Сведения об образовательной организации

ЗНАЧЕНИЕ МОЛОДЕЖНОГО РАДИО ХХ ВЕКА: СВИДЕТЕЛЬСТВА СОВРЕМЕННИКОВ

ЗНАЧЕНИЕ МОЛОДЕЖНОГО РАДИО ХХ ВЕКА: СВИДЕТЕЛЬСТВА СОВРЕМЕННИКОВ

М. И. Алейникова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
aleinikova.maria-8@mai.lru 

В настоящее время радио, как и печать и даже телевидение, становятся средствами массовой информации не столь популярным среди молодежи. Все переходит в интернет-среду. Современному пользователю достаточно зайти на понравившийся электронный ресурс и получить ту или иную информацию абсолютно любого формата посредством клика мыши: будь то аудио, видео или печатный текст. Среднестатистический потребитель информации научился самостоятельно добывать интересующий его продукт. «Владеть информацией», быть в курсе всех значимых событий – никогда не выходило из моды. Но как же было раньше, когда появилась печатная пресса, после - радио, а затем только телевидение? Какому виду СМИ отдавала предпочтение молодежь прошлого столетия? Радио. Именно ему мы и посвятим данную статью и расскажем, каким его помнят современники.

Аудиоинформация в ХХ веке была актуальна, потому что находилась в большей доступности: печатные издания распространялись через газетные киоски или по подписке, что стоило денег, телевизор могли позволить не в каждой семье, а вот радиоприемник можно было сделать самостоятельно. Кроме того, информация, воспринимаемая на слух, не требует большей концентрации, позволяет расслабиться, не задействовав при этом органы зрения, а также дает возможность заниматься привычными делами, свободно передвигаясь, например, по дому.

Для того чтобы более подробно изучить предлагаемую тему, мы пообщались с горожанами, входящими в состав Совета ветеранов Тамбовской области (возрастная категория «50+»). Была проведена масштабная работа, которая показала, что 70% всех опрошенных отдают свое предпочтение радиоканалам, остальные – телевидению или печатной индустрии. Стоит отметить, что в конце февраля 2015 года состоялся пленум Совета, на котором обсуждали важный для ветеранов вопрос повышения тарифа пользования проводным радио. Из-за резкого роста цен говорили о том, стоит ли продолжать пользоваться этим видом средств массовой коммуникации или проще отключиться от услуги. Практически единогласно ветераны отстояли радио: «Радио должно быть и будет!», «Кто мы без радио?», «Без телевидения еще можно, но только не без радио».

Заметим, что так рьяно защищая свои права на пользование радио, слушатели выделяют и соответствующие минусы, которые преобладают в современных эфирах. Во-первых, много ненужной рекламы (50%). Во-вторых, как было сказано выше, цена (недовольны 30%). И, в-третьих, ведущие стали не такими искренними, а их речь – теперь не эталон грамотности (10%): «Раньше всех знали по именам, им писали письма и признавались в любви. Сейчас их работа превратилась в бизнес». Столько же людей выделяют минус в том, что радио сейчас стало узкоспециализированным (10%), аргументировав неудобства тем, что нужно настраиваться на ту или иную волну, соответствующую интересу: если в пути, то «Дорожное радио» или «Авторадио», много песен и мало информации на «Руссом радио», а вот на «Маяк», «Эхо Москвы» и «Радио России» наоборот, много говорят без музыкального сопровождения, по мнению опрашиваемых.

Многие слушают радио для того, чтобы расслабиться. В этом плане узкая специализация для других становится положительной. Чтобы сохранить свои преимущества на рынке информации, на радио стали появляться свои инновации, поощряемые вниманием рассматриваемого нами слушателя «50+». Сами того не понимая, ветераны выбирают различные Music Box - так во всем мире называют каналы, позиционирующие себя как радио, но круглыми сутками транслирующие в эфир только музыку. Есть Music Box различных жанров, направлений и стилей: классическая музыка, органная музыка, Рок-н-Ролл, рок, джаз, шансон (эти радиоканалы называли опрашиваемые).

Помимо всего прочего, мы узнали особенности радиовещания изнутри: как раньше делалось радио, и через что нужно было пройти организаторам, чтобы слушатель получил готовый информационный продукт. Для этого мы поговорили с Константином Денисовым, заместителем директора филиала ФГУП ГТРК «Радио России «Тамбов». Радио он посвятил 44 года своей жизни, и, как никто другой, знает особенности его становления в нашей области. На Тамбовщине радиовещание появилось в 1937 году. В то время молодежного радио как такого не существовало из-за жесткой цензуры. Каждое слово ведущего проверялось специалистами. Готовую программу возили на утверждение в ГЛАВЛИТ (Главное Управление по делам литературы и издательств) до середины 1980-х годов. Все доклады политических партий зачитывались полностью. Отношение к речи было значительно строже, особые требования были к диктору, как к образцу и эталону русского языка. После стало проще: тогда на радио стали появляться новые жанры, появилась весомая конкуренция. Чтобы удержать свою аудиторию, радио стало не только информировать, но и просвещать, а также развлекать слушателя. Появились интерактивные формы общения с аудиторией.

