уважающего себя СМИ, и необходимость в конвергенции с социальными медиа и ресурсами, рассматривается как аксиома. Освоение этой достаточно специфичной, но наиболее интерактивной, скоростной и наименее затратной площадки для распространения информации начали и региональные СМИ.

По мнению экспертов РИА "Новости", присутствие СМИ в соцсетях имеет ряд преимуществ: предпочтение бренду; прямые переходы на страницы сайта; регулярное посещение страницы, группы, сообщества СМИ в социальных сетях; активные обсуждения, которые, в свою очередь, могут быть проанализированы редакцией СМИ и использованы как мнения и цитаты в новом контенте; использование сообщества групп как поставщика читательского контента; возможность иметь моментальную реакцию пользователей [2].

В данной статье мы постараемся дать оценку присутствия региональных информационных агентств (далее – ИА) Центрального федерального округа в основных популярных социальных сетях российского сегмента сети Интернет на примере ИА "Онлайн Тамбов.ру" (г. Тамбов), "Бел.ру" (г. Белгород), "Город_24" (Брянская область), "Малая родина" (Рязанская область),  Тверское информационное агентство (ТИА) (Тверская область), «Тульские новости» (г. Тула). Эти агентства имеют лицензию о государственной регистрации в качестве интернет-СМИ.

Выбор социальной сети для продвижения проекта или, в данном случае – сайта информационного агентства, редакция, в большинстве случаев осуществляет, опираясь на свою целевую аудиторию – с одной стороны, и специфику самой социальной сети – с другой. Очевидно, что будет бессмысленным, например, продвигать СМИ, которое не специализируется на производстве качественного фотоконтента, с помощью «Инстаграм», где помещаются только фото- и видеоматериалы.

Стремясь охватить как можно большую аудиторию и, благодаря своей универсальной тематической направленности, региональные ИА предпочитают осваивать площадки практически всех доступных соцсетей.

Проанализировав даны, приведенные в таблице 1, можно сделать вывод, что чаще всего редакции региональных информационных агентств выбирают для продвижения для продвижения сети «ВКонтакте» и сервис микро-блогов «Твиттер», в них зарегистрированы все из вышеперечисленных ИА. Это обусловлено, прежде всего, большим охватом аудитории (как сообщает официальная статистика «ВКонтакте», на сайте зарегистрировано более 290 миллионов пользователей)  и простотой использования данных площадок, аккаунты которых можно легко интегрировать.

Сеть «Одноклассники», несмотря на благоприятные условия для продвижения именно региональных СМИ (в т.ч. большой охват аудитории из провинции), гораздо реже разрабатывается как площадка для продвижения. Инструменты соцсети «Facebook» используются редакциями более охотно, но ввиду сравнительно небольшой скорости  прироста русскоязычного сегмента аудитории в целом и жителей регионов – в частности, страницы региональных ИА не пользуются большой популярностью.

Таблица1

Присутствие редакций региональных ИА ЦФО в социальных сетях (на 1 марта 2015 года)

 

«ВКонтакте»

«Одноклассники»

«Facebook»

«Твиттер»

Тверское информационное агентство

Открытая группа; 23 140 подписчиков

Открытая группа; 4 747 подписчиков

Публичная страница;

192 подписчика

1 237 подписчиков

Онлайн Тамбов

Личная страница;

10 241 подписчик

нет аккаунта

Публичная страница;

221 подписчик

675 подписчиков

Малая Родина

Открытая группа; 9 840 подписчиков

нет аккаунта

Личная страница;

922 подписчика

31 подписчик

Тульские новости

Публичная страница; 2 554 подписчика

Открытая группа; 4 747 подписчиков

Публичная страница; 1 128 подписчиков

3 787 подписчиков

Бел.Ру

Публичная страница; 1 333 подписчика

нет аккаунта

Публичная страница;

112 подписчиков

1 015 подписчиков

"Город_24"

Открытая группа;

68 подписчиков

нет аккаунта

нет аккаунта

11 подписчиков

 

Сервис «Инстаграм» был освоен редакциями относительно недавно, и используется в основном для поддержания узнаваемости бренда и формирования положительного имиджа СМИ.

Недостаток «Инстаграм» для продвижения СМИ в том, что он слабо генерирует трафик, несмотря на то, что хорошо работает на имидж, повышает узнаваемость, позволяет охватывать большое количество аудитории. Что касается региональных ИА, то только 2 из 6 проанализированных нами редакций имеют аккаунты в «Инстаграм».

Аудитория ИА «Онлайн Тамбов.ру» в «Инстаграм» насчитывает 862 подписчика. В аккаунте  187 публикаций с хэштегами #onlinetambov; #онлайнтамбов (официальные хэштеги), а также #новости; #Тамбов.

У ИА «Бел.ру» в этом сервисе 148 публикаций и 192 подписчика. Официальные хэштеги: #белру; #belru_online; также часто используются #белгород; #belgorod.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что редакции региональных информационных агентств начали осваивать интернет-пространство в двухтысячных годах. Из 17 областей, входящих в состав ЦФО, только 11 имеют на медиа-рынке РИИА. Большинство редакций ведут активную работу по продвижению своих СМИ в сети Интернет. Ориентируясь на молодого массового потребителя, региональные ИА делают ставку на продвижение в соцсетях «ВКонтакте»и «Твиттер».

Список литературы:

1. Дьяченко О. В. Российские СМИ в социальных сетях Facebook и в «ВКонтакте»: практики взаимодействия. - "Медиаскоп" Выпуск №4. 2014 г. [электронный ресурс] / О. Дьяченко // http://www.mediascope.ru/node/1615

4. Лихачёв Н. Соцсети для медиа: как работала команда SMM РИА Новости [электронный ресурс] / Н. Лихачёв  //  http://tjournal.ru/paper/ria-smm

3. Могилевская Э. В. Информационные агентства в Интернете [Электронный ресурс] / Э. В. Могилевская. - Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/ - Загл. с экрана.

4. Тенденции развития новостного сегмента медиаотрасли России. Отчет Центра исследований РИА «Новости».