У поколения помладше особые воспоминания связаны с 1990-ми годами, когда в Тамбове появилось первая молодежная радиостанция «Топ-Радио». Это первое частное музыкальное радио, которое в области стало первым вещать в FM формате. До этого на Тамбовщине были только «Европа плюс» и «Радио Максимум». В апреле 1994 года шесть студентов во главе с Павлом Серегиным, ныне членом Общественной палаты по Тамбовской области, загорелись идеей создания молодежного радио. В начале 1995-го года «Топ-Радио» ловили на радиоволнах большинство тамбовских слушателей. Вещание производилось в общежитии завода «Пигмент». Основным источником доходов на радио была реклама. Контент – музыка, абсолютно различных жанров, направлений. Были и соответствующие сложности у организаторов – в наполнении этого контента. Со временем у радио появилась конкуренция. На протяжении пяти лет «Топ-Радио» успешно функционировало и заставляло сотни слушателей восхищаться им, как чем-то новым и необычным. Сейчас это радио больше не самостоятельное СМИ, существует как филиал «Русского радио» в Тамбове. Но те, кто помнят «Топ-радио» прежним, в период его популярности, рассказывают о нем, как о поре молодости, ставя в пример современным радиостанциям.

Кроме представленных радиостанций, регулярно вещающих в нашем регионе, в области существует еще 23, у четырех из которых - собственное вещание.

- «Дорожное радио-Тамбов» (106.4 FM);

- Муниципальное казенное учреждение  «Радио Мичуринска»;

- «Global FM»;

- «Русское радио» филиалы в Тамбове (105.9 FM), Моршанске (107,8 FM), Мичуринске (90,5 FM), Кирсанове (101,7 FM), Уварово (101,0 FM);

- «DFM» (87,9 FM) в Мичуринске; «MAXIMUM»;

- «Авторадио-Тамбов»;

- «Ретро FM-Тамбов»;

- «Серебряный век» («Love – радио»);

- «Эхо Москвы в Тамбове»;

- «Европа плюс»;

- «Городское радио «Тамбов»;

- Радио «Ваня» (90.2 FM);

- МБУ «Редакция радио «Котовск» (собственное вещание);

- «90 FM» в Мичуринске (собственное вещание);

- «Настоящее радио – Мичуринск» (собственное вещание);

- «Город ФМ» в Уварово на волне «Авторадио»;

- «Мичуринская  волна» (собственное вещание);

- «Радио Дача» (90,90 FM); 

- «Наше радио» (72,56 FM);

- «Спорт FM» (103,90 FM);

- «Ретро FM» (104,40 FM);

- «Детское радио» (104,90 FM).

Вернемся к тому, с чего начали: многие радиосети переходят в интренет-пространство с целью увеличения круга слушателей и удобства пользования. Такой ход на самом деле является положительным для постоянного развития и удержания радио, как СМИ,  на плаву.  Но и здесь есть свои подводные камни, которые касаются  слушающих пенсионеров, так не освоивших нити всемирной паутины. Наши региональные радиокомпании также занимаются разработками вещания не только на FM волнах, но и в режиме онлайн, что довольно удобно. Но все официальные сайты, закрепленные за тем или иным вещателем, пока находятся в стадии разработки, а это не способствует более быстрому поиску. Так что о переходе регионального радио в интренет говорить пока рано.

Эфирное вещание наиболее востребовано среди слушающей аудитории разной возрастной категории, когда больше преобладает именно развлекательная направленность. Что же касается популярности, то современное поколение предпочитает «Love – радио», а ветераны – «Радио России «Тамбов» (предпочтительны передачи с упомянутым выше журналистом Константином Денисовым: «Здравствуй, Тамбов», «Здравствуй, Рассказово», «Диалог с городом»).

Люди преклонного возраста включают свои приемники и настраиваются на нужную волну радио более интеллектуального характера, предпочитают «разговорные» программы. Ветераны признаются, что в такой атмосфере чувствуют себя непосредственными участниками той или иной передачи, нужными городу, ведь кто, как не они сможет по-настоящему понять и проникнуться той или иной проблемой нашего региона.

Радио и тогда и сегодня продолжает давать информацию, а вот какую – вопрос уже другой. Интересы аудитории прошлого столетия и нынешнего находятся на разных временных шкалах и претерпевают соответствующие изменения. Поэтому и в то время и сейчас радио продолжает приковывать внимание своих слушателей, охватывая досуг, становясь своеобразным фоновым саундтреком в жизни каждого поколения.

Литература

  1. Советская цензура в эпоху тотального террора. Главлит и его структура [Электронный ресурс] / Открытый текст. Электронное периодическое издание – Режим доступа: http://www.opentextnn.ru/censorship/russia/sov/libraries/books/blium/total/?id=561, свободный;
  2. Radiomap.eu [Электронный ресурс] / Радиостанции в Тамбове – Режим доступа: http://radiomap.eu/ru/tambov, свободный;
  3. "Love radio" – радиостанция [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.loveradio.ru/, свободный.